Способ преподания Божественного Причащения – ведущий к совершенному несовершенству
Вопрос пастырский, а не догматический
Протопресвитер Христофор Хрони, клирик священной митрополии Этолийской и Акарнианской (доктор богословия, кандидат философских наук)
Τρόπος μετάδοσης της Θείας Κοινωνίας- Οδεύοντας προς την τέλεια ατέλεια
Ποιμαντικό και όχι Δογματικό το ζήτημα
Πρωτοπρεσβυτέρου Χριστοφόρου Χρόνη,Κληρικού Ι.Μ. Αιτωλίας κ΄ Ακαρνανίας (Δρ. Θεολογίας-Μ.Α. Φιλοσοφίας)
Нерешительно начались вестись разговоры об изменении способа преподания верующим Тела и Крови Христовых. Нет ничего парадоксального в том, что эти красивые разговоры активно поднимаются людьми совершенно не вкусившими церковной и сакраментальной жизни (согласно современным данным, потому что они меняются). Ранее такие не вкусившие церковной жизни, когда «приходили в себя», они достигали несказанной духовной высоты: например св. апостол Павел, Мария Египетская, Самаритянка, святая Пелагия, прп. Моисей Эфиоплянин, святая Варвара, святой Ахмед Новомученик и многие другие.
Парадокс заключается в том, что из уст церковных мужей, епископов-священников богословов, отечественных и зарубежных, слышны разговоры об этом изменении. Аргументом для таких разговором является следующий - способ преподания Святого Причастия не является догматическим вопросом. Такая перемена лишь снизит шансы для передачи заразной болезни и, самое главное, прекратит шокировать людей с неполной, искаженной или даже несуществующей верой. Для Церкви никогда не возникало вопроса об изменении способа преподания Причащения из-за страха передачи инфекционных болезней, о чем будет сказано показано ниже. Что касается вопроса соблазна, то его по сути не существует. Верующий никогда не соблазниться или напугается, в отличие от того, кто сомневается и боится, и кто правильно делает, что не приходит к Божественному Причащению, потому что тогда он обязательно заболеет, по словам святого апостола Павла: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» . [1]
Вопрос возник не сегодня. Он был поставлен со всей силой в 1980-х годах, в десятилетии страшного СПИДа, коронавируса того времени. В 1988 году тогдашний член парламента от правящей партии Василиос Агорастис направил в Парламент вопрос, в котором просил компетентные Министерство и Медицинские ассоциации выступить по вопросу о Божественном Причащении как «о неприемлемом и печальном феномене», как он в точности писал, с помощью которого будет передаваться СПИД!
Афинская Медицинская Ассоциация приняла меры и издала удивительный ответ, которому позавидуют самые подготовленные богословы. Медицинская Ассоциация категорически утверждает, что преподание Святого Причастия является вопросом веры, а не медицинским вопросом, и что, по крайней мере «не существует подтвержденного случая с простым верующим, которому бы через Божественное Причастие передалась бы болезнь. Даже у священника, который после Причастия верующих потребляет и выпивает все оставшееся Божественное Причащение (до последней капли), наряду с тем фактом, что из уст каждого причащающегося через святую лжицу, эти капли попадаливо святую Чашу. Даже тогда, когда вспыхивала эпидемия туберкулезал, паражал сифилис или проказа была широко распространена! Очевидно, то же самое относится и к СПИДу ". [2]
То, что способ преподания Святого Причастия не является догматическим вопросом – это факт. Если бы он относился к догматической области, то такой бы способ оставался бы неизменным на протяжении столетия. Но это не так. Примерно в 10 веке способ преподания Святого Причастия был таким же или похожим на то, как Христос причащал своих учеников. Христос благословляет хлеб, разламывает его без ножа и дает его ученикам. Затем, из той же Чаши, он причащает всех (Чаша всегда была общая, и это не менялось никогда, хотя способы преподания Божественного Причащения и менялись). [3]
У нас имеется достаточно источников, которые доказывают, что в первые века все причащались иным образом, нежели который известен всем нам. Не существовало лжицы. Миряне причащались, как и священники, сначала Тела, которое подавалось руками священников или дьякона, а затем и Крови Христа, из той же Чаши, от рук дьякона Наиболее яркое свидетельство об образе причащения первых христиан содержится в письменных творениях свт. Кирилла Иерусалимского (4 в по Р. Х.), в 5-м Тайноводственном Оглашении. Христианин приходит, не с простертыми руками и разведенными пальцами, а с положением правой руки крестообразно, то есть крест накрест [4] поверх левой. Таким образом он получает из рук священника тело Христа, говоря «аминь». Затем он смотрит на тело Христа, ест Агнца, стараясь не уронить ни крошки.
Далее следует причащение Крови Христа, из общей Чаши, которую принес дьякон. Верующий, не протягивая свои руки, благоговейно поклонялся и касался губами священного Потира. Затем руками он «вытерал» губы и касался глаз, лба, носа и ушей (!!!) и благодарил Бога, Который удостоил его таких даров. [5]
Святой мученик и философ Иустин, [6], свт. Василий Великий, [7], свт. Иоанн Златоуст, [8] прп. Иоанн Дамаскин (8-й век) указывают на тот же способ преподания Божественной Евхаристии. Данный способ преподания Божественного Причастия указывается и в 101 правиле Пято-Шестого Всленского Собора. почетных даров. [9] Конкретный способ передачи Святого Причастия также подтверждается 101-м (РА). Это правило напоминает об этом обычае причащения и строго запрещает, вплоть до наказания отлучения, приносить драгоценные сосуды, якобы из чувства благоговения ради того, чтобы помещать туда верующим освященный Агнец [10].
В случае с больными или тех, кто отсутствовал на синаксисе-богослужении (например, монахи), Святое Причастие носили дьяконы в виде только куска освященного хлеба, с которым соединялось освященное вино.[11] В первые века имелись случаи, когда миряне или монахи в отсутствие священника или дьякона сами брали освященный хлеб и причащались.
Один из таких случаев относится к жизни святого Луки Евнуха (7 февраля). Святого (9-10 век) спросил один епископ о том, каким-то образом в пустыни причащаются те, которые живут в пустыни, и если там не было ни одного священника. Он получил иерархический ответ: «Если нет священника, и вы находитесь в храме, вы должны положить на Святой Престол хлеб, который является преждеосвященным Таинством. Если вы находитесь в келии, то следует положить на чистый стол, расстилая на нем маленький покров (плат) и размещая на нем частицы Пречистый Тайн. Необходимо совершать каждение, петь Устав Псалтири, Трисвятое и Верую, сделать три поклона, скрестить свои руки и причаститься Божественных тайн устами, говоря «Аминь». Вместо того, чтобы пить немного вина, вы не будете использовать чашу ни чего-либо еще. Платом, покрывалом вы соберете частицы и разместите их в Дарохранительнице (Артофории), стараясь не уронить ни крошечки и не попрать ее ». [12]
То, каков был способ преподания Святого Причастия в первые века – это вполне ясно, так именно это и создало значительные пастырские проблемы, с которыми Матерь Церковь была вынуждена столкнуться и с такой силой, что ей пришлось эти проблемы разрешать. Каковы же эти новые проблемы, которые Церковь, благодаря своей пастырской заботе, была призвана уврачевать?
а) При преобладании крещения младенцев, было в действительности, практически, почти невозможно причащать младенцев первохристианским способом.
б) С той же проблемой сталкивались пастыри при причащении больных, из-за чего очень легко мог быть нанесен духовный ущерб (попирание крупин-жемчужин Причастия, бессилие больных принять в свои руки Агнца).
в) Причащение большого количества христиан, особенно в великие праздники, было чрезвычайно трудоемким делом, в результате чего могли возникать духовно несчастные случаи (легкое попирание и пренебрежение духовного жемчуга-крупинки), а также к недовольствам и протестам из-за долгого ожидания.
г) Чтобы преподать Святое Причастие, требовалось большое количество освященного хлеба и освященного вина, что практически во многих случаях невозможно. [13]
д) Для того, чтобы причащать такое количество людей, в этом достаточно медленном процессе необходимо было иметь много священников и дьяконов, и в каждом храме. На протяжении веков из-за нехватки, особенно дьяконов, священник был вынужден причащать всех верующих, сначала Телом, а затем Кровью Христа, служение, которое стало чрезвычайно трудоемким и занимало много времени, как для священника, так и для верующих.
е) Самой большой проблемой, которая стала главной причиной изменения способа преподания Святого Причастия, было надругание над Телом и Кровью Христа. Некоторые, притворяясь христианами, на самом деле были волшебниками, еретиками или суеверными, которые, взяв Агнца в свои руки, его бросали его (чтобы осквернить его) или же хранили Его, чтобы использовать его в магических и еретических церемониях [14].
Церковь посчитала, что для решения всех вышеперечисленных проблем она должна заменить несовершенный способ преподания Святого Причастия на более совершенный, с практической и технической точки зрения, поскольку сущность, Тело и Кровь Христа, остается неизменной, независимо от способа причащения. Совершающая свое пастырское служение Церковь проявляет интерес ко всей пастве (младенцы, больные) и хочет спасти ее от тления, греха и смерти [15] посредством безопасного преподания Пречистых Тайн.
Постепенно древняя практика раздельного причащения Телом и Кровью Христа стала оставляться, и теперь святой хлеб и святое вино смешиваются в одной Чаше, которая передается верующим с помощью лжицы, которая появляется постепенно, до полного установления такой практики в теле Церкви Христовой. Эти изменения не не реализуются автоматически, но требуются десятилетий и веков, чтобы полностью их принять. Тем не менее, начиная с 10-го века, использование лжицы распространилось до всеобщего признания (13-14 века). [16]
Конечно, термин лжица (λαβίδα) не соответствует действительности, так как слово λαβίδα означает пинцет. Имя было сохранено, чтобы напомнить нам о видении пророка Исаии, в котором ангел использовал щипцы, чтобы коснуться углем уст пророка и очистить его от его грехов. [17] Таким образом, пинцет-лжица передает верующим Пречистые Таинства, одновременно очищая их от греха. Фактически, пинцет-лжица- λαβίδα - это ложка (это правильное название для пинцета), чайная ложка. [18]
Церковь заменила способ преподания Святого Причастия по пастырским, практическим и техническим причинам. Нет каких-то ссылок на источники, что эта замена произошла по причинам защиты паствы от инфекционных заболеваний. Но даже с момента введения лжицы, как средства преподания Тайн Христовых, никогда не было зарегистрированного случая передачи заболеваний.
Мы полагаем смиренно, что ни в коем случае не следует заменять относительно совершенный способ преподания Пречистый Тайн Христовых восстановлением несовершенного древне-архаичного способа. Любая замена создаст множество пастырских и практических проблем, и у нас будут духовные неудачи, а не духовный рост. Представьте себе сегодня священника, который пытается в одиночку, поскольку дьяконов мало, причастить множество верующих способом, который практиковался в раннехристианские времена. Это совершенное несовершенство.
Хорошо обратить наше внимание на истоки христианства. Мы можем вернуть забытые стороны, которые могли бы пастырски помочь Церковной пастве. Так, например, можно было бы вернуться к способу избрания епископов по жребию [19], или же иерархические и священнические облачения обретут свою первоначальную простую и скромную форму. Удаление лжицы (чайная ложка, как презрительно называют ее непосвященные), чтобы ради того, чтобы не соблазнять некоторых, привело бы к серьезной пастырской, а не догматической ошибке, с непредсказуемыми последствиями, конечно, в ущерб пастве. Церковь должна пасти свое стадо так, как она это знает, а не так, как указывают люди, которые намеренно покинули ее стадо. Церковь не может основываться на их мнении. Мы не можем хорошими со всеми. Представьте, что случилось бы, если бы у Христа были хорошие отношения с фарисеями. Он также был бы фарисеем и, конечно же, не Спасителем и Искупителем. В конце концов, если способ преподания Тайн Христовых, который преобладал в последние века, стал проблематичен, разве не так много святых епископов, священников, монахов, монахинь, мирян, которые прошли это, и не протестовали, и не предлагали более совершенный способ? Не стоит недооценивать святых. Они знают лучше, так как имеют «ум Христа». [20]
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2020/05/blog-post_564.html
СНОСКИ
[1] 1 Κορ. 11,29-30
[2] http://theomitoros.blogspot.com/2020/05/1988-aids.html По этому адресу опубликован полный текст Заявления Афинской Медицинской Ассоциации, которое достойно изучения.
[3] Μатф. 26, 26-27 «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите ядите: сие есть Тео Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя…»
[4] Безусловно, таким образом епископ преподает тело Христа священникам и дьяконом сегодня.
[5] Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово Тайноводственное 5-е. Κύριλλος Ιεροσολύμων, Πέμπτη Μυσταγωγική Κατήχηση, Sources Chretiennes, ΝΟ 126,Les Edition Du Cerf, Paris 1966, σ.σ. 170-172, «И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала?
22. Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря:аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств».
[6] Мч. Иустин. Апология 1-яΙουστίνος ο μάρτυς, Ἀπολογία Α΄, ΕΠΕ, Πατερικαί Εκδόσεις «Γρηγόριος Ο Παλαμάς», Θεσσαλονίκη 1985, σ. 190.
[7] .свт. Василий Великий. Письмо 93.Βασίλειος Καισαρείας, Ἐπιστολή 93, Πρός Καισαρίαν Πατρικίαν, Περί Κοινωνίας, ΕΠΕ τ. 3ος, Πατερικαί Εκδόσεις «Γρηγόριος Ο Παλαμάς», Θεσσαλονίκη 1972, σ.σ. 502-504.
[8] свт. Иоанн Златоуст. Слово 1-е на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Ιωάννης Χρυσόστομος, Εἰς τὸ γενέθλιον τοῦ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, Λόγος Α΄, ΕΠΕ τ. 35ος, Πατερικαί Εκδόσεις «Γρηγόριος Ο Παλαμάς», Θεσσαλονίκη 1984, σ. 458.
[9] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ιωάννης Δαμασκηνός, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, ΕΠΕ τ. 1ος, Πατερικαί Εκδόσεις «Γρηγόριος Ο Παλαμάς», Θεσσαλονίκη 1976, σ. 470.
[10] . Пидалион прп. Никодима Святогорца Πηδάλιον, εκδ. Ρηγόπουλου, χ.χ. σ. 310 «Человека, созданнаго по образу Божию, Божественный Апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Ибо выше всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати. Посему, Если кто хочет, во время литургии причастится пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быть: руки да слагает во образ креста, и тако да притупает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо руки, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Если же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя.».
[11] Василий Стефанидис. Церковная история. Βασιλείου Στεφανίδου (αρχιμανδρίτου), Εκκλησιαστική Ιστορία, εκδ. Παπαδημητρίου, 20007, σ. 105.
[12] Μέγας Συναξαριστής της Ορθοδόξου Εκκλησίας, τόμος Β΄, Μην Φεβρουάριος, επιμέλεια αρχιμανδρίτου Ματθαίου Λαγγή, χ.ε., Αθήνα 19785, σ. 206.
[13] Βασιλείου Στεφανίδου (αρχιμανδρίτου), ό.π., σ. 307.
[14] Πηδάλιον, ό.π., σ. 311.
[15] π. Βασίλειος Καλλιακμάνης, Μεθοδολογικά πρότερα της Ποιμαντικής-Λεντίω ζωννύμενοι, εκδ. Μυγδονία, Θεσσαλονίκη 2000, σ. 23.
[16]Свт. Симеон Архиепископ Солунский. Συμεών Αρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης, Τα Άπαντα, εκδ. Ρηγόπουλος, Θεσσαλονίκη 1993, σ. 128.
[17] Ησαΐας 6, 6-7 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий угль, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».
[18] Δ. Δημητράκος , Μέγα Λεξικόν Όλης της Ελληνικής Γλώσσης, λήμμα κοχλιάριον,εκδ. Δομή, Αθήνα χ.χ., σ. 4097.
[19] Деян. 1,26 «и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сипричислен к одиннадцати апостолам».
[20] 1΄Κορ. 2,16.