Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей

Богословие Ветхого Завета

Η Θεολογία της Παλαιάς Διαθήκης

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

часть 2

Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай). <-  Христианская икона <- All-Photo.ru

 

В) ГЕРМЕНЕВТИКА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ДОСТИГШИМИ ОБОЖЕНИЯ

История Иоанна ЗлатоустаДышу Православием

свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из авторитетнейших в Православной Церкви толкователей Священного Писания

Из того, что было сказано до сих пор, очевидно, что Ветхий Завет можно интерпретировать, истолковывать в соответствии с критериями национальной истории какого-то народа,  но он также может быть истолкован в соответствии с критериями священной истории, то есть он описывает подготовку человечества невоплощенным Богом Словом к вочеловечению для спасения человека и создания Церкви как Его славного Тела. Это второе толкование встречается в трудах Святых Отцов Церкви, Пророков Нового Завета.

 

Отцы - это обоженные люди, они достигли причастности несозданной славе Бога во плоти Христа и получили тот же опыт ветхозаветных пророков, поэтому они лучше всего подходят для его толкования с помощью тварных глаголов и смыслов, понятий. Это означает, что богоявления Ветхого Завета интерпретируются через созерцание святых Нового Завета. Святые расшифровывают промыслительное действие-энергию Бога в творении и истории. В конце концов, в творении есть не какие-то естественные законы, которые управляют им безлично и механически, но несозданная консервативная и ровиденциальная энергия Бога действует на него. Те, кто находятся в состоянии просвещения и обожения, могут видеть эти духовные причины, причины сущих, понимать их и интерпретировать их.

Можно было бы привести множество примеров из истолковательного учения Апостолов и Отцов Церкви, которые подтверждают эту реальность. Но ограничусь несколькими указаниями.

Послание к Евреям апостола Павла показывает, что существует тождество опыта между Ветхим и Новым Заветами, и что все, что происходило в Ветхом Завете, - это священная история, показывающая, как Бог подготовил людей к пришествию Христа. В этом послании является слава несозданного Бесплотного и воплощенного Бога Слова, Его превосходство над сотворенными ангелами, над Моисеем и Аароном, превосходство священства Христа над еврейским священством, взаимосвязь и различие между Скинией и богослужением Ветхого Завета с народом и богослужение Нового Завета, вера праведников и Пророков Ветхого Завета, которая является верой от созерцания, наше вхождение в покой Божественный, которым является священное безмолвие-исихазм, побуждение перейти к созерцанию Бога, как Моисей взошел на гору Синай и увещевание повиноваться наставникам, которых посылает Бог, как он послал наставников-Пророков к еврейскому народу. Очевидно, что послание апостола Павла к Евреям показывает, что Ветхий Завет истолковывается христологически и духовно и что существует тождество опыта между Ветхим и Новым Заветами, с той существенной разницей, что в Новом Завете есть обожженная человеческая природа Бога Слова, а реальная скиния Божия в истории.

Св. Иоанн Златоуст, помимо интерпретирующего анализа различных текстов Ветхого Завета, в двух своих речах рассматривал неясность пророчеств во время их произнесения, а также краткое содержание Ветхого и Нового Заветов «как напоминание по порядку», где мы находим интересные сведения о истолковании Ветхого Завета с помощью«духа »Нового Завета.

 

Где-то он говорит, что Ветхий Завет состоит из трех частей: «исторической», «рекомендательной-назидательной» и «пророческой». Но на самом деле, как он пишет, это разделение является внешним, потому что между ними существует связь, поскольку «Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории». Все три из них - история, назидание и пророчество - направлены на одно: «исправление слушателей». В другом месте он пишет, что Новый Завет охарактеризован как Новый-Новых по времени и характеру произошедших событий, потому что все было обновлено, и поэтому это «новые тайны». Однако «цель обоих заветов состоит в исправлении людей».

Пророчества Ветхого Завета подобны загадкам, поэтому книги трудны для понимания, в то время как Новый Завет говорит «яснее и проще». Это, по словам Иоанна Златоуста, происходит по двум основным причинам. Первый заключается в том, что событиям еще следовало произойти и следовало еще вочеловечится Христу, чтобы прояснить их, а второй заключается в том, что книги Ветхого Завета были написаны на другом языке, еврейском, а мы читаем его на своем родном языке. При этом хорошо известно, что «когда язык переводится на другой язык, то возникают большие трудности».

Однако, свт. Иоанн Златоуст в других своих трудах, толкуя Ветхий Завет, видит эту священную историю и замечает, что в праведниках и праотцах, которые являются нашими отцами, то есть праотцами наших Отцов, действует очищающая, просвещающая и обоживающая  Божественная энергия. Например, представляя первозданных людей до грехопадения, он описывает ангельскую жизнь, в которой они жили, и пророческий дар, которым обладал Адама, поскольку он увидел после того, как он проснулся от экстаза и гипноза, как была создана Ева, а также другие вещи, которые последует за грехопадением. Кроме того, анализируя жизнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, он пишет, что она обладала умной молитвой, что указывает на то, что она достигла просвещения ума.

Следует также отметить, что святитель Григорий Нисский, анализируя, что такое совершенство, то в качестве образца совершенства он приводит пророка Моисея, который достиг созерцания Бога и увидел несозданное Слово. Но свт. Василий  также анализирует псалмы Давида, толкует различные события и персоналии Ветхого Завета, такие как Маккавеи, и он ставит их в пример христианам своего времени. Все святые отцы делают то же самое, показывая, что они видели единство, которое существует между Ветхим и Новым Заветами, и что в обоих Заветах сохраняется одна и та же традиция, ведущая человека к совершенству и освящению.

©перевод выполнен интренет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События