Святой Афанасий Парийский: Святой Марк Евгеник. (Антипапа) – Начало повествования.
Святой Марк Благородный. (Антипапа). Его деяние и похвальное слово, написанные святым Афанасием Парийским.
НАЧАЛО ПОВЕСТВОВАНИЯ
ΑΡΧΗ ΤΗΣ ΔΙΗΓΗΣΗΣ
часть 2
Посему я прошу читателей принять мои братские извинения, если во многих местах этой истории я окажусь как повествующим не во всей полноте. Как я уже сказал, общее несчастье нашего рода лишило нас точных сведений о начале и продолжении его подвижнических и благочестивых подвигов, а также о том, что за ними последовало. Все это, несомненно, полностью вошло бы в его жизнь, которая, возможно, была бы написана в то время. Поэтому я прошу прощения, братья, за пробелы, поскольку мы собираемся сказать лишь то, что нам удалось найти спонтанно здесь и там у других и соединить в единое целое. Великий экклесиарх Сильвестр, прозванный Сиропулосом, расскажет нам большую часть истории о Псевдоунии, которая произошла в Северной Италии.
Но я не использую здесь ни красивых фраз, ни риторических изяществ. Знающий тайны души, Бог и даже благословенная душа этого божественного Отца, хорошо знают, что только пламенное рвение моего сердца побудило мой дух к составлению этого произведения. Я представляю всем христианам одновременно, как многим мы обязаны этому величайшему и божественнейшему благодетелю, и, кроме того, чтобы повсюду было возвещено во славу Божию, что только наша святая Церковь пожинает и счастливо наслаждается плодами Святого Духа.
Эта истина выделяет нашу Церковь как светлую и славную, поскольку она есть единственная Истинная и Православная. Но в то же время истина доказывает и навлекает вечный позор на Папскую церковь, которая противостоит и враждебна Восточной церкви и не перестает беспрестанно клеветать на невинность и святость Православной церкви.
Происхождение и образование Маркоса и Иоанна Евгеника
Итак, начнем с того, с чего обычно начинают: родиной этого божественного человека была некогда царица городов, Константинополь, некогда мать Сара, добрая и любимая, а теперь превратившаяся в Агарь, в варварскую, ненавистную и обременительную мачеху. Кто были его родители и какими они были, из истории не ясно по вышеупомянутой причине, но тем не менее признается, что они были православными христианами с точки зрения вероисповедания и также были блестящими людьми в своей жизни, что следует не только из того, что их родовое имя было «Евгеники - Ευγενικοί» (потому что начальники рода и родители Марка по преимуществу назывались благородными-патрициями), но мы можем думать о нем гораздо больше по благородному образованию и воспитанию их детей. Потому что, если образование, по словам мудреца и как показывает нам повседневная практика, требует больших расходов, а положение бедных не позволяет им продолжать долгие и продолжительные уроки, то очевидно, что родители его были не ничтожные люди и скромные, но знатные и выдающиеся при жизни.
Таким образом, и святой Марк, и другой его брат по имени Иоанн были людьми не посредственного образования. Их почитали как одних из первых людей своего времени, они не уступали ни в чем ни одному виду знаний.
В то время Римское царство* процветало, но в то же время царил полный хаос. Страх очевидных опасностей окружал их со всех сторон. Несмотря на это, наш пытливый род-нация не страдала в то время от такого равнодушия к учению и не была так лишена мужчин-ученых, как сегодня. Потому что в то время процветали Хрисолорады, Гемисты, Схоларии, Вриеннии, Феодоры, Газиды, Агаллианы и многие другие.
* Святитель Афанасий употребляет настоящее историческое название — «царство ромеев», а не как мы его называем — «Византийская империя», подражая западной академической науке. Когда он упоминает слово «Византия», он имеет в виду «Город» или «Константинополь», то есть он использует слово «Византия», которое является древнегреческим, или эллинистическим, или ранним римским названием Города.
Тогда также эти Благородные, я имею в виду этих двух братьев Марка и Иоанна, были приравнены к другим и имели первенство среди первых и превосходили других над посредственными и были признаны и провозглашены высшими философами и учеными. И то, что я говорю правду о мудрости Святого Марка, подтверждается его собственными словами и борениями, а также тем фактом, что многие писатели восхищаются им сверх всякой меры.
Иоанн Философ, с другой стороны, признан настолько ученым, что даже получил прозвище «философ», будучи названным и признанным таковым par excellence, о чем свидетельствуют также его многочисленные молитвы к Богу, на которых есть надпись: «Иоанн Философ и Евгеник Ιωάννη του φιλόσοφου κι Ευγενικού». И еще более показательным в его мудрости является его весьма уместное и умелое возражение против псевдонимного термина Флорентийского собора, встречающееся в Томе Каталлага*.
* Учитывая его короткую жизнь и последователей Святого Марка, мы знаем кое-что о его семье и учении Евгеники. Хотя святой Афанасий Паросский в то время не смог найти эту рукописную информацию, его выводы действительно верны. В конце книги мы приводим сведения, которые дает нам малый синаксарий о святом Марке.
Аскетическое воспитание Марка и Иоанна
Отсюда вытекает и то, что те, кто были столь блестящими и прославленными в мудрости, также происходили от блестящих и прославленных родителей, которые имели возможность позволить себе такие большие и необходимые расходы, какие требовались в больших размерах для этого величайшего ремесла, а именно, обучения. Но какая польза от того, что они были не простолюдинами и бедняками, а знатными и богатыми людьми? И, конечно, это во многом способствует, я бы сказал, их похвале.
Потому что не одно и то же — привыкший к суровой и смиренной жизни бедности, и то, что родившийся среди изобилия удовольствий, а потом добровольно отвращающийся от них и предпочитающий тяготы многотрудной подвижнической жизни, ради вечного. Хотя эти добрые люди произошли от таких родителей, тем не менее, эти благословенные отказались от всего: и от своего происхождения, и от богатства, и от удовольствий, и от наслаждений, и от почестей, и от славы от царей, к которым их также призывало великолепие своей нации и заслуги своего великого успеха и мудрость.
И ничто из этого не могло принизить возвышенных помыслов их душ. Но, по словам божественного Апостола, они «все это почитали за сор, чтобы приобрести одного Христа». Вот почему они отреклись от мира и мирских вещей и с большой готовностью предпочли распять плоть, ее страсти и похоти посредством подвигов святого и ангельского образа, что они и совершили чудесным образом.
Личность святого Марка Евгеника
Но что касается философа Иоанна Евгеника, о котором мы находим упоминания как о диаконе, и как законодателе великой Церкви ( Νομοφύλακας της μεγάλης Εκκλησίας), то давайте закончим обсуждение на этом. Но продолжим то, что относится к этому святому Марку, как мы сказали в самом начале нашей речи.
Но, о завистливая судьба и время, разрушающие все хорошее, не поможет нам, братья мои, сказать точно, где этот возвышенный человек, отрекшись от мирской суеты, устроил поприще своих подвигов. Мы не ведаем о героических аскетических подвигах. Мы не знаем подробностей, как и сколько он подвизался за угасание страстей, сколько усердия он проявил в посте, сколько терпения во всенощных бдениях, в молитве, в слезах, в святых восхождениях своей души и все другие подобные вещи он умеет порождать и в душах тех, кто его возлюбили, в доброй и божественной матери, дарованном Богом безмолвии-исихии, все из которых имеют одну цель, благословенное созерцание, зрение Бога и обожение, как объясняют нам на основе своего опыта те, кто испытал их на практике.
Но хотя его аскетические подвиги остаются исторически и частично неизвестными нам, у нас, тем не менее, есть весьма надежные люди его времени, которые в основном признают следующее: «что все, что может составлять и характеризовать святую жизнь, все это он совершил до того, как получил архиерейство, с прекрасным совершенством» (ότι όσα μπορούν ν’ αποτελούν και να χαρακτηρίζουν μία άγια ζωή, όλα τα κατόρθωσε πριν λάβει την αρχιερωσύνη, με θαυμαστή τελειότητα»).
Современные свидетельства о Марке
Первым пусть засвидетельствует некто Священной памяти -Иеромнемон (Феодорос Агаллианос -Θεόδωρος Αγαλλιανός), муж богобоязненный, ревнитель благочестия, учитель, пользующийся большой известностью в Византии и за пределами Города, современник сего святого мужа. Он ведет диалог с иностранным монахом из Евхаиты относительно псевдособора, который уже проходит во Флоренции и о событиях которого монах просил рассказать.
Затем слово коснулось имени Ефеса, и монах спросил Иеромнемона, сказав так: « Я слышу об этом человеке, я имею в виду Ефеса, с великой и похвальной славой ».
Иеромнемоник отвечает такими словами: « Он дивный муж (т. е. Марк Эфесский), украшенный всеми духовными дарами и исполненный всей божественной мудрости, и он вел святую жизнь, прежде чем стать архиереем».
«Είναι θαυμάσιος άνθρωπος (δηλαδή ο Μάρκος Εφέσου), στολισμένος μ’ όλα τα πνευματικά χαρίσματα και γεμάτος με κάθε θεία σοφία, κι άσκησε οσιακό βίο πριν την αρχιερωσύνη»
Слышите ли вы, христиане, что засвидетельствовал о нем этот добрый учитель? Его называл замечательным человеком. Почему? Потому что он был украшен различными дарами Святого Духа. Но как он заслужил эти дары? Потому что он вел брань и практиковал молчание и обрел святую жизнь. Вот почему слава его была велика и распространялась повсюду, как сказал тот чужеземный монах. Но и далее в другом месте этот же Иеромнемон, сказав, что все предали благочестие, кроме святого Ефесского, чтобы не подумали, что он назвал его святым, как мы привыкли обращаться ко всякому архиерею, затем добавляет следующее: также, что он был «украшен как святостью жизни, так и мудростью слов ».
«στολισμένος και με την αγιότητα του βίου και τη σοφία των λόγων»
Вторым свидетельством после Иеромнемона пусть будет Георгий Схоларий, также современник святого, который после плена стал Патриархом Константинопольским и, будучи монахом, изменил свое имя на Геннадий еще до падения царствующего города. Он, в записке, которую он делает о святом Соборе, состоявшемся против Иоанна Векка , который неверно исполнял патриаршую должность во дни царя Михаила Палеолога, латинянина , перечислив многих святых и божественных учителей, которые принимали и соглашались с этим Собором, в конце он также упоминает этого божественного отца.
К числу этих блаженных добавлен этот блаженнейший Святейший Ефесский, не уступая ни в чем другим выдающимся качествам, а именно в добродетели, мудрости и силе слова. Вот что говорит этот великий учитель: «что он не был, говорит он, ниже тех, кто был превосходен в добродетели и мудрости ».
Но разве написанное святителем Нектарием Иерусалимским также следует отвергнуть, поскольку он не был современником святого? Конечно, нет, потому что он был также очень мудрым и правдивым Патриархом и не имел нужды писать ложь о случае, ложность которого можно было бы проверить. Поэтому он также ясно говорит следующее: « Мы восхищаемся Марком, который превзошел всех в блеске своей жизни и был освящен своим подвижническим образом жизни, был украшен бесчисленными добродетелями и ни в чем не уступал тем, кто был провозглашен святыми ».
«Εμείς τρέφουμε θαυμασμό για τον Μάρκο, που διέπρεψε με τη λαμπρότητα τού βίου του κι αγιάστηκε με τον ασκητικό τρόπο ζωής και κοσμήθηκε με μύριες όσες αρετές και δεν υπολειπόταν σε τίποτα απ’ αυτούς που ανακηρύχτηκαν άγιοι».
Итак, из этих достоверных свидетельств и из действительных, или, лучше сказать, из явных опасностей, которым он впоследствии подвергся за православную веру, несомненно выводится и доказывается, что он вышел за рамки и пределы обычной жизни людей. ... и благодаря монашеским подвигам он стал совершенным подражателем древних благочестивых и святых людей. Вот почему он был признан и провозглашен замечательным, превосходным и равным во всем тем, кто жил до него.
* Следует отметить, что преподобный Макарий Коринфский Нотарий и преподобный Никодим Афонский включили в сборник Отцов Добротолюбия (συλλογή των Ιερών Νηπτικών κειμένων) текст преподобного Марка Евгеника « О словах Божественной молитвы » («Περί των λόγων της θείας προσευχής».).
Оттуда, то есть с этого священного делания, после того как он был в совершенстве обучен правилам атлетики, он стал превосходным атлетом в последующих играх за веру. Из священного подвижничества выковался меч Духа против еретических плевел. Из священных упражнений была создана небесная труба, которая звучала в небе и возвещала божественные голоса Духа. Из святого подвижничества произошел истинный сосуд избрания, чтобы и он, по словам великого Павла, мог защищать имя Христово перед царями и народами. Тем более, что разум покажет все это в нужное время, безошибочно и совершенно.
Епископ Марк
Поэтому, достигнув в этих святых подвигах высших пределов духовного совершенства, он также получает помазание священства и рукополагается в сан пресвитера. Но как, когда и кем, мы тоже не можем сказать с уверенностью. Кроме того, он был очевиден по блеску своей добродетели и мудрости не только для тех, кто был рядом с ним и видел его, но даже и для тех, кто был далеко. А когда он был еще иеромонахом, Александрийский Патриарх, проигнорировав всех уважаемых митрополитов и «уважаемых из уважаемых», избрал его своим представителем на запланированном Вселенском соборе в Ферраре. Марк пользовался огромным уважением и славой у всех, даже до того, как стал архиереем.
И потому, что, как показали дальнейшие события, ему одному предстояло взять на себя всеобщую борьбу за веру и стать глашатаем богословов и явиться незыблемым столпом Церкви, божественным Промыслом, издали предвосхищающим начало великих дел и также возводит его в высшую степень епископа. По Божественному промыслу, тогдашний архиепископ Ефесский Иоасаф, готовившийся к собору, переводится «в небесные обители» и на его место уготован этот, великий светоч добродетели и мудрости, Марк, высший светильник митрополии Ефесской, рукоположен. Или, лучше сказать, он рукоположен как светильник для всего мира и как еще один столп света, ведущий за собой православный народ.
Для достижения любого блага необходимы три вещи: мудрость, сила и добрая воля. Поэтому Божественный промысел, который знает все до их рождения, видя великую мудрость Марка и пламенную ревность к учению Отцов, соединил с этими дарами его мужество и силу речи, которая вытекает из его положения как держателя епископского престола, чтобы впоследствии он мог быть и являться как богослов, бесспорный и непобедимый поборник Православия.
Но какие чувства вдруг охватывают меня, мои братья-книголюбы? Я вижу причину, по которой я пытаюсь начать, как бесконечное и огромное море, и я действительно дрожу и кружусь от мысли, что меня постигнет та же участь, что и тех, кто дерзок и плывет по великому открытому морю в маленькой лодке, которая только два весла. Я тоже похож на них, поскольку осмеливаюсь рассказать о великих подвигах и деяниях этого святого. Вот почему я очень боюсь, что мне не удастся внушить вам то уважение, которое весь мир должен испытывать к такому великому святому герою.
Но так как, по словам богослова и друга Божия, все, что было возможно, было сделано образованными и учеными, но они не были опубликованы для публики лучше и полнее, то по этой причине я осмеливаюсь предложить и свои собственные отступления, имея веру в Святые благословения божественного и великого Отца, ради ревности которого я старался сделать все, что было выше моих сил.
Итак, теперь настало время рассказать, что это был за собор, на котором Бог рукоположил святого Марка митрополитом и викарием, а проще говоря, экзархом всего Восточного собора, хотя в конечном итоге этот собор и завершился не в пользу Бога. . Пришло время посмотреть, что совершил святой на этом соборе и после его окончания. И мне кажется полезным, для сведения простых людей, направить рассуждение немного в этом направлении, чтобы оно стало более ясным и полным. И я прошу образованных и ученых простить меня за эту снисходительность, поскольку речь идет об общем благе.
Источник: https://greekdownloads.wordpress.com/2024/11/25/άγιος-αθανάσιος-ο-πάριος-άγιος-μάρκος-5/#more-38403
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2025г.
разрешается копировать и распостранять при обязательной ссылкой на портал "Православный Арпологет"