Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святитель Филарет и Великий Князь Сергей Александрович

 

Великий князь Сергей благословил рождение первого порфирородного ребенка Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны.

7 мая1857 г. митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)  произнес в Троице-Сергиевой Лавре слово при праздновании рождения Великого Князя Сергия Александровича. Митрополит был свидетелем горячих молитв Царственных родителей перед ракой с мощами преподобного Сергия Радонежского, когда они, не сговариваясь, дали молчаливый обет угоднику Божьему, что если родится мальчик – нарекут его именем Сергий. И когда это через несколько месяцев произошло, Филарет с большим воодушевлением отметил: «Бог, творящий волю боящихся Его, над сим рождением особенным образом сотворил знамение во благо».

И многое из того, что было сказано в этом Слове, исполнилось позже.

Царица всегда особенно заботливо и нежно относилась к своему обетному ребенку. Не оставлял его своим вниманием и будущий святитель.

Осень и зиму 1865г. по совету врачей  восьмилетний Великий Князь провел в Москве.

3 ноября митрополит Филарет писал государю: «Не один раз приятно беседовал я с Великим Князем Сергием Александровичем и с радостью усматривал, что пребывание в московском воздухе благоприятно для его здоровья».

Надо сказать, что это была первая и длительная разлука маленького Сергия со своим родными, и он очень тяжело ее переживал.

Как известно из дневника его воспитателя Д. С. Арсеньева, приехав в Нескучное, в Александрийский дворец, Великий Князь присутствовал на молебне, и когда дьякон стал провозглашать многолетие и произнес имя Государя Императора, он громко зарыдал.

И в этом одиночестве маленького человека большую поддержку ему оказал маститый старец-митрополит.

Из дневника воспитателя:

21 октября. «Преосвященный Филарет, хотя не совсем здоровый, принял к себе Великого Князя и был к нему очень приветлив. Сергей Александрович тоже был очень доволен ехать к митрополиту и сидел перед ним, как перед живым святым; приятно было видеть милое личико Сергия Александровича, проникнутое благоговением перед маститым старцем на вопросы которого: как он переносит разлуку с родителями, не скучает ли одиночеством, много ли гуляет, Великий Князь, краснея, отвечал очень просто и мило, но как на исповеди.

Когда мы собирались уехать, Преосвященный удержал Великого Князя, сказав, что имеет к нему поручение от св. Сергия, приславшего ему благословение, частицу своих мощей. При этих словах Сергий Александрович покраснел еще больше от смущения и радости; благословив его крестом с мощами, митрополит сказал: «Надевайте крест, когда будете ходить в церковь, молиться Богу или пойдете к родителям, а когда будете играть, то снимайте». Великий Князь нежно поцеловал Преосвященному руку и в карете мне сказал, что непременно будет исполнять слова митрополита и что он очень счастлив иметь мощи св. Сергия».

Этот крест до конца жизни Великий Князь надевал в день причастия и завещал его брату, Великому Князю Павлу Александровичу.

27 ноября1865 г. митрополит Филарет сам посетил Великого Князя и благословил его образом святителя Алексия. В этот раз он рассказывал про грабежи французов в1812 г. и про чудесное сохранение некоторых храмов и святынь.

Сегодня нас может поразить промыслительность святителя и его слов.

Он преподносит икону свт. Алексия в Кремле, в Николаевском дворце, откуда Великий Князь спустя 40 лет в последний раз выедет в карете в свою резиденцию на Тверской. Тело же Великого Князя, разорванное бомбой, сразу было внесено в Чудов монастырь и упокоилось у мощей святителя Алексия, митрополита Московского, духовного друга преп. Сергия Радонежского, в честь которого был назван подземный храм-усыпальница. А в рассказах святителя Филарета о грабежах, разорении храмов можно усмотреть  и предвидение безбожных действий новой власти в ХХ веке. В1929 г. был стерт с лица земли  Чудов монастырь в Кремле.

В то же свое пребывание в Москве Великий Князь высказал пожелание видеть архиерейское служение. И по поручению владыки Филарета литургию в присутствии Его Высочества совершил (опять же, в Чудовом монастыре!) викарный епископ Леонид (Краснопевков), который после смерти митрополита в1867 г. стал одним из духовных наставников молодого Великого Князя.

В феврале1905 г. архиерейским чином было совершено в Чудовом монастыре отпевание Великого Князя Сергия Александровича. Его совершал будущий священномученик митрополит Владимир ( Богоявленский).

На сороковой день кончины Великого Князя священник Дмитрий Ромашков привел слова митрополита Филарета, сказанные им на рождение Сергия Александровича: «Ныне, с весною, возникает еще новосаждение, расширяющее сад Великого Отца Великого семейства народа русского, и обещающее возрасти, процвесть и приносить плоды, сладкие и питательные для России».

Действительно, многосторонняя деятельность Великого Князя, когда в1891 г. он возглавил Москву на посту Московского генерал-губернатора, принесла свои питательные плоды и в культурной, и в социальной, и в политической жизни страны. Нам еще предстоит детально изучить и осмыслить его вклад в развитие русской национальной культуры, науки, благотворительности, в укрепление государственных устоев.

Он всей своей жизнью и смертью доказал верность данному обету служить Царю и Отечеству, о необходимости выполнения которого также говорил митрополит Филарет в своем Слове ко дню рождения Великого Князя.

Идеалом для него был его брат, Император Александр III, «спасший Россию», по словам Сергея Александровича.

«Я работаю всем моим существом для тебя, для дорогой мне твоей цели»,- писал он брату в 1893г.

Потом так же преданно он служил Николаю II, которому писал: «Вся моя жизнь, все мое существо принадлежит тебе, и для тебя буду работать по мере сил и разумения моего до последнего моего издыхания» (8 апреля 1900г.)

«Я никогда в жизни не ждал и тем более не желал от служения моего Царю и Отечеству каких бы то ни было похвал или тем паче – наград! Я всегда работаю для дела и по моей совести». (26 марта1901 г.)

И как писала Великая  Княгиня Елисавета Феодоровна Николаю II: «Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. За 2 дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь. Надеюсь, Господь даст мне силы, чтобы никто не смел сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и настоящего христианина». (7 апреля1910 г.)

Повторяя слова митрополита Филарета, отец Дмитрий отметил, что не только над рождением, но и над мученической кончиною Великого Князя Сергия, Бог особенным образом сотворил знамение во благо России, ибо Он лучше знает, что требуется для спасения заблуждающегося народа. И, может быть, в очах Божиих почивший Великий Князь процвел подвигами своего личного благочестия христианского, как Благоверный и Христолюбивый князь, в духе князей Московских. Теперь, с кончиной его, нужно ожидать того, что он будет «приносить плоды сладкие и питательные, для других людей… для всей России»,- писал священник Дмитрий Ромашков, выражая чувства многих патриотически настроенных людей.

В заключение он выразил надежду: «Дай Бог, чтобы Россия, после горьких и отравляющих ее организм плодов, всегда вкушала плоды сладкие и питательные, произросшие на почве, удобренной кровью этого Царственного Страдальца и Мученика». ( «Московские ведомости». 13 марта 1905г.)

Так пророческие слова и святителя Филарета ( и его молитвы!) осенили жизненный путь Вел. Кн. Сергия Александровича.

Еще при отпевании Императрицы Елисаветы Алексеевны, которую особо почитал ее правнук Сергей Александрович, митрополит Филарет, в ответ на вопрос, почему благочестивые люди испытывают бедствия и печали, ответил: «Сие бывает с душами благородными и возвышенными, потому что они драгоценны, как золото, и приятны Богу как избранная жертва: «Бог искуси их и обрете достойны  Себе, яко злато в горниле, искуси их и яко всеплодие жертвенное приях»(Прем.3,5.)»

http://nt-vikariatstvo.ru/publ-arhiv/8-publikaciya-2



Подписка на новости

Последние обновления

События