Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святой Афанасий Парийский: Святой Марк Евгеник. (Антипапа) – Слово о святом Марке Евгенике

 


Святой Марк Евгеник. (Антипапа). Его деяние и похвальное слово, написанные святым Афанасием Парийским.


 СЛОВО СВЯТОГО АФАНАСИЯ ПАРИЙСКОГО О СВЯТОМ  МАРКЕ ЕВГЕНИКЕ


 

Фото Святитель Марк Евгеник, Архиепископ Ефесский. Греческая церковная  роспись XX века. Иконописец Фотис Контоглу. на фотохостинге Fotoload

 

ВВЕДЕНИЕ

Сверхъестественные и парадоксальные плоды божественной веры, безусловно, сами по себе превосходят любой разум и интеллект. Вот почему они могут неоспоримо указать даже нечестивым на истинного Бога и единого Творца творения, как это было во дни божественных Апостолов и святых мучеников. Тогда народы вернулись, как река, «влеченные чудесами веры при содействии Господа и подтверждением Его слова последующими чудесными знамениями». И эти же вещи могут привести к православной вере даже тех христиан, которые, ошибочно и неразумно, своими еретическими заблуждениями отдаляются от единой и истинной веры, которую мы обычно называем « православием » или даже « благочестием ».

Одним из сверхъестественных дел божественной веры, оставим пока остальные в стороне, братья мои православные, является святость человеческих останков, или, проще говоря, святость людей. Это, когда дано и открыто исповедано, что такой-то человек стал святым, что его мощи источают неописуемое и несравненное благоухание, что он творит странные и изысканные чудеса, это, я говорю, есть чудо и источник тысяч других чудес. Ни одна из этих ложных религий не может похвастаться этим, что, безусловно, является не чем иным, как судом десятого неба.

Это, я говорю, есть не что иное, как блестящее и неопровержимое доказательство, которое громче и сильнее всякой трубы вопиет и проповедует всем обманутым племенам и системам еретиков, что есть одна чистая и святая вера, божественная и угодная Богу, то есть вера Восточной Православной Церкви. Поскольку мы знаем, что согласно Священному Писанию «Бог отдаляется от грешников», как же Он может делать наоборот, то есть указывать на еретиков, богохульников и нечестивцев как на святых?

Кто не знает, что для того, чтобы Дух Святой указал на святого человека, Он обязательно должен почивать в этой Церкви, которая принадлежит этому человеку, и Дух Святой, кто действительно этого не знает? Потому что это должна быть единственная Церковь, та, которой Богочеловек Иисус обещал послать Своего Духа и пребывать с ней вечно.

Вы, еретики и нечестиво мыслящие люди, которые, не имея мудрости, которые нечестиво говорят о высоте сверхестественного и непостижимого Божества, или о неизреченном домостроительстве Единородного, и употребляют нечестивый и богохульный язык, вы — врата и уста ада, которыми хулится Господь. Похваленный тобою Учитель и Господи, слушай все и научись:

Существует одна, единственная и неповторимая Церковь. Истинная Церковь, благая и избранная невеста, как называет ее Жених. Есть один, говорю я, тот, в ком почивает Его Святой Дух и в ком Он собрал сокровища Своих божественных даров. Кто она? Эта наша святая мать — Восточная Православная Церковь. Откуда это видно? От святости детей ее свят корень, святы и плоды. Потому что гнилое дерево не может приносить добрых плодов. Вы не верите? Я сосчитаю их, и их будет больше, чем песка.

Но я, православные христиане, оставляя тех, кто жалко блуждает во тьме своих ересей, тех, кто злой волей закрывает очи души своей и «видя, не видят света истины», как написано, я уже обращаюсь слово к вам и просим вас: не проповедуем ли мы каждого святого нашей Церкви, приводя его как доказательство нашей святой веры против многочисленных и различных ересей, появляющихся время от времени? Тогда не должны ли мы больше провозглашать наших новых святых, чтобы противостоять этим ересям, которые находятся рядом с нами и неустанно сражаются с нами сегодня?

Таковы нечестивейшие латиняне, которые так яростно и неистово настроены против нас, что, чтобы представить нас совсем погибшими, бесстыдные наглеют и проповедуют, что « с тех пор, как от нас отделились восточные, Церковь их не произвела никакого больше нет святого ''.

Это такая вопиющая клевета и такая большая ложь, поскольку никто не может по-настоящему перечислить святых, или преподобных, или иерархов, или мучеников, которые после папского раскола, но также и во время раскола, просияли. в нашей Церкви. Чтобы они закрыли свои бесстыдные уста и не обманывали простых людей такой клеветой, мы должны, насколько это возможно, пропагандировать и восхвалять этих наших святых, тех, которые после раскола, ради славы и чести нашей святой Церкви.

Но насколько же более закроются эти богохульные уста и насколько же более посрамятся чрезмерно дерзкие и несправедливые паписты, видя, что эти наши святые не находятся среди тех, которые бежали в пустыню, вдали от городов и людей, чтобы жить там с беззаботную и безмятежную жизнь в тишине, в уединенном общении лицом к лицу с Богом и в святом безмолвии, имея благие восхождения божественных явлений и сияний, управляющих их сердцами, пока они не достигнут совершенства обожения?

Когда, я говорю, эти наши новые святые не являются пустынными растениями, но они те же самые люди, которые речами, лекциями и писаниями, а также различными способами и способами сопротивлялись, боролись и осуждали свои собственные пороки и самые безбожные практики повсюду в мире. ереси? Насколько же больше, говорю я, будут постыжены паписты, когда Бог прославил и почтил их, говоря одним словом, их собственных врагов, настолько, что Он сделал их святыми в мире, тем самым показав, что Он принял как благоухание аромат всех тех битв, которые они вели против нечестивых латинян.


Представление Святого Марка

Итак, сегодня, православные христиане, я представляю одного такого святого среди многих других, или, лучше сказать, среди бесчисленного множества других таких святых, я представляю всем общинам православных верующих Марка Эфесского. Тот Марк, которого превозносил Восток, но боялся Запад. Этот Маркус — гордость Азии и бич Европы*. Этот Марк — светоч Восточной Церкви и гроза западного высокомерия. Тот Марк, уста богословов, слава православных, самый достойный спортсмен, единственный непобедимый и алмазоподобный человек. Тот Марк, чудо веков, которого многие и многие проповедуют и провозглашают, но не все знают его как следует.

* «Хвала Азии» как митрополит Эфесский и «Бич Европы» как проповедник православной истины в сердце папизма в центральной Италии, на хищном псевдособоре для православных и вселенском для еретиков-папистов и униатов.

Вот что я представляю сегодня перед всей вселенной. Но, вероятно, не я, потому что какое право я, ничтожество, имею представлять такое произведение? Не я, а Церковь Христова, то есть как бы небеса вышние, решениям которых она всегда следовала, научилась делать святыми только тех, кого видела прославленными за сверхъестественные чудеса грозной десницей Всевышнего.


Святость Марка

Я сказал, что не все его хорошо знают. Я не сомневаюсь, что многие, если не почти все, не знают, что он, несомненно, великий святой и воистину Богоносный Отец и непогрешимый учитель нашей Церкви. И причина в том, что священная память о его дне не найдена в «Менологах» и «Часословах». Что невозможно, во-первых, потому что он совсем недавний святой, а во-вторых, потому что эти книги печатаются в Венеции, то есть под пристальным вниманием заклятых врагов этого святого*.

* Это понятие встречается в «Менологах» и «Часословах» эпохи около 1780 года и ранее. Примечательно, что типографиями Запада Папской церкви заведовали иезуиты, выпускники грекоязычной униатской Афанасьевской школы Рима. Эти иезуиты подвергали цензуре православные книги, находившиеся в типографиях. Во многих книгах османской эпохи имеются исправления, носящие пропапистский характер, вкрапления прозападных взглядов или удаления абзацев, отражающих православное учение. Паписты также запретили печатать некоторые книги и предприняли другие цензурные действия. Поэтому, если кто-то хотел напечатать книгу, которая могла бы расстроить папистов, ему приходилось идти дальше на север, в протестантские страны. Это означало большие затраты и осторожность, чтобы не нарушить протестантские позиции в то время.

Итак, пусть каждый восточный христианин знает и уверен, что с самого начала наша святая Церковь признала этого святого Марка святым и почтила его память в Константинополе ежегодным празднованием, то есть до того, как он в грехопадении впал в руки нечестивых. И многие другие это подтверждают. Об этом свидетельствует и святитель Нектарий Иерусалимский, который говорит, что слышал об этом от человека, который в молодости пришел посмотреть на этот славный праздник, который отмечался в Галате. А прибывшего на праздник звали Арсений Кипрский.

Но поскольку катастрофическое падение этой столицы произошло несколько лет спустя, оно положило конец этому празднованию, как и многим другим хорошим вещам, кроме благочестия. Из-за этого произошедшего события его святость не стала известна всем, так как житие, панегирики и процессия его священной памяти были уничтожены опустошением плена, прежде чем они смогли распространиться за пределы Города.


Синодальное решение 1734 года

Но то, что может устранить все сомнения и дать каждому наиболее полную информацию, это, несомненно, авторитет синодального постановления, которое было вынесено в 1734 году относительно этого Марка, якобы не для того, чтобы впервые установить его как святого, потому что это, по-видимому, были изданы недавно, то есть сейчас, в нашем столетии, но потому, что был дан повод, который мы должны открыть простым людям, как мы находим его в этом синодальном постановлении. И вот он:

На острове печально известной Кефалонии [тогда оккупированном венецианцами] некто Симеон, называемый Византием, из-за почтения, которое он питал к этому святому, захотел отпраздновать его праздник, убежденный в его святости. Однако некоторые из христиан, не имевшие этой информации о божественном Отце, как священнослужители, так и миряне, решительно воспротивились этому, заявив, что его начинание не является законным, потому что этот Марк, по их словам, либо не вполне свят, либо и даже если это так, Церковь этого не признает. И они, не зная этого, говорили правильно. Потому что христиане Восточной Церкви справедливо всегда ждут божественного решения своей Церкви по этим вопросам. Вот почему они, хорошо зная обычаи Восточной Церкви, не допускали этого торжества, как якобы непризнанного.

Итак, поскольку там возник большой спор о святости Ефеса, то, узнав об этом, святая Церковь сочла неуместным оставить без внимания великого светила и учителя Церкви. Поэтому он издал Синодальный циркуляр, в котором говорится, что «этот святой Марк, любезный пастырь Эфесский, был и есть святой, прославленный Богом, и всякий желающий может праздновать его без помех», и в нем произносятся многочисленные и великие хвалы ему, а в заключение добавляется: Ужасные эпитеты и анафемы тем, кто сопротивлялся и боролся против славы и чести, принадлежащих ему.

Итак, поскольку каждый может быть уверен в его святости, мне остается теперь представить, насколько это возможно, начало, середину и конец его святой жизни. Поэтому я показываю в форме повествования, кем он был, что он делал и какова была его смерть, чтобы каждый мог иметь должную честь и почтение к такому блаженному и божественному иерарху, который стоял, так сказать, единственная неприкосновенная сокровищница нашей православной веры.



Подписка на новости

Последние обновления

События