(Часть 3-я. Пер. архим. Амвросія (Погодина). Монреаль, 1984).
произнесенная на Святой Праздникъ Свѣтовъ (Богоявленіе); въ ней же находится посильное разъясненіе тайны Христова Крещенія [1].
1. Вчера, собравшись вмѣстѣ съ вами въ церковь, когда мы предпраздновали День Свѣтовъ (Праздникъ Богоявленія), я разъяснилъ то, что слѣдовало, говоря вашей любви о крещеніи во Христа, котораго мы удостоились и которое является познаніемъ Бога и принятіемъ съ нашей стороны обязательствъ въ отношеніи Его: вѣрой и познаніемъ Истины, которая — въ Богѣ; договоромъ же и обѣщаніемъ съ нашей стороны имѣть и дѣла и слова и образъ жизни угодныя Богу, — что посредствомъ символовъ совершается (при крещеніи). Но уча объ этомъ, мы тутъ же прибавили, что оные священные символы и чрезъ нихъ и совмѣстно съ ними принятыя на себя словами обязательства, если при этомъ не будутъ исполняться на дѣлѣ, не только не приносятъ пользу человѣку, но и справедливо навлекутъ на него осужденіе. Затѣмъ мы растолковали ученіе къ народу Іоанна Пророка и Предтечи и Крестителя, которое и само по себѣ опредѣляетъ сущность его крещенія: потому что оно заключается въ познаніи Бога, какъ мы сказали; Предтеча же и Креститель Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа своимъ ученіемъ вводитъ насъ въ познаніе Его, возвѣщая Его Превѣчнымъ и Владыкою всего (міра), Судьею же живыхъ и мертвыхъ, Своею властью вводящаго достойныхъ въ присносущныя обители, осужденныхъ же изгоняющаго въ геенну, — и свидѣтельствуя, что Онъ — Господь и Ангеловъ, а себя причисляя къ числу послѣднихъ рабовъ (Его). Поскольку же крещеніе является не только познаніемъ Бога, но и нашимъ обязательствомъ /с. 200/ имѣть доброе поведеніе и совершать угодныя Богу дѣла, то поэтому Христовъ Предтеча и Креститель приводилъ не только къ познанію Христа, но и проповѣдывалъ покаяніе и требовалъ плодовъ достойныхъ покаянія: — праведность (справедливость), твореніе милостыни, умѣренность, любовь, истину; и показывая, что принятіе на себя обязательства, если не будетъ сопровождаться дѣлами, отнюдь не оказываетъ пользу, но и подвергаетъ человѣка осужденію, — угрожалъ сѣкирою (посѣченіемъ) и представлялъ неугасающій огнь и говорилъ: «Всяко древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо» (Мѳ. 3, 10). Къ тому же мы растолковали вашей любви также и слова, обращенныя къ Самому Господу, приходящему для Крещенія, сказанныя Крестителемъ, который не рѣшался, уклонялся, просилъ освободить его отъ сего дѣла и скорѣе самъ искалъ принять крещеніе отъ Господа. Но (мы также растолковали) и отвѣтъ ему со стороны Господа, какъ слова Владыки, повелѣвающаго рабу, вмѣстѣ же съ тѣмъ — и какъ другу и родному по плоти, открывающаго ему тайну и показывающаго благовидныя причины (для сего Крещенія); и въ нашей рѣчи мы тогда дошли до того мѣста, когда Іоаннъ, покорившись, допустилъ Господа ко Крещенію. Осталось же прослушать нынѣшнее евангельское чтеніе, повѣствующее сіе: «Крестившись Іисусъ, взыдѣ абіе отъ воды: и се отверзошася Ему небеса, и видѣ Іоаннъ [2] Духа Божія сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се гласъ съ небесе глаголя: Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ» (Мѳ. 3, 16-17).
2. Великая и возвышенная, братіе, заключается въ сихъ немногихъ словахъ тайна Христова Крещенія: съ трудомъ поддающаяся разсмотрѣнію и трудно-объяснимая, и не менѣе — съ трудомъ постижимая; но поскольку она имѣетъ очень большое значеніе для спасенія, то, покорившись Побуждающему изслѣдовать Писанія [3] и дерзнувъ, возьмемся изслѣдовать, насколько это постижимо, значеніе тайны. Какъ, вотъ, въ началѣ (міра), послѣ того какъ Богъ сказалъ: «Сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію» (Быт. 1, 26), создавъ въ лицѣ Адама наше естество, Онъ — чрезъ всажден/с. 201/наго въ него живоначальнаго [4] Духа, явленнаго и даннаго ему, явилъ вмѣстѣ съ этимъ и Тріѵпостасность Творческаго Божества, въ то время какъ вся прочая тварь была приведена въ бытіе и явлена какъ бы единымъ словомъ Слова и глаголющаго Отца; такъ нынѣ при возсозданіи нашего естества во Христѣ, Духъ Святый, явившись изъ пренебесныхъ областей схожденіемъ на Него, крещающагося во Іорданѣ, явилъ тайну — спасительную для разумныхъ существъ — Высочайшей и Всемогущей Троицы. По какой же причинѣ при твореніи и при возсозданіи человѣка является тайна Святыя Троицы? — Не только потому, что онъ единственный на землѣ является таинникомъ и поклонникомъ Ея, но и по той причинѣ, что онъ единственный — по образу Ея. Потому что чувственныя и безсловесныя твари животнаго міра имѣютъ въ себѣ только духъ жизни, да и тотъ самъ по себѣ не въ силахъ существовать [5], совершенно же лишены безсмертнаго ума («ну») и дара слова (или: разума); существа же сущія выше всего чувственнаго (матеріальнаго) міра — Ангелы и Архангелы — хотя и духовны и разумны, имѣютъ безсмертный умъ и слово (разумъ), но не имѣютъ въ себѣ животворящаго духа, а поэтому и тѣломъ не обладаютъ, которое получаетъ жизнь отъ сего животворящаго духа; человѣкъ же, единственный созданный по образу Тріѵпостаснаго Естества, обладаетъ безсмертнымъ умомъ и даромъ слова (или: разума) и духомъ, который даетъ жизнь (сопряженному съ нимъ) тѣлу, поэтому и имѣетъ тѣло, имѣющее отъ него жизнь. Поскольку, при возсозданіи нашего естества, на Іорданѣ явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно Первообразъ запечатлѣвнаго въ нашихъ душахъ Ея образа, то крещающіеся во Христа послѣ Христа, крещаются тремя погруженіями въ воду; Іоаннъ же крестилъ единымъ погруженіемъ. И обозначая это, Евангелистъ Матѳей говоритъ: «Крестився Іисусъ взыдѣ абіе (тотчасъ) изъ воды».
3. «И се», говоритъ, — т. е. въ то время, какъ Онъ еще не совсѣмъ вышелъ изъ воды, но только выходилъ изъ нея — «отверзошася Ему небеса». Но напрягите ваши мысли, /с. 202/ братіе, молю, и внимайте, умомъ со всѣмъ вниманіемъ къ тому, что говорится, для того, чтобы понять смыслъ тайны Крещенія во Христѣ. Такъ, схожденіе Христа въ воду и погруженіе въ ней предъозначало Его сошествіе во адъ; какъ и восхожденіе Его изъ воды предъявило Его Воскресеніе изъ мертвыхъ. Посему естествено и соотвѣтственно сему для Него, восходящаго изъ воды, немедленно отверзлись небеса; поскольку при Своемъ сошествіи въ адъ, Онъ, бывъ ради насъ подъ землею, выходя оттуда, отверзъ для Себя, а также и для насъ, все не только земное и связанное съ землею, но и самое высочайшее небо, куда затѣмъ съ тѣломъ вознесшись, Онъ — «предтеча о насъ вниде» (Евр. 6, 20). Потому что, какъ спасительную Свою Страсть Онъ предъявилъ чрезъ таинственный Хлѣбъ и Чашу и затѣмъ передалъ сіе Таинство вѣрнымъ совершать его во спасеніе (Мѳ. 26, 26-29), такъ и сошествіе Его во адъ и восшествіе оттуда таинственно предъявивъ чрезъ сіе Крещеніе въ Него, Онъ затѣмъ передалъ сіе вѣрнымъ совершать во спасеніе: Себѣ Самому предоставляя мучительность и тяжесть, намъ же даровавъ съ самаго начала общеніе въ Его Страстяхъ, но безъ испытанія мучительности ихъ, и дѣлая насъ, по слову Апостола, соединенными съ Нимъ подобіемъ смерти Его, дабы удостоить насъ въ свое время и обѣтованнаго Воскресенія (Рим. 6, 8). Потому что имѣя душу и тѣло какъ у насъ, которые отъ насъ ради насъ Онъ воспріялъ, тѣломъ Онъ подъялъ Страсти и смерть и погребеніе, и самымъ Востаніемъ изъ гроба провозгласилъ безсмертіе и самого тѣла, и въ память сихъ событій передалъ намъ совершать Безкровную Жертву, и благодаря ей, какъ плодъ ея, получить спасеніе; душею же Онъ сошелъ во адъ и восшелъ оттуда, всѣмъ давъ участіе въ присносущномъ свѣтѣ и жизни, и для показанія сего передалъ намъ совершать божественное крещеніе, и благодаря сему, какъ плодъ сего, стяжать спасеніе: — благодаря тому и другому таинствамъ и благодаря обоимъ: Душѣ Его и Тѣлу Его, обожествленнымъ и содержащимъ въ себѣ сѣмена подлинной жизни. Потому что на этихъ двухъ Таинствахъ основывается все наше спасеніе; все дѣло Богомужнаго домостроительства [6] сосредоточивается въ этихъ двухъ (таинствахъ).
/с. 203/
4. «Отверзошася Ему небеса», — не «небо», говоритъ, но — «отверзошася Ему небеса», т. е. — всѣ небеса: все сущее горѣ, — дабы, не видя ничего изъ принадлежащаго горнему міру и выше насъ лежащее, не подумалъ бы ты, что есть нѣчто лежащее выше и болѣе высокое, чѣмъ нынѣ Крестившійся (Христосъ); но разумѣлъ бы и позналъ Единое Естество и Владычество, отъ небеснаго круга присущей Ему безпредѣльности, достигающее до средоточій всего и до нашихъ сихъ крайностей, т. е. исполняющее все и ничего не оставляющее, чтобы было внѣ Его и все спасительно содержащее и обхватывающее и простирающееся надъ всѣмъ, при этомъ Сущее въ Тріехъ Лицахъ, неизреченно познаваемое Стеченіе. «Отверзошася Ему небеса», чтобы Онъ былъ явленъ яснѣйшимъ образомъ: Сущій и прежде созданія небесъ, — лучше же сказать: Сущее прежде всего сущаго и Сущее у Бога и Сущее Богъ и БожіеСлово и Сынъ, имѣющій Отца не раньше Его пришедшаго въ бытіе, и имѣющаго вмѣстѣ съ Отцемъ имя, которое — выше всякаго имени (Фил. 2, 9) и всякаго слова (или: разума): потому что между всѣми являемыми твореніями Его и Его Небеснаго Отца, твореніями принадлежащими какъ сему міру, такъ и къ высшему міру, которыя раздѣлены и не связаны между собою, Онъ единый явилъ Себя соединеннымъ съ Отцемъ и Духомъ, какъ Сущій съ Ними и прежде составленія міра.
5. «Отверзошася Ему небеса», — въ то время какъ Маркъ говоритъ: «разверзлись». Потому что онъ такъ говоритъ: «Восходя (Іисусъ) отъ воды, видѣ разводящася (разверзающіяся) небеса» (Мрк. 1, 10). Почему же одинъ Евангелистъ сказалъ: «отверзлись», а другой: «разверзлись»? — Дабы отъ внимательно слушающихъ не избѣгло сугубое значеніе тайны. Такъ, выраженіемъ: «отверзлись», онъ показалъ намъ, что они, по причинѣ нашего грѣха и преслушанія Богу, были заперты. Потому что для Адама, послѣ того какъ онъ оказалъ непослушаніе Богу и услышалъ отъ Него: «Яко земля еси, и въ землю отъидеши» (Быт. 3, 19), по написанному, закрылись небеса. Слѣдовательно, справедливо, что Христу, во всемъ явившему Себя послушнымъ Богу, и, какъ Самъ Онъ сказалъ Іоанну: «Исполнившему всяку правду» и чрезъ сейчасъ совершающееся Крещеніе, — отверзлись небеса. Поскольку же, какъ говоритъ самъ Предтеча Господень: «Не въ мѣру Богъ даетъ Духа, но Отецъ любитъ Сына и вся даде въ /с. 204/ руцѣ Его (Ін. 3, 34-35), является очевиднымъ, что Христосъ и по плоти пріялъ всю безмѣрную и безграничную силу и дѣйствіе Духа. Небеса показали на дѣлѣ, что для всей твари невозможно вмѣстить всю сію силу и дѣйствіе Божіяго Духа, почему когда эти силы и дѣйствіе Божіяго Духа и явили себя и какъ бы перешли на Сію Богоѵпостасную Плоть, то небеса, не выдерживая, разверзлись (разорвались). Прекрасно, слѣдовательно, нѣкто сказалъ Богу: «Ни небо не чисто предъ Тобою» (Іов. 15, 15 парафр.), называя «небомъ» — Ангеловъ, сущихъ на небѣ, Архангеловъ, многоочитыхъ Херувимовъ, шестокрилатыхъ Серафимовъ, все иное премірное естество. Слѣдовательно, справедливо, что ни небо, т. е. сущіе на немъ Ангелы, не суть чистые предъ Богомъ небесъ, потому что и со стороны высочайшей и владычней іерархіи непрестанно очищаемые и озаряемые [7], уступаютъ болѣе совершенной Чистотѣ. Только единое человѣческое («катимасъ) естество во Христѣ, сущее богоѵпостасное и обожествленное, богато обладаетъ совершеннѣйшей чистотой и способно вмѣстить все сіяніе и свѣтозарность, такъ сказать, и силу и дѣйствіе Божіяго Духа. Поэтому, вотъ, небеса не только отверзлись, но и сами Ангелы уступили таковому сошествію на него Божественнаго Духа.
6. «Крестився Іисусъ, взыде абіе отъ воды, и се отверзошася Ему небеса» (Мѳ. 3, 16). Лука же говоритъ, что когда Христосъмолился, отверзлось небо. Потому что онъ такъ говоритъ: «Бысть Іисусу крещшуся и молящуся отверзеся небо» (Лк. 3, 21) [8]. Потому что и во время крещенія и сходя и восходя изъ воды, Онъ молился, научая дѣлами, что не только священникъ и совершитель таинствъ долженъ молиться, но и тотъ, на которомъ совершается таинство, при всякомъ священнодѣйствіи также долженъ молиться, хотя бы совершитель таинства и былъ болѣе совершеннымъ въ добродѣтели и возсылалъ бы болѣе усердную молитву; чрезъ него на освящаемаго сходитъ благодать; когда же освящаемый болѣе достоинъ (чѣмъ совершитель таинства) и болѣе усердно молится (чѣмъ тотъ), Хотитель милости (о, какая неизреченная благость!) не отказываетъ благодаря ему дать участіе въ благодати и самому совершителю таинства, что /с. 205/ ясно нынѣ сбылось на Іоаннѣ (Крестителѣ), что позднѣе и самъ онъ открыто свидѣтельствуетъ, говоря: «Отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ» (Ін. 1, 16).
7. Почему же только молящемуся Іисусу отверзлось небо, и никому прежде Него? — Что говоришь? — Тотъ, кто, будучи (еще) во чревѣ матери, разумѣлъ Богомужное домостроительство [9] воѵпостаснаго Слова Божія, и не только взыгралъ въ радости Божіяго Духа, Котораго имѣлъ еще отъ материнской утробы, но и чревоносящей его удѣлилъ благодать [10], тотъ, кто, бывъ разрѣшенъ отъ чрева, разрѣшилъ отеческія уста, по причинѣ него наказанныя безгласіемъ по повелѣнію Ангела, тотъ, кто былъ питомецъ пустыни, большій всѣхъ рожденныхъ женщинами и превосходившій всѣхъ отъ вѣка Пророковъ, однако не довлѣлъ, чтобы разрѣшить ремень Христова сандалія (что бы ни означалъ сей ремень) [11], изъ числа же уступающихъ ему по достоинству, кто бы довлѣлъ для того, чтобы открыть небо, лучше же сказать: — сверхнебесныя сферы? Но чтобы ты позналъ высоту превосходства по сравненію со всѣми Того, Кто нынѣ крещается, обдумай еще и то: какимъ образомъ «отверзлись Ему», какъ написано, «небеса»: намъ на дѣлѣ показано, что не просто небеса, но и самыя нѣдра Небеснаго Отца отверзлись для Него; потому что оттуда — Духъ и гласъ, свидѣтельствующій родственность сыновства (Мѳ. 3, 17); небеса же, будучи возвѣстителями Его (Пс. 18, 1), отверзлись какъ бы нѣкія всемірныя уста, и не только Ангеламъ, сущимъ на небесахъ, но и людямъ, сущимъ на землѣ, возвѣстили всѣмъ, что Сынъ Божій обладаетъ равной честью по Своему естеству и по силѣ и по владычеству надъ всѣмъ съ Небеснымъ Отцемъ и исходно-происходящимъ отъ Него Духомъ. Итакъ, справедливо, что только для Него, молящагося, отверзлись небеса, поскольку и запечатанную книгу, — чѣмъ можетъ быть обозначается заключенное прежде для насъ сіе небо, по Іоаннову Откровенію, никто не могъ ни открыть, ни прочесть изъ всѣхъ сущихъ на небѣ и на землѣ и подъ землею. «Побѣдилъ же», говоритъ, «единый разгнути книгу и пронести ю (ее), Левъ, Иже сый отъ колѣна Іудова» (Откр. 5, 5 парафр.). Кто /с. 206/ же Сей Левъ, происходящій отъ колѣна Іудова, преднаучилъ насъ Патріархъ Іаковъ, говоря: «Скименъ львовъ Іуда, отъ колѣна [12]моего, сыне мой, возшелъ еси: возлегъ; уснулъ еси, яко левъ, и яко скименъ: кто возбудитъ его? Не оскудѣетъ князь отъ Іуды, и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложенная Ему: и Той — чаяніе языковъ» (Быт. 49, 9-10); т. е. — Тотъ, Кто нынѣ явно отверзъ все сверхнебесное, единый прочелъ сущія отъ вѣка и во вѣки слова Промысла, скрытыя въ нѣдрахъ Отеческихъ сокровища премудрости, непостижимыя глубины и тайны Духа.
8. «Крестився Іисусъ, взыде абіе отъ воды, и се отверзошася Ему небеса». Видите ли, что святое крещеніе является небесными вратами, вводящими туда крещаемыхъ? Потому что не просто говорится: «отверзлись», но — «отверзлись Ему небеса»; все же сбывающееся для Него, сбывалось ради насъ. Итакъ, благодаря Ему для насъ отверзлись небеса, и имѣя врата широко раскрытыми, ожидаютъ нашего входа. И прежде иныхъ объ этомъ свидѣтельствуетъ первый Страстотерпецъ и Мученикъ — Стефанъ. Преклонивъ колѣна, Онъ помолился и, воззрѣвъ, увидѣлъ то, что никто не видѣлъ прежде Крещенія Христова; потому что: «воззрѣвъ видѣ небеса отверста и Іисуса во славѣ Отчей» (Дн. 7, 55-56 парафр.); онъ видѣлъ не только неизреченную славу и сверхъ-небесное мѣсто, но и Самого Желаннаго во славѣ Отчей, по причинѣ которой онъ первый изъ всѣхъ бывшихъ послѣ Христа блаженнымъ образомъ созерцалъ то, что никто прежде Христа не видѣлъ, во что и сами Ангельскія воинства устрашаются приникнуть (1 Петр. 1, 12); потому что его привлекъ любимый имъ Іисусъ, желая, чтобы сей Діаконъ былъ первымъ на небѣ и гораздо болѣе высокостоящимъ, чѣмъ служебные (ангельскіе) духи, поскольку онъ былъ первый Мученикъ за Истину. Итакъ, ради Него для насъ открылись небеса, и чрезъ Себя Онъ насъ очистилъ: потому что Самъ Онъ не нуждался ни въ очищеніи, ни отверзеніи небесъ.
9. И Іоаннъ видѣлъ все сбывающееся во время Крещенія Іисусова, для того, чтобы впослѣдствіи имѣть возможность сказать вопрошающимъ его: «И видѣхъ и свидѣтельствовахъ, яко Сей есть Христосъ Сынъ Божій»; Іоаннъ видѣлъ /с. 207/ Духа Божія, сходящаго въ видѣ голубя и пребывающаго на Немъ (Ін. 1, 32-34). Свидѣтельствуетъ же и видъ голубя о чистотѣ Того, на Котораго сошелъ: потому что эта птица не слетаетъ на нечистыя и зловонныя мѣста; свидѣтельствуетъ же вмѣстѣ съ этимъ и гласу Отеческому свыше. «И се», говорится, т. е. вмѣстѣ съ видомъ голубя и — «гласъ съ небесе, глаголющій: Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ» (Мѳ. 3, 17), Сей, Котораго нынѣ указываетъ Мой Духъ, сходя и пребывая на Немъ, какъ на Моемъ Соприсносущномъ Сынѣ: потому что Отецъ, словно указательнымъ пальцемъ, пользуясь Свойственнымъ Ему и Соприсносущнымъ и Единосущнымъ и пренебеснымъ Духомъ, вѣщая вмѣстѣ и указывая свыше, а вмѣстѣ съ этимъ являя и единеніе съ Нимъ, ясно показалъ и возвѣстилъ всѣмъ, что Тотъ, Кто въ это время крещается отъ Іоанна во Іорданѣ, есть Сынъ Его Возлюбленный.
10. Затѣмъ, Духъ явилъ Себя не только какъ бы нѣкимъ перстомъ указующаго Отца, но и сошелъ до Него, указуемаго Отеческимъ перстомъ, какъ бы касаясь Его, и не только это, но и пребылъ на Немъ; потому что говорится, что: «Свидѣтельствова Іоаннъ (глаголя): яко видѣхъ Духа сходяща яко голубя съ небесе, и пребысть на Немъ» (Ін. 1, 32); и не только: «на Немъ», но и — «въ Немъ» (чему онъ же — свидѣтель, говоря: «Отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ» (ст. 16); но и прежде явнаго схожденія на Него Онъ невидимо былъ въ Немъ; а объ этомъ свидѣтельствуется со стороны безплотныхъ и небесныхъ Ангеловъ, устами Архангела, сказавшаго Зачавшей Его въ дѣвствѣ: «Духъ Святый найдетъ на Тя» (Лк. 1, 35); а также Ангела, говорящаго Іосифу относительно Нея, что: «Рожденное въ Ней отъ Духа есть Свята» (Мѳ. 1, 20) [13]. Затѣмъ, это возвѣщаетъ не только единство, но и нѣкую взаимную связанность, чудесную и вмѣстѣ неразрывную, полную и неслитную; и Сей намъ является Единый въ тріѵпостасномъ и всемогущемъ Божествѣ Богъ, какъ Онъ тогда соблаговолилъ Самъ явить Себя: Отецъ Пренебесный, Сынъ Единосущный, Духъ Святый, отъ Отца исходящій и въ Сынѣ почивающій, имѣющій неслитное (съ Ними) единеніе и нераздѣльное (отъ Нихъ) различіе. Два — Свидѣтельствующіе (т. е. Отецъ и Святый Духъ); Единый же — Свидѣтель/с. 208/ствуемый (Господь Іисусъ Христосъ); свидѣтельствуютъ же Они Свое Божество и взаимное единеніе и различіе: Божество — на основаніи сверхмірнаго владычества, въ силу котораго всѣ небеса внезапно разверзлись; единеніе же — на основаніи крайней и неразрывной сцѣпленности и гармоніи; различіе же — на основаніи различія ѵпостасныхъ именъ и ѵпостасныхъ свойствъ.
11. Возвышается же и принятое Имъ наше естество къ оному достоинству; естество, которое видимъ нераздѣльно пребывающимъ съ Сыномъ Божіимъ, такъ чтобы и послѣ Его Вочеловѣченія, были Три Поклоняемыя (Божественныя) и озаряющія Ѵпостаси, въ Которыя мы вѣруемъ, а также крещаемся, въ божественномъ крещеніи совлекаясь ветхаго человѣка, облекаясь же во Христа, Новаго Адама, Который наше повинное естество содѣлалъ новымъ въ Себѣ, воспріявъ его отъ дѣвственныхъ кровей, какъ соблаговолилъ, и Собою оправдалъ его, и всѣхъ затѣмъ рожденныхъ отъ Него въ духѣ, освободилъ отъ онаго прародительскаго проклятія и осужденія. И что же? Поелику Единородный Сынъ Божій пріялъ отъ насъ не ѵпостась, но, воспріявъ наше естество, новосодѣлалъ его, соединившись съ нимъ по Своей Ѵпостаси, означаетъ ли это, что не каждаго изъ насъ, какъ индивидуальную личность, Онъ дѣлаетъ причастникомъ Своей благодати, и не каждый въ отдѣльности воспріемлетъ отъ Него отпущеніе своихъ личныхъ грѣховъ? И какъ могъ бы поступить такъ Тотъ, Который «хочетъ, чтобы всѣ совершенно спаслись» (1 Тим. 2, 4) и Который ради всѣхъ «приклонивъ небеса, сниде (Пс. 17, 10), и дѣлами и словами и Своими Страстями указавъ намъ путь спасенія, взошелъ на небеса, привлекая туда послушесгвующихъ Ему? — Но естество, которое отъ насъ, ради насъ, пріявъ, Онъ новосодѣлалъ: освятившимся и оправданнымъ и во всемъ послушнымъ Отцу явилъ его по причинѣ всего того, что, соединившись съ нимъ по ѵпостаси, Онъ Самъ совершилъ и пострадалъ; каждаго же изъ насъ вѣрующихъ не только естество, но и ѵпостась(индивидуальную личность) Онъ новосодѣлалъ и даровалъ намъ отпущеніе нашихъ грѣховъ: путемъ божественнаго крещенія, путемъ соблюденія Его заповѣдей, путемъ покаянія, которое Онъ даровалъ споткнувшимся, и путемъ Причащенія Его Тѣла и Крови.
/с. 209/
12. Отецъ, вѣщая свыше относительно Крестившагося плотію: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ» (Мѳ. 3, 17), показалъ этимъ, что все прочее, что было раньше явлено чрезъ Пророковъ, чрезъ законоположенія, обѣщанія, усыновленія, — было несовершеннымъ и было предписано и совершалось не по непосредственной волѣ Божіей, но имѣло цѣль въ томъ, что нынѣ совершается, и въ силу того, что нынѣ совершилось и оно пришло къ своему завершенію. И что говорю: законоположенія, данныя чрезъ Пророковъ, обѣщанія, усыновленія? когда и сотвореніе міра съ самаго начало имѣло свою цѣлеустремленность въ Немъ, Который долу какъ Сынъ Человѣческій крещается, свыше же свидѣтельствуется какъ единый Сынъ Возлюбленный Божій, для Котораго все и Которымъ все было создано, какъ говоритъ Апостолъ (Кол. 1, 16). Слѣдовательно, для Него было и отъ начала приведеніе въ бытіе человѣка, созданнаго по образу Божію, дабы онъ возмогъ когда-то вмѣстить въ себѣ Первообразъ; и законъ данный Богомъ въ раю былъ ради Него: потому что Давшій не далъ бы его, если бы онъ вообще имѣлъ остаться неисполненнымъ; и то, что послѣ сего было возвѣщено и совершено Богомъ, можно сказать, все было сдѣлано ради Него; и какъ прекрасно могъ бы прибавить кто: — и все сверхмірное, я имѣю въ виду: Ангельскія существа и чины и сущіе тамъ законы, имѣли свою цѣлеустремленность къ этому, я имѣю ввиду — Богомужному домостроительству, которому отъ начала и до конца они служили. Потому что «благоволѣніе» это — непосредственная и благая и совершенная воля Божія: Онъ же — Единый, въ Которомъ Его благоволѣніе, и въ Которомъ Отецъ почиваетъ и совершеннымъ образомъ угождается, «чуденъ Совѣтникъ Его велика совѣта Ангелъ» (Ис. 9, 6) [14], Самъ послушествующій Своему Отцу и глаголющій и дарующій послушествующимъ жизнь вѣчную, которую да будетъ всѣмъ намъ получить въ Самомъ Царѣ вѣковъ Христѣ, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе со Безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчанія:
[1] По изданію 1861 г. числится за № 60, стр. 246-259.
[2] Сіово «Іоаннъ» отсутствуетъ въ евангельскомъ текстѣ и является вставкой со стороны Св. Григорія Паламы въ цѣляхъ растолкованія текста.
[3] Т. е. Господу Іисусу Христу (Ін. 5, 39).
[4] Т. е. являющагося Подателемъ и Источникомъ жизни.
[5] Т. е. этотъ духъ жизни настолько немощенъ, что нуждается въ непрестанной поддержкѣ Божіей, и этотъ духъ самъ по себѣ существовать не можетъ, но со смертью тѣла животнаго и самъ приходитъ въ небытіе, какъ говоритъ Св. Григорій Двоесловъ.
[6] Т. е. все дѣло спасенія человѣческаго рода, совершенное Богочеловѣкомъ. (Богъ Отецъ, Богъ Сынъ и Богъ Духъ Святой всегда были вмѣстѣ, и нѣтъ того, чтобы Одинъ пришелъ въ бытіе раньше или позже Другого.
[7] См. «О Небесной Іерархіи», сочиненіе Св. Діонисія Ареопагита, перепечатанное Братствомъ Преп. Іова Почаевскаго. Монреаль. 1974 г.
[8] Рус. пер.: «Когда Іисусъ крестившись, молился, отверзлось небо».
[9] См. толкованіе выраженія выше.
[10] Такъ что и Св. Елисавета пророчески привѣтствовала Божію Матерь.
[11] Толкованіе выраженія Св. Григорія Паламы даетъ въ предыдущей бесѣдѣ, § 8. Скобки — въ оригиналѣ.
[12] Ориг. «лѣторасли».
[13] По преданію это былъ Архангелъ Гавріилъ.
[14] Рус. пер.: «Чудный, Совѣтникъ, Ангелъ (возвѣститель) Его великой воли».
Источникъ: Бесѣды (Омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, Архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. [Часть III]. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 199-209.