Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

 

 

 

 

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Кре́стная и Воскре́сная Пасха

диалектика жизни и смерти

почётный профессор Афинского университета Протопресвитер Георгий Металлинос

 

ΣΤΑΥΡΩΣΙΜΟΝ ΚΑΙ ΑΝΑΣΤΑΣΙΜΟΝ ΠΑΣΧΑ
ΔΙΑΛΕΚΤΙΚΗ ΖΩΗΣ ΚΑΙ ΘΑΝΑΤΟΥ

Τοῦ Πρωτοπρεσβυτέρου Γεωργίου Δ. Μεταλληνοῦ


Вопрос, который возникает в день Великой Пятницы следующий: Почему Богочеловек пострадал и дошел даже до смерти, «смерти через Крест», то есть крестной? Как это замечает апостол Павел: «то кольми паче Кровь Христова, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному». (Ефес. 9, 14) Ничего нечистое не может приблизиться к престолу Божию. Во светлость Святых Твоих како вниду недостойный?...очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя яко чловеколюбец», поёт наша Церковь. Нет никого, без исключения, кто был бы чист от греха, «если даже и один день жизни его на земле». Это сознание всех наших Святых. Вся наша добродетель не может изгладить ни одного нашего греха.

Как бы то ни было, но неумолимо встает вопрос: Что нас спасает? Что нас очищает? Кровь Христа, отвечает апостол Павел. Дохристианские жертвы (иудеев и язычников), как «образы» и «сень» «грядущих благ», приготовили к принятию единственной истинной искупительной жертвы. Кровь тельцов и козлов была бессильна уничтожить грех. (Евр. 10, 4) Кровь животных имела некоторое частичное очистительное действие,  поэтому «освятила чистоту тела». Эта сила, конечно же, не имела собственное происхождение, но исходила от благодати Божией. Это отмечал свт. Иоанн Златоуст: «Жертвы же не удовлетворяли Бога, ни одна из них, но согласно моему мнению  они совершались  ради прощения». Бог принимал жертвы как «прообразы» жертвы Христа, «так чтобы через жертвы изображался Христос, Который доставил и подал очищение». Согласно свт. Григорию Паламе, Божественная благодать действовала ретроспективно или истекала из крестной жертвы Христа. Кровь Христа не просто производит некое временное очищение тела. Она очищает саму совесть, «внутренность человека», от всякого деяния греховного и смертного. Поскольку дела смерти таковы, что они загрязняют духовно самого человека в его собственной природе, отдаляя его от Бога и  принося ему духовную смерть. Кровь Христова становится «баней возрождения» всего человечества.

Свт. Иоанна Златоуст замечает, что из «Крови и Воды», которые «истекли» из бока распятого Христа «была создана» Церковь. «Мы рождаемся через воду крещения, питаемся же Кровью» Христа. Эта истина, которую переживают в своей духовной реальной жизни Святые, воспевает гимнограф в последовании погребения Плащаницы: «Якоже пеликан, прободивый ребро Твое, Слове, умирающих чад своих оживи, питающимися живительными струями». Пеликан увидел детей своих приготовляющихся к смерти из-за укуса ядовитой змеи. Тогда, он с помощью своего клюва на своём боку делает надрез и с помощью своей крови напояет отравленных птенцов. Кровь в данном случае действует как противоядие и  нейтрализует яд. Нечто аналогичное происходит, согласно просвещенному гимнографу, и с Кровью Христа. Она не только очищает совесть, но и оживотворяет нашу павшую природу, нейтрализуя яд греха и укус дьявола.

Свмч. Игнатий Богоносец (+107) именует Божественную Евхаристию «лекарством воскресения и противоядием против смерти». Это лекарство, которое побеждает нашу смерть и нас делает «причастниками вечной жизни», жизни Победы Христа над смертью.

Смерть Христа – это наш ответ на вопрос о смерти. Поскольку она открывает  связь смети с грехом. Смерть (всякий вид смерти) царствует там, где побеждает грех. Однако Христос, как только единый безгрешный  (См. 1 петр. 2, 22) нисходит в Ад,  но не поглощается силой смерти. Свт. Иоанн Златоуст в начальное слова пророка  Исайю замечает в своём превосходном огласительном слове, которое читается в конце пасхальной Божественной литургии: «Ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; Воскресе Хриcтос, и ты низверглся еси. Воскресе Хриcтос, и падоша демони».

Христос - это жизнь, Жизнь во гробе, и Он отверз мертвым путь к той жизни, которая не побеждается смертью («смертию смерть поправ») и поэтому он внес в нее семя воскресения. Это единственная в истории человечества «живоносная» смерть. То есть смерть, которая зачинает и рождает жизнь.  Погребая наши страсти и умирая Богочеловек Христос, мы провидим в жизнь, которая восстает из гроба. В смерти Христа мы живем Воскресение, Его собственное и наше.

Поэтому событие Воскресения Христа является неизменным основанием христианства и конечно же Православия, которое называется неправославными «Церковью Воскресения». Воскресение Христа, как и всякое воскресение, происходило через смерть, с помощью смерти умершего смертью. Итак, говоря «воскресение» по православному мы предполагаем ее некое право. Воскресение является вершиной этого искупительного судопроизводства. «Если Христос не воскрес, то тщетна ваша вера» (1 Кор. 15, 17), говорит апостол Павел к Коринфянам. Существует преодоление греха и спасение, поскольку «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». (ст. 20) Воскресение Христа стало ключом  разъяснения мировой истории, критерием к пониманию жизни и мира. Воскресение дает смысл для всего человеческого бытия, предначертывая смысл и значение бытию. В то время как история  идет прямолинейно к некоему завершению, человек в свете Воскресения оказывается вне конечности... Поскольку на рубеже истории и метаистории обретается Победитель смерти и тления, Богочеловек Христос, Который делает человека нетленным и умерщвляет всякую смерть человека. Оба они, нетление и умерщвление смерти, творят нетление священных мощей наших Святых (свт. Спиридон, прп. Герасим и др.), которые одержали победу над властью тления и подтверждают истину Православной веры. Следовательно, Воскресение Христа является победой над смертью: «смерть уже не имеет над Ним (Христом) власти» (Рим. 6, 9). Смерть же подле Христа совершенно лишается силы, теряет свою довлеющую силу.

 

   © перевод «Православного Апологета», 2010 г.

Источник: газета Ὀρθόδοξος Τύπος  26 ΜΑΡΤΙΟΥ 2010, σελ. 3, 4

 



Подписка на новости

Последние обновления

События