Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святой Спас Нерукотворный (16/29 августа) (Часть 1)
29 August 2013
Вера / Религиозная жизнь  

Господь и великий Спаситель наш Иисус Христос во время земной жизни совершил по Своей благости множество чудес, о которых нам рассказывают Святые Евангелия, слава о Нем распространилась повсюду. Рассказы об этих удивительных событиях дошли и до Абгара, царя Эдессы. Тогда правитель выразил желание отправиться в Иерусалим и увидеть Иисуса своими глазами. Однако он не смог осуществить свое намерение, так как ему помешала неизлечимая болезнь. Черная проказа распространялась по его телу, пожирая плоть, кроме того он уже год страдал от коварного артрита. Проказа сделала его безобразным, что очень угнетало его, артрит же причинял царю невыносимую острую боль. Поэтому этот несчастный закрылся дома, так что его подданные не могли ни приблизиться к нему, ни увидеть его.

mandelion

В дни Святых Страстей Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Абгар написал Ему письмо и отправил его с человеком по имени Ананий. Кроме того он дал посланнику устный приказ сделать портрет Христа, с точностью передав его рост, цвет волос и лица и все другие Его черты, и принести ему этот Образ. Ведь Ананий прекрасно владел искусством живописи. В послании Абгара говорилось следующее:

«От Абгара, правителя города Эдессы к Иисусу Спасителю, благому целителю, явившемуся в Иерусалиме.

Приветствую Тебя. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, которые Ты совершал без применения лекарств. Как говорят, Ты помогаешь слепцам прозреть, хромым начать ходить, прокаженным очиститься, Ты изгоняешь демонов и нечистых духов, избавляешь страждущих от многолетних болезней, мертвых воскресаешь. Так и я, услышав об этих событиях и о Тебе, пришел к выводу, что имеет место одно из двух: совершая таких чудеса, Ты можешь быть либо Сыном Божиим, либо самим Богом. И этим письмом я прошу Тебя оказать мне милость и прийти ко мне, чтобы исцелить мучащие меня недуги, после чего остаться со мной, ведь, насколько мне известно, иудеи клевещут на Тебя и намереваются совершить зло по отношению к Тебе. Заверяю Тебя, что мой город, хотя и совсем небольшой, но тихий и простой, и его будет достаточно нам обоим, чтобы жить в мире».

Ананий взял письмо Абгара и отправился в Иерусалим. Здесь он нашел Господа и отдал Ему послание. Передав письмо, Ананий направил на Господа свой пристальный взгляд и принялся рассматривать Его с большим вниманием и тщательностью. Поскольку он не мог приблизиться к Иисусу из-за собравшейся рядом с Ним толпы, Ананий поднялся на выступающий из земли камень, сел на него и, внимательно смотря на Иисуса, начал изображать Его лицо на доске. Однако, несмотря на все его старания и художественный талант, он не смог передать черты Иисуса, так как лицо Его представлялось в ином облике всякий раз, когда Ананий смотрел на Него. И, конечно, Господь, знающий все тайные мысли и желания людей, понял намерения Анании и показал ему это.

После этого Иисус попросил воды, чтобы умыться. Когда Он умылся, Ему дали сложенную вчетверо материю, которой Он отер Свой Божественный лик. И случилось чудо. На ткани остался отпечаток Божественного лица. Ткань со Своим портретом Иисус передал Анании со словами: «Отдай это тому, кто тебя послал». Затем Он написал Абгару письмо следующего содержания:

«Ты блажен, Абгар, что, не видев, уверовал в Меня. Ибо написано, что видевшие Меня не верят, чтобы уверовали те, кто не видели Меня и обрели жизнь. Что же касается твоего предложения прийти в твой город, Я сообщаю тебе, что Мне необходимо завершить все дела, для которых Я был послан в этот мир. А закончив их, Я вернусь к Отцу, пославшему Меня на землю. Однако после Моего Вознесения, Я отправлю к тебе Своего ученика Фаддея, который исцелит твои болезни и подарит вечную и мирную жизнь тебе и твоим близким, и защитит твой город, чтобы ни один враг не смог захватить его».

В конце письма Господь поставил семь печатей, имеющих изображения еврейских букв, которые в переводе на греческий составляют фразу: «Θεού θέα θείον θαύμα» («Облик Бога есть Божественное чудо»).

Абгар с большой радостью встретил Анания и, с верою припав и поклонившись пречистому Образу Христа, в сию же секунду исцелился от своей болезни. Лишь на лбу его остались следы проказы. После спасительных Страстей Господа и Его Вознесения на Небеса в Эдессу прибыл Апостол Фаддей, который окрестил Абгара и всех его подданных во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После этого Абгар, выйдя из освященной воды, очистился и от тех незначительных следов болезни, которые остались у него на лбу.

С тех самых пор Абгар всячески почитал святое изображение облика Господа. Однако он пожелал, чтобы и другие люди имели возможность ему поклониться. По этой причине ко всем своим благим деяниям он добавил следующее.

В античные времена один грек, уважаемый гражданин города Эдессы, воздвиг свою статую перед центральными воротами города. Таким образом, каждый человек, входящий в город должен был сначала поклониться этой статуе, выразив тем самым свое почтение, а потом уже заходить в город.

Эту нечестивую статую Абгар разрушил, поставив на ее место Нерукотворный Образ Бога и Спасителя нашего, снабдив Его украшенной табличкой с надписью: «Христе Боже, всякий, надеющийся на Тебя, никогда не разуверится в Тебе». Затем он издал закон, согласно которому, каждый входящий в город через центральные врата должен был сначала выразить необходимое почтение и поклониться Чудотворному Честному Образу Христа, и лишь после этого продолжать путь. Этот благочестивый указ Абгара продолжал действовать до конца его жизни и жизни его сына. Однако      впоследствии он был упразднен его внуком, который, получив власть над городом, отказался от веры в Христа и вернулся к идолопоклонству. Он решил снова воздвигнуть демоническую статую и сокрушить образ Христа.

Георгиос Пападимитропулос, филолог-богослов.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/08/%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81-%d0%bd%d0%b5%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%bd%d1%8b%d0%b9-1629-%d0%b0%d0%b2%d0%b3%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0-%d1%87/#sthash.dLRfJhgJ.dpuf

Святой Спас Нерукотворный (16/29 августа)

 

mandelion

Господь и великий Спаситель наш Иисус Христос во время земной жизни совершил по Своей благости множество чудес, о которых нам рассказывают Святые Евангелия, слава о Нем распространилась повсюду. Рассказы об этих удивительных событиях дошли и до Абгара, царя Эдессы. Тогда правитель выразил желание отправиться в Иерусалим и увидеть Иисуса своими глазами. Однако он не смог осуществить свое намерение, так как ему помешала неизлечимая болезнь. Черная проказа распространялась по его телу, пожирая плоть, кроме того он уже год страдал от коварного артрита. Проказа сделала его безобразным, что очень угнетало его, артрит же причинял царю невыносимую острую боль. Поэтому этот несчастный закрылся дома, так что его подданные не могли ни приблизиться к нему, ни увидеть его.

В дни Святых Страстей Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Абгар написал Ему письмо и отправил его с человеком по имени Ананий. Кроме того он дал посланнику устный приказ сделать портрет Христа, с точностью передав его рост, цвет волос и лица и все другие Его черты, и принести ему этот Образ. Ведь Ананий прекрасно владел искусством живописи. В послании Абгара говорилось следующее:

«От Абгара, правителя города Эдессы к Иисусу Спасителю, благому целителю, явившемуся в Иерусалиме.

Приветствую Тебя. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, которые Ты совершал без применения лекарств. Как говорят, Ты помогаешь слепцам прозреть, хромым начать ходить, прокаженным очиститься, Ты изгоняешь демонов и нечистых духов, избавляешь страждущих от многолетних болезней, мертвых воскресаешь. Так и я, услышав об этих событиях и о Тебе, пришел к выводу, что имеет место одно из двух: совершая таких чудеса, Ты можешь быть либо Сыном Божиим, либо самим Богом. И этим письмом я прошу Тебя оказать мне милость и прийти ко мне, чтобы исцелить мучащие меня недуги, после чего остаться со мной, ведь, насколько мне известно, иудеи клевещут на Тебя и намереваются совершить зло по отношению к Тебе. Заверяю Тебя, что мой город, хотя и совсем небольшой, но тихий и простой, и его будет достаточно нам обоим, чтобы жить в мире».

Ананий взял письмо Абгара и отправился в Иерусалим. Здесь он нашел Господа и отдал Ему послание. Передав письмо, Ананий направил на Господа свой пристальный взгляд и принялся рассматривать Его с большим вниманием и тщательностью. Поскольку он не мог приблизиться к Иисусу из-за собравшейся рядом с Ним толпы, Ананий поднялся на выступающий из земли камень, сел на него и, внимательно смотря на Иисуса, начал изображать Его лицо на доске. Однако, несмотря на все его старания и художественный талант, он не смог передать черты Иисуса, так как лицо Его представлялось в ином облике всякий раз, когда Ананий смотрел на Него. И, конечно, Господь, знающий все тайные мысли и желания людей, понял намерения Анании и показал ему это.

После этого Иисус попросил воды, чтобы умыться. Когда Он умылся, Ему дали сложенную вчетверо материю, которой Он отер Свой Божественный лик. И случилось чудо. На ткани остался отпечаток Божественного лица. Ткань со Своим портретом Иисус передал Анании со словами: «Отдай это тому, кто тебя послал». Затем Он написал Абгару письмо следующего содержания:

«Ты блажен, Абгар, что, не видев, уверовал в Меня. Ибо написано, что видевшие Меня не верят, чтобы уверовали те, кто не видели Меня и обрели жизнь. Что же касается твоего предложения прийти в твой город, Я сообщаю тебе, что Мне необходимо завершить все дела, для которых Я был послан в этот мир. А закончив их, Я вернусь к Отцу, пославшему Меня на землю. Однако после Моего Вознесения, Я отправлю к тебе Своего ученика Фаддея, который исцелит твои болезни и подарит вечную и мирную жизнь тебе и твоим близким, и защитит твой город, чтобы ни один враг не смог захватить его».

В конце письма Господь поставил семь печатей, имеющих изображения еврейских букв, которые в переводе на греческий составляют фразу: «Θεού θέα θείον θαύμα» («Облик Бога есть Божественное чудо»).

Абгар с большой радостью встретил Анания и, с верою припав и поклонившись пречистому Образу Христа, в сию же секунду исцелился от своей болезни. Лишь на лбу его остались следы проказы. После спасительных Страстей Господа и Его Вознесения на Небеса в Эдессу прибыл Апостол Фаддей, который окрестил Абгара и всех его подданных во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После этого Абгар, выйдя из освященной воды, очистился и от тех незначительных следов болезни, которые остались у него на лбу.

С тех самых пор Абгар всячески почитал святое изображение облика Господа. Однако он пожелал, чтобы и другие люди имели возможность ему поклониться. По этой причине ко всем своим благим деяниям он добавил следующее.

В античные времена один грек, уважаемый гражданин города Эдессы, воздвиг свою статую перед центральными воротами города. Таким образом, каждый человек, входящий в город должен был сначала поклониться этой статуе, выразив тем самым свое почтение, а потом уже заходить в город.

Эту нечестивую статую Абгар разрушил, поставив на ее место Нерукотворный Образ Бога и Спасителя нашего, снабдив Его украшенной табличкой с надписью: «Христе Боже, всякий, надеющийся на Тебя, никогда не разуверится в Тебе». Затем он издал закон, согласно которому, каждый входящий в город через центральные врата должен был сначала выразить необходимое почтение и поклониться Чудотворному Честному Образу Христа, и лишь после этого продолжать путь. Этот благочестивый указ Абгара продолжал действовать до конца его жизни и жизни его сына. Однако      впоследствии он был упразднен его внуком, который, получив власть над городом, отказался от веры в Христа и вернулся к идолопоклонству. Он решил снова воздвигнуть демоническую статую и сокрушить образ Христа.

Это намерение правителя чудесным образом открылось епископу города, который предпринял необходимые меры. Над воротами города находилось небольшое углубление, и епископ поместил Образ туда, зажег перед ним лампаду и закрыл каменной плитой. С наружной стороны он заложил это место кирпичом, и стена стала казаться ровной.

SONY DSC

Поскольку Святой Образ исчез, нечестивый правитель не претворил в жизнь свой гнусный замысел. По прошествии многих лет жители города забыли, в каком месте был спрятан Святой Образ.

Когда персидский царь Хосров, захватив и разграбив города Азии, дошел до Эдессы, он решил во что бы то ни стало завладеть этим городом. Это событие повергло в страх жителей Эдессы. Однако, несмотря на это, они не впали в отчаяние, а обратились к Богу, прося Его со слезами о спасении. Вскоре их молитва была услышана. Однажды ночью епископу Евлавию явилась величественная женщина и сказала: «Найди Святой Нерукотворный Образ Спасителя, спрятанный над воротами города, – она указала ему точное место, – и все разрешится благополучно».

После этого видения и повеления Евлавий поспешил к указанному месту и, о чудо, над воротами он обнаружил Святую Икону. Она осталась невредимой, фитиль лампады продолжал гореть даже по прошествии стольких лет. И более того, случилось еще одно чудо: на защищавшей Икону плите, помещенной перед лампадой, с точностью отпечаталась копия Нерукотворного Образа Христа. Жители города, увидевшие Нерукотворную Икону и ее точную, также Нерукотворную, копию, которые им показал епископ Евлавий, исполнились необычайной радости и благоговения.

SONY DSC

Затем Евлавий взял в руки Икону и, служа литанию, исполняя благодарственные песнопения и совершая молитвы к Богу, дошел до той части города, где персы копали ров. Были слышны звуки копательных орудий. Как только жители города приблизились к персам, епископ Евлавий окропил маслом из лампады Нерукотворной Иконы приготовленные доски, после чего они тут же загорелись. Пламя погубило всех находящихся рядом персов. Другое пламя, которое враги разожгли за городскими стенами, обратилось против них, едва епископ Евлавий приблизился к ним со Святым Образом. Неожиданно подул сильный ветер по направлению из города, обратив огромные языки пламени на персов. Таким образом, враги понесли большие потери, чем те, которые, как они надеялись, могли понести жители Эдессы, и, не добившись успеха, были вынуждены отступить.

Поскольку все самые значительные и ценные реликвии хранились в Царице городов Константинополе, по воле Господа здесь оказалась и эта Великая Честная Икона. Император Роман предпринял множество усилий, чтобы обогатить столицу этим драгоценным сокровищем. Несколько раз он отправлял в Эдессу послов, прося отдать ему это изображение Христа. С этой целью император одарил эмира двенадцатью тысячами серебряных монет, освободил двести пленных сарацинов и обещал, что впредь византийские войска не будут угрожать этим землям. И конечно, после этих даров Романа его прошение было удовлетворено.

Когда эмир поддался на уговоры отдать Роману Нерукотворную Икону, епископы Самосаты и Эдессы вместе с другими благочестивыми христианами забрали Святой Образ вместе с письмом, которое Христос написал Абгару, и направились в Константинополь. По дороге свершилось множество чудес. Когда путники прибыли в фему Оптиматы в храм Богородицы, туда стали с верой стекаться множество болящих, страдающих от различных недугов, и, в конце концов, все они получили исцеление. Там оказался и один человек, одержимый бесом, который изрек пророческие слова: «Наслаждайся, Константинополь, славой, честью и радостью, а ты, багрянородный, наслаждайся своим царствованием». Затем этот несчастный был освобожден от мучившего его демона.

В год 6452 от сотворения мира и в 944 от Рождества Христова 15 августа епископы со Святым Нерукотворным Образом, наконец, достигли Константинополя. Они незамедлительно направились в храм Богородицы во Влахернах, где их радостно встретили и поклонились Нерукотворной Иконе Господа императоры, правители и народ. На следующий день, 16 августа, после поклонения иконе Патриарх Феофилакт, новые императоры (престарелый император Роман I был болен и не смог присутствовать) вместе со всеми членами сената и прихожанами константинопольских церквей с должными почестями донесли Святой Образ до Золотых Ворот. Затем с пением, молитвами, тысячами зажженных лампад и свечей они принесли Образ в прославленный храм святой Софии, Премудрости Божией. Совершив соответствующую службу, процессия направилась в императорские палаты, а оттуда в церковь Богородицы в Фаросе, где они и оставили Честную Святую Икону Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа во славу христиан, защиту императоров, в покровительство городу и в мир и благоденствие прихожан.

Георгиос Пападимитропулос, филолог-богослов.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/09



Подписка на новости

Последние обновления

События