Архимандрит Георгий, проигумен монастыря прп. Григория, Святая Гора Афон
Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)
Святой Крест как символ и знамение Христа
Ο Τίμιος Σταυρός ως σύμβολο και σημείο του Χριστού
Честной Крест — это святейшее Знамение и Символ нашей веры. Все Святые Таинства совершаются призыванием Святого Духа и печатью Креста: Крещение, Миропомазание, Евхаристия.
Все священнические благословения содержат крест.
Святые Храмы, священная утварь и облачения освящаются Святым Крестом.
Немыслимо, чтобы литургическое действие или собрание верующих было бы без печати Честного Креста. Крест также является самым верным спутником каждого православного христианина с момента нашего рождения и до нашей смерти. И гроб христианина благословляется также крестом.
Мы часто крестимся, мы носим крест на груди, изображаем его в наших домах, в наших машинах, на наших рабочих местах, и как поёт Церковь: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».
Крест не только самый святой и любимый, но и незаменимый христианский символ. Без него не мыслится наша церковь распятого Христа. Вот почему еретики либо не проявляют благочестивого благоговения ко Святому Кресту, как протестанты или евангелисты, либо полностью отрицают его и оскорбляют, как Свидетели Иеговы.
В Геронтиконе (Патерике) повествуется: «Иоанн Вострский, муж святой и власть имеющий над духами нечистыми, спросил бесов, живших в некоторых отроковицах бесноватых и злодействовавших в них, говоря: каких вещей боитесь вы в христианах? Те ответили: вы воистину имеете три великие вещи: первая та, что носите вы на шее вашей; вторая та, чем омываетесь вы в церкви; третья та, что вкушаете вы в собрании. Когда спросил он их ещё: из сих трёх, чего больше боитесь вы? они сказали: если б вы добре хранили то, чего причащаетесь, то не кто из нас не возмог бы оскорбить христианина». Так что демоны больше всего боятся Креста, Крещения и Святого Причастия.
Сила Святого Креста
Благодать и сила Святого Креста обусловлены не его формой, то есть крестом, а тем фактом, что это Крест Христов, орудие, посредством которого Христос спас мир. Это жертвенник, на котором Он принёс Себя в жертву за весь мир, как жрец и жертва. Всё уничижение, бедность, истощение, страдание, боль, смерть, которые Он перенёс ради нас, достигают своей кульминации на Кресте. На Кресте Он претерпел самую глубокую боль и величайшее унижение ради нас. Он стал за нас проклятием нас, чтобы освободить от проклятия греха и закона. Всё дело Христа, всё Его человеколюбие сведены в Его Кресте. Когда кто-то, как говорит святой Григорий Палама, с иронией спросил одного из наших благочестивых отцов, верит ли он в Распятого, он ответил: да, я верю в Того, кто распял грех.
На Кресте Богочеловек Христос разрешил трагедию человеческой свободы, вызванную непослушанием прародителей, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8) и перенаправил нашу свободу её создателю, Триединому Богу. На Кресте Он победил нашу смерть — «смертию смерть поправ»— сделав нашу смерть Своей собственной, и Своим Воскресением Он дал нам жизнь и нетление.
Через Крест Он примирил нас с Богом Отцом и дал нам прощение наших грехов.
На Кресте Он самым убедительным образом доказал, что любит нас бесконечной любовью, даже когда мы распинаем Его.
Через Крест Он соединил нас и соединил в одно тело, прежде рассеянных детей Божьих, Он разрушил непроницаемые стены, разделявшие нас, и «создал в Себе… нового человека» (Еф. 2 , 15). На Кресте Он очистил и освятил небо, воздух и землю, потому что Он был распят под небом, вознёсся на небо, и Его святая кровь капала на землю.
На Кресте Он принёс кафолическую, то есть всеобщую, жертву за всю землю и очищение, общее для всей человеческой природы, поэтому Он пострадал за пределами города и вне храма Соломона, как богословит святой Иоанн Златоуст.
На Кресте Своим «вознесением преисполненным смирения», как сказано в древней молитве, Он вознёс и нашу собственную природу, которая «из-за ложного возвышения и тщетной жадности» «снизошла даже до ада». На Кресте Он показал, что этот мир не последняя реальность, а путь к совершенной реальности, если в нём мы будем вести брань против нашего эгоизма. Таким образом, Он восстановил позитивное значение мира.
На Кресте Он явил Себя как единственный благодетель и Спаситель, Искупитель и податель жизни вселенной и, наконец, положил конец работе дьявола, его методам и хитрости, его заблуждениям, власти и власти над людьми. Вот почему дьявол «трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его», в то время как мы с Церковью поём: «Распялся еси мене ради, да мне источиши оставление: прободен был еси в ребра, да капли жизни источиши ми: гвоздьми пригвоздился еси, да аз глубиною Страстей Твоих к высоте державы Твоея уверяемь, зову Ти: Живодавче Христе, слава Кресту, Спасе, и Страсти Твоей»(Великий четверг).
Смерть Господа на Кресте животворна и искупительна, она приносит жизнь и искупление:
Потому что она добровольная.
Господь идёт на смерть не как преступник, но как царь, приносящий жертвы для Своих подданных, как Он говорит: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 50). Вот почему византийцы пишут на Кресте «Царь славы» и изображают Господа, не подавленного болью (с телом, свисающим с рук в совершенной слабости), но Господа и его боль (горизонтальные руки на Кресте).
Потому что это настоящая смерть.
Господь, бесстрастный по божеству, пострадал за нас по плоти. Его божественная природа позволила Его человеческой природе пройти через смертельные муки и страдания на Кресте. Он должен был полностью пережить нашу смерть, а не феноменально, во мгновение. В момент нахождения в Гефсиманском саду человеческая природа испытывала страх, но человеческая природа и воля покорились божественной природе и воле, пострадали и умерли ради мира жизни и спасения.
Потому что страдающий безгрешен.
Он претерпел страдания умер за грешников. Основная истина заключается в том, что Господь был безгрешен, потому что Его человеческая природа была с момента зачатия соединена с божественной природой благодаря ипостасному соединению в личности Бога Слова.
Крест Христов был и остаётся «соблазном для Иудеев, а для Эллинов безумием, а для самих же призванных [Христос распятый]… Божия сила и Божия премудрость» (ср. 1 Кор. 1, 23). Это величайший парадокс истории: жизнь через смерть. Через проклятие — благословение. Через бесчестие — слава. Через уничижение — вознесение. Как говорит святой Григорий Палама: «Такова же мудрость и сила Божия, через немощь ей даруется победа, через смирение ею вы возноситесь, через бедность вы ею богатеете».
Неслучайно Господь не хотел оставаться в славе Преображения, дабы избежать Креста, но сходя с Фавора, Он подготавливает Своих учеников к «тому, что будет с Ним» (Мк. 10, 32).
Когда Пётр посоветовал ему избегать смерти на кресте, Господь строго упрекнул его: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).
Снова шествуя к добровольным страданиям, Он сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13, 31). В другом месте Евангелия Крест характеризуется как слава Христа (Ин. 12, 23). Как говорит св. Златоуст: «Прежде крест был орудием позора и казни, а теперь стал источником славы и чести. А что крест действительно есть слава, послушай Христа, Который говорит: „Отче, прослави Мя… славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть” (Ин. 12, 5), называя славою крест».
Источник: +Αρχ. Γεωργίου, Καθηγουμένου Ι. Μ. Οσίου Γρηγορίου, Ο Σταυρός του Χριστού και η σημασία του στην ζωή μας, έκδ. Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος 1997. σσ. 11-18)
© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2020 г.