«Душе́вныма очи́ма ослѣпле́нъ, къ Тебѣ́, Христе́, прихожду́, я́коже слѣпы́й отъ рожде́нія...» (Неделя о слепом)
«Душе́вныма очи́ма ослѣпле́нъ, къ Тебѣ́, Христе́, прихожду́, я́коже слѣпы́й отъ рожде́нія...», (ВОСКРЕСЕНЬЕ О СЛЕПОМ).
В Китире 24 мая 2025 г.
Арх. Павлос Димитракопулос ,богослов-писатель-И. М. Кифера и Антикитера
Сегодняшнее воскресенье, дорогие братья и сестры, есть шестое воскресенье после Пасхи, Неделя слепых, и названо оно так потому, что в этот день наша святая Церковь установила воспоминать сотворенное Господом чудо исцеления слепого от рождения. Это удивительное чудо, уникальное в своем роде, доказательство мессианской природы Господа, но также и Его божественности, чудо, напоминающее нам о сотворении первого Адама из глины. Чудо, о котором идет речь, о котором нам повествует только евангелист Иоанн в 9-й главе своего Евангелия, было совершено Господом вновь в Иерусалиме вскоре после праздника Кущей. Это двойное чудо, потому что, как толкуют святые отцы, Господь открыл слепому не только физические глаза, но и очи его души.
Как рассказывает евангелист, после чуда фарисеи неоднократно допрашивали его, чтобы узнать, как исцелился слепой. И хотя он сообщает им, что именно Иисус исцелил его, они всячески стараются либо отрицать чудо, либо извращать его, представляя, что оно совершено не Христом, а Богом, либо представлять Христа грешным человеком. Что показывает, что они не только не хотят верить в него в связи с этим чудом, но и смертельно его ненавидят. Зависть и ненависть ослепили их духовные очи.
Родственники слепого приняли чудо, а также и его виновника — Господа, но из страха и трусости не исповедали его, чтобы фарисеи не отлучили их. Однако такая вера, которая не сопровождается соответствующим исповеданием и не провозглашается публично, не принимается Господом и не восхваляется Им. Единственный, кто сознался, причем с мужеством и дерзновением, как в чуде, так и в виновнике чуда, был бывший слепой. Вот почему Господь, желая похвалить его веру, а также его мужественное исповедание, пришел позже и нашел бывшего слепого и сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И бывший слепой говорит: «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Господи, кто Он, чтобы мне уверовать в Него? И Господь отвечает ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Вы его видели. Это Он сейчас говорит с вами. И тогда слепой отвечает: «Верую, Господи», — и поклоняется Ему.
Как учат нас Святые Отцы, великая и основополагающая истина нашей веры заключается в том, что у человека есть два вида глаз: глаза тела и глаза души. Физическими глазами он наслаждается окружающим его чувственным миром. В духовных вопросах он снова наслаждается светом Божественной Благодати и уже сейчас предсказывает тайны Царствия Небесного. И как при ослеплении наших физических глаз мы не можем больше видеть окружающий нас чувственный мир, так и при ослеплении очей наших душ мы ходим во тьме духовной, потому что не можем различать, как угодить Богу, как вести свою духовную борьбу и как достичь своего спасения. И как очи тела ослепляются различными болезнями, которые изучает медицинская наука, так и очи души ослепляются некоторыми другими душевными болезнями, то есть страстями, которые, когда овладевают душой, омрачают ее духовно и ведут к духовной смерти.
Основным и необходимым условием для того, чтобы очи нашей души были открыты и озарены светом Божественной благодати, является вера истинная, здоровая и нелицемерная, подобная той, которую имел некогда слепой, а также наша постоянная борьба за очищение своей души от страстей, которые ослепляют и оскверняют ее. Сам Господь указывает на необходимость этого очищения, которое должно предшествовать, чтобы человек мог достичь видения Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Неопровержимым критерием, на основании которого мы можем оценить подлинность нашей веры, является то, готовы ли мы и в какой степени исповедовать свою веру, когда ее хулят и дискредитируют ее отрицатели, но также и переносить последствия такой веры, то есть претерпевать гонения и испытания, чтобы оставаться стойкими и непоколебимыми в своей вере.
В данном случае вопрос заключается в следующем: можем ли мы сказать, что мы искренне и нелицемерно верим в Господа? Многие христиане сегодня заявляют о своей вере, однако у них есть собственное восприятие веры. Они верят так, как думают, по-своему и в соответствии со своими критериями. Они не принимают всего, чему нас учит Господь. Некоторые из них они принимают, а другие отвергают. Что-то, что показывает, что в глубине их душ таятся гордыня и эгоизм. В конечном итоге эти христиане создают свое собственное Евангелие, кроят и сшивают его по своим собственным меркам, в результате чего впадают в заблуждение и думают, что они идут правильно в своей духовной жизни. Они намеренно игнорируют тот факт, что не существует такого понятия, как субъективная вера, то есть вера, какой ее воспринимает каждый человек. Они не признают, что вера ЕДИНА, как ее открыл нам Христос, как ее приняли святые апостолы и как учит ей наша Церковь, и что она не меняется. Он не допускает сложения или вычитания.
Чтобы лучше понять ужасную духовную слепоту, которой достигает человек, когда он доходит до искажения некоторых истин Евангелия и создания своего собственного Евангелия, давайте возьмем случай книжников и фарисеев времен Христа. Это были теологи того времени, прекрасные знатоки закона Моисея и пророки. Они лучше всех знали Моисея и пророков, которые пророчески говорили о Мессии – Христе, и с нетерпением ждали Мессию. И все же! Хотя они знали пророков, они, тем не менее, неверно их истолковывали. Они сформировали свой собственный образ Мессии, который не имел ничего общего с образом, данным пророками в их пророческих текстах. Они ждали Мессию, исходя из своих личных желаний и ожиданий, то есть как мирского царя, который освободит их от римского ига. В результате, когда Христос пришел в мир, они не поверили в Него, хотя все мессианские пророчества исполнились в Его лице. Хотя они видели каждый день великие и удивительные чудеса, они не только не верили, но и смертельно ненавидели Его. Они видели чудеса своими физическими глазами, а их духовные глаза были закрыты, потому что внутри них была гордость и зависть. Мы, братья мои, можем впасть в ту же ошибку, что и фарисеи, когда будем пытаться толковать Евангелие по-своему, а не так, как учит нас Церковь.
В дополнение к этому, мы должны также подчеркнуть, что истинная вера стоит дорого, влечет за собой скорби и гонения, по словам апостола, «все, желающие жить благочестиво, будут гонимы». Все, кто хочет жить по учению Евангелия, будут гонимы. Когда наша вера нам ничего не стоит, она не может быть истинной. Все святые нашей Церкви доказали истинность своей веры, претерпев гонения. Некоторые, подобно святым мученикам, доказали истинность своей веры, пожертвовав своей жизнью. То же самое мы видим и в случае бывшего слепого человека, который доказал истинность своей веры, выдержав насмешки фарисеев и изгнание из синагоги.
Необходимо провести самокритику и самоанализ, чтобы выяснить, обладает ли наша собственная вера всеми этими элементами и характеристиками, о которых мы упомянули выше. И если мы обнаружим, что их не существует, то нам следует не медля изменить курс. Потому что нет ничего хуже в нашей духовной жизни, чем думать, что мы идем по правильному пути, в то время как мы сбились с пути ложного. Давайте без промедления и отсрочки побежим к доброму духовному наставнику и будем следовать всему, что он нам укажет. Стыдно терять душу из-за поверхностности. В день суда, когда мы поймем, что поссорились, будет слишком поздно, потому что тогда мы уже ничего не сможем исправить. Поэтому давайте стремиться воплощать Евангелие в жизнь так, как учит нас Церковь, а не так, как мы его понимаем, что, я надеюсь, произойдет со всеми нами по благодати Господа нашего Иисуса Христа, заступничеством Владычицы Богородицы и всех святых. Аминь.
http://aktines.blogspot.com/2025/05/blog-post_107.html#more