Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»

Является ли геенна временной и средством для спасения человека? [с. 136]

Профессор А. И. Осипов рассуждая о природе геенны, непостижимости человеком состояния мира за гробом, в частности заявляет: «Поразительный ответ на сложнейший вопрос эсхатологии! Вот, оказывается, почему существует геенна: не для возмездия, не для бесконечного наказания, а как последнее промыслительное средство любви Божией, Который взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Геенну использует в качестве спасения человека».1

Во-первых, ещё и ещё раз напомним, что под спасением человека Церковь Христова всегда понимала и понимает всецелое обожение человека, и оно совершается Христом в человеке при направлении его личного произволения к совершению воли Божией. В восхождении к обожению Господь помогает человеку своей всесильной благодатью, Таинствами.

Мы согласны с тем, что и рай и ад с огнём геенны Господь сотворил в предведении грехопадения человека.

Но, А. И. Осипов, прежде чем подойти к смелому выводу о роли геенны, который ни чем не отличается от еретического учения латинян о чистилищном огне, запутывает читателя понятиями: возмездие, правосудие, любовь. Кстати в оправдании своего «учения» о спасительности гееннского огня А. И. Осипов приводит, как и латиняне, текст послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 3, 13-15).

В чём ошибка и подмена в выражениях и высказываниях А. И. Осипова?

Прежде всего, в том, что он пытается терминам правосудие и возмездие придать окраску человеческой страстности, вложить в эти понятия чисто человеческие представления.

Святые Отцы Церкви давали разъяснения и не раз по поводу так называемыхантропоморфизмов, применяемых в описании Бога и Его действий.

Приведём разъяснения прп. Иоанна Дамаскина: «Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотью, невозможно иначе разуметь или говорить о божественных, высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл; так как Божество просто и не имеет формы…».2

И далее прп. Иоанн Дамаскин, не отвергая у Господа божественного правосудия (в отличие от профессора А. И. Осипова), поясняет: «Под гневом и яростью, необходимо понимать, – Его ненависть и отвращение ко злу».3

Относительно любви необходимо также заметить, что любовь всегда правосудна и справедлива. Тем более когда это касается Всесвятого Бога. Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Но скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? 
Во-первых и люди так поступают (т.е. наказывают) не по жестокости, а по человеколюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его велико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем более доказываешь справедливость наказания, если мы грешим против такого Существа. Посему и Павел говорит: страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго (Евр. 10, 31)».4

Относительно же Божественной справедливости и предания наказанию человека, заслуживающего наказания свт. Иоанн в беседе «Мучения в геенне бесконечны» замечает:

«Не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом, разве это несправедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом сделавший достойное наказания, не умудрившийся ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию? Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало ещё в начале тотчас же погибнуть; но Бог и тогда действовал не по одному закону правды, но вместе и действием Его человеколюбия было то, чему мы подверглись». 5

Великий святитель Григорий Двоеслов, в своём сочинении «Собеседования», которое всегда пользовалось особенной знаменитостью и уважением в Церкви (именно за это сочинение Святитель Христов и был поименован «Собеседник» – Двоеслов, в славянском буквальном переводе греческого слова «диалог») пишет: «Желал бы я знать, как согласить с правосудием то, что за вину, имевшую конец, будут терпеть безконечное наказание? – Справедливо было бы недоумение, если бы раздражённый Судия рассматривал не сердца людей, а одни дела. Нечестивые потому не имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца, чтоб иметь возможность грешить без конца. Те, которые никогда не перестают грешить во время своей жизни, показывают, что они желают всегда жить во грехе. Следовательно, великая справедливость со стороны Судии, что вечно будут наказываемы те, которые в сей жизни никогда не хотели отстать от греха».6

Итак Господь одновременно правосуден и человеколюбив, но суд предваряется человеколюбием. «В самом деле, – подчёркивает прп. Иоанн Дамаскин, – как благой, Он создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости: но как правосудный, Он хочет, чтобы грешники были наказаны».7

Свт Иоанн, обличая всякое мнение о временности мучений в огне геенны, приводит ряд свидетельств Священного Писания, в которых Господь утверждает совершенно обратное:

«Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огнь гееннский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: огнь их не угасает, и червь не умирает (Мк. 9, 45)».8

«Итак, Христос открыл, что гееннский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескончаемое, когда говорит, что «грешники муку примут, погибель вечную» (2 Сол.1, 9)».9

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 А.И. Осипов. Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 136

2 Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб. 1913, т. 1, Точное изложение Православной веры, кн. 1, гл 11, с. 177

3 Там же, с. 178

4 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, кн.2, с. 522

5 Там же, с. 520-521

6 Свт. Григорий Двоеслов. «Собеседования о жизни италийских Отцов и о безсмертии души», кн.4 гл.44. М., «Благовест», 1996, с. 287

7 Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин., с. 236

8 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, кн.2, с. 520

9 Там же, с. 520

 



Подписка на новости

Последние обновления

События