Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Богословская Конференция Священной Навпактской Митрополии посвященная святому Дионисию Ареопагиту

Θεολογικό Συνέδριο Ι. Μ. Ναυπάκτου γιά τόν ἅγιο Διονύσιο Ἀρεοπαγίτη

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский (96) | Жития святых.  Аудио | Православное Закамье

 

Θεολογικό Συνέδριο Ι. Μ. Ναυπάκτου γιά τόν ἅγιο Διονύσιο Ἀρεοπαγίτη

В субботу 3 октября текущего года в конференц-зале Духовного Центра Священной Навпактской Митрополии прошла VI Богословская Конференция Священной Напактской и Святовласиевской Митрополии на тему : «Святой Дионисий Ареопагит, жизнь, труды и богословие»( Ἅγιος Διονύσιος Ἀρεοπαγίτης, βίος, ἔργο καί θεολογία). Ей предшествовало совершение Божественной Литургии в священном храме Митрополии в честь святого Димитрия.

Тематика конференции была достаточно важной, на ней было указано то, что святой Дионисий является выразителем высочайшего православного богословия, которое составило основу важных исторических богословских диалогов. Однако же, в то же время в современной богословской науке принимается направление его принижения, недооценки, главным образом по причине оспаривания принадлежности священномученику творений с его именем.

Конференция поддержала, защитила с помощью важных аргументов точку зрения как о том, что «корпус трудов Ареопагитикум» является святоотеческим и принадлежит самому свмч. Дионисию Ареопагиту, так и о том, что упоминаемый в Деяниях Апостолов епископ Афинский и автор Ареопагитикума является одним и тем же лицом…

На открытии Конференции с кратким словом выступил Преосвященнейший Митрополит Навпактский и Святовласиевский г-н Иерофей.

После этого сразу же было зачитало Приветственное слово Богословской Конференции Вселенского патриарха г-на Варфоломея и Блаженнейшего Архиепископа Афинскойго и всей Греции г-на Иеронима.

Тексты приветственных речей см. на https://arxon.gr/2020/10/theologiko-synedrio-i-m-naypaktoy-gia-ton-agio-dionysio-areopagiti/

На Конференции были прочитаны следующие доклады

  • –Митрополит Навпактский и Святовласиевский: "Представление книги Георгия Александру "Единый святой Дионисий Ареопагит" ( «Παρουσίαση τοῦ βιβλίου τοῦ Γιώργου Ἀλεξάνδρου "Ὁ ἑνιαῖος ἅγιος Διονύσιος ὁ Ἀρεοπαγίτης").
  • –Димитрий Макрияннис (Δημήτριος Μακρυγιάννης),физик, исследователь: "Подлинность творений Дионисия Ареопагита" («Ἡ γνησιότητα τῶν ἔργων τοῦ Διονυσίου Ἀρεοπαγίτη».)
  • – о. Даниил Пупаза (π. Δανιήλ Pupaza, δρ. Θεολογίας Α.Π.Θ), доктор богослоивя Фессалоникского университета: "Богословие добра и блага у святого Дионисия Ареопагита - Богословия корпуса Ареопагитикум " («Ἡ θεολογία τοῦ καλοῦ καί ἀγαθοῦ στόν ἅγιο Διονύσιο τόν Ἀρεοπαγίτη – "Ἡ θεολογία τῶν ἀρεοπαγιτικῶν"».
  • – Георгий Панагопулос (Γεώργιος Παναγόπουλος, Καθηγητής Δογματικῆς Α.Ε.Α. Βελλᾶς:), профессор Догматики: "Дионисий Ареопагит и Григорий палама - Палама и ареопагитики" ( «Διονύσιος Ἀρεοπαγίτης καί Γρηγόριος Παλαμᾶς – Παλαμᾶς καί ἀρεοπαγιτικά»).
  • –Митрополит Филадельфийский г. Мелитон, Вселенская патриархия (Μητροπολίτης Φιλαδελφείας κ. Μελίτων, τοῦ Οίκουμενικοῦ Πατριαρχείου) "Святость и ученичество" («Ἁγιότητα καί μαθητεία»).
  •  

Содержание докладов

Преосвященнейший Митрополит Нафпактский и Святого Власия, господин Иерофей, представил книгу Георгия Александроса под названием «Единый святой Дионисий Ареопагит. Точка встречи старого и нового мира » («Ὁ ἑνιαῖος ἅγιος Διονύσιος ὁ Ἀρεοπαγίτης. Τό σημεῖο τῆς συναντήσεως τοῦ παλαιοῦ καί τοῦ καινούργιου κόσμου»,). К нему написано предисловие приснопамятного протопресвитера Георгия Металлиноса и вступление Его Высокопреосвященства г-на Иерофея. Во введении Его Высокопреосвященство представляет три основных положения в книге: первое из них состоит в том, что Православная Традиция принимает эти творения как  святоотеческие и принадлежащие святому Дионисию Ареопагиту, второе – западные исследователи, главным образом протестанты, подвергают сомнению святоотеческое происхождение этих творений, третье – что Георгий Александру ниспровергает доводы новых ревизионистов».  Его Высокопреосвященство проанализировал характеристику святого Дионисия как «ἑνιαῖος» -«единый», разделив свою речь на две части, а именно «ὁ τριχασμός-троякой» личности святого Дионисия Ареопагита, согласно западной традиции: что один это  святой Дионисий Ареопагит, другой -это епископ Парижский 3 столетия, а другой – это неизвестный писатель, а во-вторых, согласно Православной Традиции «единый» святой Дионисий. Его Преосвящентсво отметил в своем заключении на вывод автора книги, что «святой Дионисий Ареопагит это велчайшая фигура, которая соединяет Ветхий Завет с греческой традицией», а в это заключается великая ценность книги Георгия Александру.

 

Димитриос Макрияннис сказал, что творения Дионисия Ареопагита были опубликованы в 532 году. После первоначальных сомнений они были признаны всеми как подлинные творения, которые составили основу христианского мистицизма, при этом без каких-либо сомнений в отношении них, как в Византии, так и на Западе. Однако в течение последних 2-3 столетий их подлинность подвергалась сомнению, и считается, что они были написаны в 5 веке неизвестным автором, которого зовут Псевдо-Дионисий. Г-н Макрияннис исследовал и аннотировал все предложенные аргументы этой теории. Что касается главного аргумента, что Дионисий использовал труды философа-неоплатоника Прокла, он доказывает, что верно совершенно противоположное: Прокл - это тот, кто использовал труды Дионисия. Кроме того, в течение первых 5 месяцев было найдено как минимум 15 прямых и косвенных упоминаний о личности Дионисия Ареопагита и его произведениях. На основании всех их делается вывод, что эти произведения являются подлинными, а не подложными, как это преимущественно считается сегодня.

 

Отец Даниэль Пупаза  (Pupaza)сказал, что святой Дионисий Ареопагит и его учение были приняты Церковью сразу после появления Corpus Dionysiacum (CD) при заключительном вкладе Максима Исповедника.  Богословие текстов Ареопагитского в сознании и сакраментальной жизни Церкви глубоко священно, и в Ареопагитском Корпусе вполне ясно выявляется святость их автора.

 

Святой Дионисий занимался богословием божественных имен, и святой считает, что первичным божественным именем является Благо «τό Ἀγαθό». Ареопагит заявляет, что Благо является именем свербожесвтенного БОЖЕСТВА (ὑπέρθεης Θεότητας), в то время как Благость (ἡ Ἀγαθότητα) это имя богоначального бытия. (τῆς θεαρχικῆς ὑπάρξεως).Одним из существенных сторон Блага является Добро (τό Καλό), божественное имя с помощью которого называется привлекательность Бога. Святой подтверждает, что Добро отождествляется с Благом. Другой стороной Блага является Эрос (ὁ Ἔρως), которым названа божественная сила соединения всех сущих с Добром и Благом. Как основные имена уникальной Причины, Добро и Благо выражают Ее кафолическую причинность. Добро и Благо - это прежде всего творческая Причина, которая творит все существа; это образцовая Причина, предполагающая участие сущих в божественных дарах. Существует также особая Причина (τό εἰδικό Αἴτιο), которая придает каждому творению его вид; это также элементальная Причина (τό στοιχειῶδες Αἴτιο), потому что она создает вещество, но это также и конечная Причина, потому что это цель и конец всех сущих.

 

Святой Дионисий занимается только с безупречным, истинным миром ангелов, людей и священных вещей, которые иерархически классифицируются вокруг своего Начала, Христа. Он называет это освященной мировой иерархией (ἁγιασμένο κόσμο Ἱεραρχία), которая имеет три различных аспекта: порядок, науку и энергию. Иерархия состоит из двух частей: Иерархии Небесной и Иерархии Церковной. Небесная Иерархия состоит из трех ангельских иерархий и каждая из трех ангельских украшений. Церковная иерархия также имеет троичную структуру, состоящую из таинств, иерархических чинов и чинов исполнителей. Ее энергия-действование заключается в очищении, просвещении и совершенстве, а ее наука - в знании символов. Согласно Ареопагиту, главными таинствами, посредством которых верующий поднимается к обожению, являются крещение, Евхаристия и Миропомазание.

Святой Дионисий также говорит о высшем, крайнем обожении (ορυφαία θέωση), которое он относит к высшему боговидению. Речь идет о восхищении ума в божественно знание в экстазе, в котором его умственная энергия останавливается. Мистический союз с Богом осуществляется в неведении, и полностью обоженный человек переживает обожение. Однако мистический союз происходит внутри Церкви, и Ареопагит воспринимает литургическое собрание Церкви вокруг Евхаристического Христа как некий образ-икону конца (μιά εἰκόνα τῶν ἐσχάτων). После общего воскресения праведники будут навечно соединены со Христом в свете Его Божества, участвуя в некоем всеблаженном пире всех божественных красот.

 

Георгий Панагопулос «пытался показать», что Палама остается верным Ареопагиту, в то же время, интерпретируя его творчески. Это означает, что Палама не попадает в ловушку буквы корпуса Ареопагитик, напротив, оно освобождает дух творений Ареопагита от идиотипичности буквы (иногда неоплатонического оттенка). Таким образом, он доказывает важность корпуса Ареопагитик для исхастской-нептической жизни и церковного богословия, тем самым как бы завершая предыдущие истолковательные труды Иоанна Скифополита и Максима Исповедника и Георгия Пахимера.

 

Священный председатель Фессалоники (т.е. свт. Григорий Палама) сохранил, удержал Ареопагита в его естественном русле, пророческом и Апостольском Предании. Он защитил свое учение от опасности гуманистической эксплуатации со стороны плотской философской теории о Боге, игнорирующую библейско-патристическую концепцию Откровения о Царстве рационалистического энциклопедизма, уходя от некоего своеобразного фидеистического агностицизма (Варлаам Калабрийский). Исходя из этого, я думаю, что святой Григорий Палама согласился бы с великим протестантским богословом 20 века Карлом Бартом, что ни философия, ни культура, ни какие-либо другие человеческие достижения не могут человеку дать возможность безопасно, с уверенностью говорить о Боге. Однако римский святой обошел бы молчанием графический фундаментализм швейцарского богослова, поскольку последний игнорировал пророческие и апостольские условия для богопознания,  которое достигается через аскетический подвиг и мученический вход в «пресветлое знание, ведение того, где обитает Бог».

Если мы примем во внимание, что Ареопагит был особенно любим на средневековом Западе, где он интерпретировался западными богословами схоластами на основе платоновской метафизики т.е. в манере, подобной той, которая была у Варлаама, а если принять во внимание, что схоластическая интерпретация Ареопагитского корпуса до сегодняшнего дня определяет научный подход и взгляд на Ареопагитики в Университетах на Западе, то нам следует понять и осознать, что паламитская интерпретация Ареопагита является настолько же актуальной сегодня, как и в 14 столетии.

Наконец, весть Святителя Григория Паламы можно было бы свести к следующему: Ареопагит принадлежит библейско - патристической традиции опытного постижения Царства, а не к схоластическо-метафизической традиции моралистов и рассудочным приоритетам «ветхого человека».

 

Его Высокопреосвященство митрополит Филадельфийский г-н Мелитон развил тему своего доклада двух частях. В первой части он говорил о взаимосвязи между святостью и учением и ученичеством, согласно учению святого Дионисия Ареопагита, в соответствии со следующими разделами: а) Определение святости-Обожение, б) Обустройство (возрастание) и Аскетика в) Препятствия для обожения, г)Образ аскезы, д) Этапы обожения, е) Средства обожения, ж) Божественное Домостроительство – Человеколюбие, з) Руководящие силы – божественны эрос, и) Ценность ученичества А это то, что касается обучения «ведущего неизреченные тайны» Святой Дионисий о святости  - как дидаскалии и ученичестве.

Наконец, во второй части Преосвященный иерарх делает сообщение о современном опытном и живом свидетельстве о святости - дидаскалии и ученичестве, при непосредственной их связи с непрерывной и последовательной традицией Православной Церкви. Он говорит о следующих рядах, «цепочках» дидаскалии-ученичества, от лика Апостолов, святого Иерофея и святого Дионисия Ареопагита, вплоть до святых Старцев с их учениками. В особенности он затронул святого Каллиника Эдесского, Старца Митрополита Навпактского Иерофея. Он сказал, что для святого Каллиника имеют силу слова аввы Феодора: « Учитель должен быть чужд любоначалию и тщеславию, далек от гордости, , не прельщен лестью, не ослеплен дарами, не побежден чревом, не подвергающийся власти гнева, но долготерпелив, прощающий, всегда смиренный, терпимый, открытый, покровитель и человеколюбив».

 

Источник: https://arxon.gr/2020/10/theologiko-synedrio-i-m-naypaktoy-gia-ton-agio-dionysio-areopagiti/

© перевод выполнен интернет-содружесвтом «Православный Апологет 2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События