Великий раскол
Τὸ Μέγα Σχίσμα
Великий раскол или великая ошибка? Μέγα Σχίσμα ἢ μέγα λάθος;
Под этим впечатляющим заголовком в блоге «Свет Фанара - Φῶς Φαναρίου» (13.1.2025) мы читаем новость о том, что по предложению профессора Католического Богословского факультета Университета Граца (Австрия) Грегори Ларенцакиса 16 и 17 января 2025 года в Австрии должна состояться международная конференция для рассмотрения вопроса о том, произошел ли «Раскол» 1054 года между Восточной и Западной церквями.
Профессор считает, что в 1054 году в Константинополе не произошло так называемого «Великого раскола» Церквей Востока и Запада, ни одна из церквей не осудила другую, но их отношения ухудшились. Некоторые лица, кардинал Гумберт и патриарх Михаил Керулариос, анафематствовали друг друга, а не церкви. Эти его идеи, как утверждается, были оценены как очень важные, поэтому было сочтено необходимым рассмотреть их на специальной конференции.
Тема была определена следующим образом: «1054 год – действительно ли произошел «раскол» между Восточной и Западной церквями?» («1054 – ἔγινε πράγματι τὸ ‘‘Σχίσμα’’ μεταξὺ τῆς Ἀνατολικῆς καὶ Δυτικῆς Ἐκκλησίας;»)
Кардинал Курт Кох, президент Папского совета по содействию христианскому единству и сопредседатель Официального Богословского диалога между Католической и Православной церквями, а также докладчик на конференции, уже подтвердил, что он принимает вывод г-на. Ларенцакиса.
И они говорят, что если будет принята идея о том, что в 1054 году не было раскола, то Экуменический диалог о единстве Церквей обретет совершенно новую перспективу успеха.
На момент написания статьи выводы конференции не были обнародованы. Однако ее цель уже стала очевидной: поскольку официальные богословские диалоги с треском провалились, то был избран путь оспаривания исторических свидетельств, чтобы путь к широко разрекламированному единству мог обойти богословские тупики.
Но по сути. Анафема со стороны Папистов первоначально относилась к патриарху Михаилу Керуларию, архиепископу Охридскому Льву и патриаршему сакелларию Никифору, но впоследствии была распространена на все духовенство Константинопольской Церкви и другие православные патриархаты.
С православной стороны анафема кардиналу Гумберту распространялась на всех, кто был связан с ее составлением, публикацией и низложением, даже на тех, кто хотя бы в какой-то степени соглашался с его действиями. Они были ратифицированы эндемическим Собором 24 июля 1054 года в Константинополе, решения которого были приняты Патриархами Востока в их посланиях.
Вопросы, которые сейчас задаются на конференции, как показывает практика, имеют решающее значение. Скажем лишь одно: если в 1054 году не было всеобщих анафем, то в чем был смысл их впечатляющего литургического снятия в 1965 году (7 декабря) Патриархом Афинагором и Папой Павлом VI одновременно в Риме и Константинополе? В самом деле, в какое время снятие анафем в Риме совпало с окончанием Второго Ватиканского собора, тем самым приняв на себя более общий авторитет, в соответствии с требованиями Православия?
Важно то, что эта конференция, по-видимому, не лишена связи с недавно поднятым вопросом об установлении совместного празднования Пасхи с папистами в следующую дату.
Проблема возникла из-за совпадения дат празднования Пасхи в этом году (2025) православными и католиками, но она используется как мост для расширения общего празднования во все последующие годы.
При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что в этом году исполняется 1700 лет со дня созыва Первого Вселенского Собора, определившего тогда способ исчисления дня празднования Великого Праздника, и поэтому подчеркивается, что установление общего празднования соответствует духу Собора.
Роковая ошибка! Потому что великий Собор определил общее празднование Пасхи только между Православными Церквами, а не между православными и еретиками. Нынешний план — это осквернение, а не воздаяние чести Собору.
К сожалению, эти события, а также недели молитв о единстве христиан всех видов еретических ответвлений с театрализованными церемониями, показывают, что тенденция к единству на практике в настоящее время усиливается. Те, кто это подстрекают, идут по минному полю.
Но хватит опасных игр во вред вере. Давайте не будем провоцировать болезненное вмешательство Бога!
Православный журнал «О СОТИР»
Источник: https://www.osotir.org/2025/02/12/to-mega-schisma/
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2025