Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Аристидис Феодоропулос, педагог

Αριστείδης Θεοδωρόπουλος, Εκπαιδευτικός

Святитель Марк Евгеник (1392–1444): столп православной веры и боговдохновенный святитель Ефесский.

Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός (1392 – 1444): στύλος της ορθοδόξου πίστεως και θεόπνευστος ιεράρχης Εφέσου

 

Среди просвещенных иерархов, великих учителей и пламенных поборников Православной Церкви видное место занимает святитель Марк Евгеник, чтимый 19 января (по гражданскому календарю 1 февраля), ведущий борьбу и брань епископ Ефесский, выступивший неоспоримым гладиатором, пламенным защитником и верным борцом за Православие Восточных римлян-греков от влияния и угрозы нависших со стороны папства Запада. Вот почему он был великим благодетелем и блестящим светильником греческого народа, так как держал на своих плечах в чистоте все духовное богатство Православия, став «органом Утешителя», «богоглаголемой трубой богословия», «защитником благочестивых догматов», «пламенным ревнителем преданного святыми Отцами исповедания Символа веры», «ниспровергателем папского высокомерия», «переполненной рекой благочестивых писаний».

 

 

Фреска Святого Марка Евгеника работы Фотия Контоглу в Святой церкви Святого Николая Като Патисия Афины (улица Ахарнон)

 

Святой Марк Евгеник, этот сияющий светильник Церкви Христовой, воспеваемый как «великий ревнитель, защититель святоотеческого сознания и очищающий высоты тьмы», родился в 1392 году в Константинополе и был порождением знатнойо аристократической семьи. Его мирское имя было Мануил, и его благочестивые и благородные родители позаботились о том, чтобы воспитать его в водах нашей непорочной православной веры и дать ему прилежное и высшее образование. Своим первым буквам Мануил научился у своего отца Георгия, который был дьяконом и прислужником Великой церкви и имел известную частную школу. Но когда Мануилу исполнилось тринадцать лет, его отец скончался, и он остался сиротой вместе со своим братом Иоанном. Тогда его мать, Мария, дочь благочестивого врача по имени Лука, отправила его на воспитание еще ближе к самым выдающимся и мудрейшим учителям того времени, которыми были Иоанн Хортасмен (позднее избранный митрополит Силиврии Игнатий) и известный математик и философ Георгийс Гемист или Плифон. Когда Мануил завершил свое образование, он принял на себя руководство патриаршей школой и за короткое время стал известен как один из самых выдающихся учителей в Константинополе. Показательно, что многие из его учеников отличились впоследствии, как, например, Георгий Схоларий, который после падения Царьграда был избран первым Константинопольским патриархом с именем Геннадий, Феодор Агаллианос и митрополит Мидиийский Феофан.

 

Однако Мануил, имея склонность к безмолвной, исихастской жизни, раздал все свое имущество и в возрасте 26 лет решил посвятить себя Богу. Так в 1418 году он бежал на один из Принцевых островов, остров Антигони, и там на островном монастыре стал монахом, приняв имя Марк. В этом месте он духовно подвизался в течение двух лет рядом с добродетельным и прославленным подвижником Симеоном. Но через два года, в 1420 г., он был вынужден покинуть монастырь на острове Антигони из-за набегов турок и укрыться в одноименном монастыре Святого Георгия Манганского в Константинополе, основанном примерно в середине XI века императором Константином IX Мономахом (1042-1055). В этом знаменитом Константинопольском монастыре он предался тяжелым духовным подвигам и по благодати Святого Духа сочинил большую часть своих ста сохранившихся произведений. Среди них памятны сочинения, написанные им против латиномыслящих противников святителя Григория Паламы, архиепископа Салоникского (1296-1359), который был для него ярким образцом и наставником в жизни. В монастыре святого Георгия Манганского он восприял достоинство священства, несмотря на свои колебания, так как считал себя недостойным такой высокой миссии. За очень короткое время он стал известен своей добродетелью и мудростью, которые сделали его известным духовным человеком. Вот почему и духовенство, и миряне спрашивали его мнения по различным богословским и духовным вопросам.

Однако, хотя святой Марк Евгений стремился к уединенной монашеской жизни и к подвигу по Богу, Византийская империя переживала минуты агонии из-за османской угрозы. Политическая и религиозная нестабильность того времени заставила святителя Марка оставить подвижническую жизнь и всеми силами бороться за Православие и выживание нашего народа. А это было необходимо, потому что Папа, стремясь спасти Константинополь от грядущей османской угрозы, всячески добивался подчинения Православной Церкви Папской Церкви, что было бы достигнуто соединением двух Церквей. В это трудное для будущего Православной Церкви время Александрийский Патриарх назначил в 1436 году иеромонаха Марко Евгеника своим представителем на Соборе, который должен был быть созван для объединения Церквей. Показательно, что иеромонах Марк имел такой авторитет и пользовался таким уважением со стороны императора Иоанна VIII Палеолога (1425-1448), что в 1437 г. и после отставки митрополита Ефесского Иоасафа он был избран и рукоположен в митрополиты Ефесские, даже после интенсивной настойчивой просьбы императора. Так, святой Марк Евгеник, как епископ Ефесский, принимал участие на Соборе во Ферраре-Флоренции (1438-1439), будучи назван «экзархом Собора», после того, поскольку он представлял патриархов Александрии, Иерусалима и Антиохии. Целью созыва Собора было объединение двух Церквей, Восточной Православной Церкви и Западной Католической Церкви, после разделения, которое они пережили из-за раскола в 1054 году. Здесь следует подчеркнуть, что раскол между двух Церквей было вызван кощунственным дополнением Западной Церкви к Символу веры (известное Filioque), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Но с этим еретическим учением упраздняется основополагающий догмат о Троичности Божества, и вместе с тем, теряется фундаментальная истина учения Православной Церкви.

 

Находясь под все возрастающим давлением османской угрозы, император Иоанн VIII Палеологом, получив извещение о том, что правители Запада думали дать отпор туркам, наступавшим на Венгрию и Польшу, он решил отправиться в Италию, чтобы встретиться с папой Евгением. IV, надеясь, что он получит помощь против турок. В этот трудный и тревожный для будущего Византийской империи момент возобладали два диаметрально противоположных мнения. Были и те, кто поддерживал соединение двух Церквей, что означало бы подчинение православных Папе, факт, который предал бы догматы нашей непорочной православной веры. Но были и такие, которые, размышляя о религиозной опасности унии. Такие решили решительно сопротивляться, предпочитая подчинение варвару-завоевателю духовному порабощению под церковным игом папы. На самом деле они утверждали, что люди могли бы бороться и избавиться от турецкого рабства, если бы сохранили свою православную христианскую веру и традицию в чистоте и живой.

https://www.pemptousia.gr/2023/01/agios-markos-o-evgenikos-1392-1444-stilos-tis-orthodoxou-pisteos-ke-theopnefstos-ierarchis-efesou/#1

 

Часть 2

 

В этот бурный и опасный для жизни Православной Церкви и греческого народа период ревностный митрополит Ефесский святитель Марк Евгеник взялся поднять на своих плечах, как еще один Атлас, бесценное сокровище святоотеческой веры Православных и ковчег священных традиций, чтобы явился слава и похвала Восточной Церкви, столп и оплот Православного учения. Во время работы Феррарского Собора святой Марк был настойчив в своих намерениях, предложив латинянам удалить «грубое и невозможное», и указал на необходимость мира и любви, чтобы устранить раскол, предварительно прочтя определения Вселенских Соборов. На самом деле св. Марк желал воссоединения двух Церквей, но без отступления православных в основных догматических вопросах, что привело бы к папскому порабощению. Памятны четыре возражения мудрого и воинственного архиерея Ефесского относительно учения папистов об чистилищном огне. Показательно, что эти речи с их кристально православным содержанием давали соответствующие ответы на доводы латинян. В самом деле, убедительная аргументация святителя, буквально заставившая замолчать его противников, пытавшихся втянуть его в бессмысленные и неуместные рассуждения, сочеталась с его мудростью, добродетелью, целомудрием, мужеством, упорством в истине и непоколебимой верой в Бога и Его спасительное Слово, что свело его лицом к лицу даже с митрополитом Никейским Виссарионом, который, движимый завистью, оставил святого Марка вести борьбу в одиночестве.

Но когда на Феррарском Соборе дошли до спорного вопроса о Филиокве, святитель потребовал прочитать вероопределения Вселенских Соборов, чтобы пролить свет на истину и доказать ошибочность противников. Несмотря на отказ латинян, их в конце концов заставили читать решения Вселенских Соборов, ибо в противном случае прения немедленно прервались бы. После чтения латинское духовенство и присутствовавшие миряне признались, что никогда прежде не слышали этих учений и что греки придерживаются истинной веры и следуют правильным догматам. Придворные папы, видя, что их учение рискует быть названным ложным даже латинскими монахами и духовенством, стали угрожать им и приказывать тотчас замолчать, называя их необразованными и неграмотными в богословии. Но и латиняне стали изобретать лживые средства, чтобы помешать возобладать богословским взглядам святого Марка Евгеника, этого богомудрого оратора и просвещенного учителя нашей Церкви. Так что, хотя до этого момента все православные священники и епископы были на стороне святого, этого мужественного борца и ярого защитника Православной веры, они потихоньку начали раскалываться и дезертировать: один стал кардиналом папы, другой из зависти, тогда как многие предали учения чистой православной веры, так как не могли вынести тягот и лишений, наложенных папой, чтобы заставить их отступить от своих позиций. Так святой Марк Евгеник оказался одиноким, всеми покинутым, чтобы вести борьбу на стадии защиты правильных догматов нашей веры. Фактически для укрепления своих позиций латиномыслящие стали применять известную тактику слухов, ложных известий и вымогательства, а дошли до распространения в Ферраре сотен листовок, содержащих 54 еретических учения православных!!!

 

Положение уже начало становиться особенно опасным и непредвиденных размеров, так как греки претерпели длительные лишения и злострадания, в то время дан строгий императорский указ, что никому без специального дозволения от императора не разрешается уезжать в  Константинополь. Но некоторые священнослужители, томимые лишениями, нашли выход и спаслись, уехав в Царьград. Как только императору сообщили об этом факте, он испугался, что могут быть и другие, кто сбежит. Вот почему он посовещался с Папой и решил перенести Собор во Флоренцию, чтобы обсудить существо спорного вопроса о Филиокве (Filioque), то есть не о том, следует ли делать дополнение к Символу веры, а о том, следует ли Святому Духу исходит от Сына или нет. Св. Марк продолжал с тем же боевым настроем и с тем же божественным рвением свою защитную борьбу, после того как ясно и убедительно доказал, что Дух Святой не исходит и от Сына, но только от Отца. Но император пытался найти способ заключить союз с Патриархом и латинянами, которые упорствовали в своих еретических убеждениях, в то время как папа новыми вымогательствами и лишениями пытался продавить  унию. Давление стало невыносимым, поскольку император искал союза. Но святой Марк оставался непоколебимым в своих позициях и не собирался предавать своей веры. Эта его настойчивость вызывала гнев латиномыслящих православных, которые даже проклинали его и называли бесноватым.

 

современная икона новых Трех Святителей столпов Православия: свт. Григорий Палама, свт. Фотий Константинопольский, свт. Марк Ефесский

Видя, что все готовы предать свою веру, воинственный и мужественный святитель Ефесский, не теряя самообладания, замолчал. Это событие дало императору возможность говорить о грядущих страданиях, которые они понесут, если не подпишут унию. Таким образом, этим аргументом они все были убеждены и подчинены. Единственным, кто еще не подчинился, был ярый ревнитель благочестивых догматов святой Марк Евгеник, назвавший папистов «еретиками», что вызвало яростную реакцию со стороны митрополитов Митиленского и Лакедемонского. Император, горячо желавший унии, объявил папе, что жители Востока принимают веру Запада и могут беспрепятственно идти к соединению. Но Папа также добивался принятия других догматических ученик и литургических новшеств, таких как использование опресноков в Божественной литургии, учение об чистилищном огне, монархия Папы, а также удаление из Божественной литургии призывания Святого Духа (эпиклеза - ἐπίκλησις) священника во время преложения хлеба и вина за ненадобностью, утверждая, что таинства заканчиваются произнесением слов Господних. Новые требования Папы вызвали волнения среди императора и Патриарха, опасавшихся, что это вызовет лишь бурную реакцию. В этот критический момент они просили св. Марка написать о вопросе о божественном преложении Святых Даров. Потом этот богомудрый святитель, учитель и пламенный борец Церкви Христовой доказал что именно так святые Отцы передали освящать Святые Дары. Эти позиции св. Марка еще раз вызвали отказ папистов, что заставило императора возмутиться и признать, что латиняне не только не знают истины, но и не желают ее знать. Видя, что пути к сближению православных и папистов уже нет, император решил подписать указ о вожделенной унии 6 июля 1439 года.

https://www.pemptousia.gr/2023/01/agios-markos-o-evgenikos-1392-1444-stilos-tis-orthodoxou-pisteos-ke-theopnefstos-ierarchis-efesou/#2

 

Часть 3

Псевдоунию двух Церквей подписали все, даже те, которые первыми проявили ревность и дерзновение и в прениях не приняли учения «исхождения Святого Духа и от Сына», как, например, митрополиты Агиалосский, Монемвасийский и Трапезундский. Единственным, кто не подписал, был св. Марк Евгеник, заявивший императору, что даже если его жизни все еще будет угрожать опасность, он не подпишется. Даже настоятели монастырей были вынуждены императором подписать псевдоунию. Когда Папа получил в руки определение Собора и увидел все подписи, он тоже подписал его. Но как только ему сообщили, что святой Марк не подписался, он сказал: «Марк не подписал, значит, мы ничего не сделали», то есть, поскольку епископ Ефесский не подписал, мы не смогли добиться чего хотели! Эта фраза папы свидетельствовала о его поражении, после того как он открыто признал превосходство пламенного епископа Ефесского, явившегося могучим ниспровергателем папского высокомерия и многотрудной псевдоунии. Папа потребовал наказания святого, но император этого не сделал. Но его привели к предстоятелю папской церкви, чтобы он оправдать свою позицию. Святитель, однако, оставался непоколебимым в своих взглядах, несмотря на шантаж и угрозы. Кроме того, он демонстративно исповедовал свою твердую веру в величайшую славу Церкви, характерно говоря: «Соборы осуждают тех, кто не убежден Церковью, а я придерживаюсь Ее высшей славы; был ли упразднен суд, осуждены ли еретики ?"

 

 

Святая приходская церковь Агиос Маркос Евгеникос в районе Фимаракии Като Патисия в Афинах

После этого мужественного исповедания веры император перевез святого в Венецию, а оттуда посадил его на свой личный корабль и благополучно, но также с великим почетом и любовью отвез его на родину, в Константинополь, куда он прибыл 1 февраля, 1440. Как только святой Марк прибыл в Царствующий Град, народ встретил его восторженно, назвав «святым», о чем характерно упоминает даже его обидчик, греко-латинский епископ Мефонский Иосиф: «Ефесский митрополит видел толпу, прославляющую его как не подписавшего (унии) и к нему прибегают люди, словно к Моисею и Аарону и хвалили его и называли его святым» (P.G.159, 992C). На самом деле его духовное влияние на жителей Константинополя было так велико, что император предложил Марку высокий патриарший сан, но святитель настойчиво отказывался, называя тех, кто подписал унию, «христопродавцами» и «христозарчевниками». Так, на патриарший престол Константинополя взошел латиномыслящий митрополит Кизический Митрофан, который оказывал давление на императора с целью применения насилия к тем, кто не подписал унию. Поэтому 4 мая 1440 года святой Марк тайно покинул Константинополь и направился в Бурсу. Оттуда он отправился в Ефес, который был оккупирован турками. В провинции Ефес он учил людей спасительному слову Божию, но был вынужден под давлением турок и униатов сесть на корабль, направлявшийся на гору Афон, где и решил провести остаток своей жизни. Но когда корабль сел на мель у о. Лемноса, он был арестован по приказу императора и заключен в тюрьму на два года. С Лемноса он отправил свою знаменитую энциклику «К православным христианам, находящимся по всей земле и островам» (Πρός τούς ἁπανταχοῦ τῆς Γῆς καί τῶν νήσων εὑρισκομένους Ὀρθοδόξους Χριστιανούς), в которой резко критикует православных, принявших унию, характеризуя при этом латинских новаторов, говоря о них: «как еретиках, от которых бежим прочь и от которых мы отвращаемся», и он характеризует униатов как «лжеапостолов и лживых работников». Духовное присутствие и влияние святого Марка Евгеника было настолько огромным и решающим, что в 1443 году в Иерусалиме был созван Собор Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархов, который осудил Флорентийский Собор как «разбойничий и скверный» и низложил латиномудрствующего патриарха Митрофан.

После освобождения из темницы святой Марк вернулся в Константинополь, а именно в святую обитель святого Георгия Манганского, где верующие люди с почестями встретили его как святого и исповедника. Из монастыря своего покаяния святитель Маркс еще раз начал свою борьбу за Православие и против униатов, предавших нашу невинную веру. В какой-то момент, почувствовав конец своего земного пути, он возложил на Георгия Схолария (впоследствии патриарха Геннадия) попечение о сохранении Православия, а также руководство продолжением борьбы, а присутствующих заповедовал сохранять правую свою веру до последнего вздоха. После невзгод, через которые он прошел в своей жизни, и страданий от болезни, он предал свою святую душу милосердному Господу 23 июня 1444 года и в возрасте 52 лет. Он был погребен в монастыре своего покаяния, где он принял монашеский постриг в схиму, и всего через несколько лет после его кончины он стал почитаем православными как святой. Память его установлена чтить и праздновать 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), в день обретения его святых мощей, синодальным актом в 1456 году Патриарха Геннадия Схолария. Первый текст богослуженияв честь святого сочинил его брат Иоанн, а песнопения, восхваляющие его подвиги хвалебными словами, сочинил преподобный Герасим Микрагианитис, а также святой Никодим Святогорец, который характеризует его как «гладиатора» (μονομάχο τῆς Ὀρθοδοξίας) Православия», который боролся с западным папством и победил его. Примечательно, что архиепископ Афинский и всея Греции г-н Хризостомос II (Хациставру) († 9 июня 1968 г.) принял решение об учреждении прихода во имя святого Марка Евгеника в районе Фимаракия Като Патисии, Афины. Это было сделано по просьбе жителей этого района, для удовлетворения их религиозных потребностей, но и для решения острой проблемы униатства, в связи с существованием храма униатов во имя Святой Троицы на улице Ахарнон. Первая церковь святого Марка Евгеника в районе Като Патисии была основана 1 января 1967 года.

 

храм в честь свт. Марка Ефесского в Скале Кефалония

Для сегодняшней эпохи идеологической неразберихи святой Марк Евгеник является образцом и символом добродетели, трезвости и непоколебимой веры в догматах Православной Церкви, поскольку, как он характерно подчеркивал: «В вопросах веры нет места компромиссу», то есть в вопросах веры нет места для компромисса. Ведь верный ученик святителя Георгий Схоларий, впоследствии патриарх Константинопольский Геннадий, упоминает о защитнике и столпе православной веры следующее: «Что я еще могу сказать об этом чистейшем отце, то ли что он еще юным был призван умереть за Христа, либо что он был самым целомудренным из подвижников, которые жили в пустынях, и то, что когда он отверг все ради Христа и он не обманулся преклонившись под иго Христа, он не отрекся от обетований Христу, и не запутался в мирском шуме, не увлекся временной славой, но до конца твердо сохранил теплоту любви ко Христу, обитая в граде, но оставаясь вне града потому что не привязался ни к чему из сущего в нем».

https://www.pemptousia.gr/2023/01/agios-markos-o-evgenikos-1392-1444-stilos-tis-orthodoxou-pisteos-ke-theopnefstos-ierarchis-efesou/#3.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.

БИБЛИОГРАФИЯ

· Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός, Εκδόσεις Δ.Π. Νέστωρ, χ.χ.

· Βασιλοπούλου Χαραλάμπους Δ., Αρχιμανδρίτου, Ο Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός, Εκδόσεις «Ορθοδόξου Τύπου», Έκδοση 8η , Αθήναι 2011.

Παναγοπούλου Δημητρίου, Εις Έναντι Μυρίων – Ο Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός και οι αγώνες του, Αθήναι χ.χ.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События