Митрополит Иерофей Навпактский: «Первый Вселенский Собор и его значение»
Во время Божественной литургии при сослужении членов Свяященного Синода Элладской Церкви, совершавшеся сегодня утром, в воскресенье, 1 июня, в Святой Митрополии Афин под председательством Его Блаженства Архиепископа Афинского и всея Эллады г-на Иеронима по случаю 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора в 325 году по Рождестве Христовом в Никее в Вифинии, Его Высокопреосвященство Митрополит Навпактский и святого Власия г-н Иерофей, заместитель председателя Постоянного Священного Синода, выступил с речью на тему: «Первый Вселенский Собор и его значение».
Произнесенная речь цитируется.
***
Первый Вселенский Собор и его значение
Митрополит Нафпактский и Святовласиевский Иерофей.
Ἡ Α΄ Οἰκουμενική Σύνοδος καί ἡ σημασία της
Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου
Неделя Святых Отцов Первого Вселенского Собора, в этот пасхальный период, предшествующая празднику Пятидесятницы, является прекрасной, и справедливо Священный Синод Церкви Греции решил праздновать ее с подобающим великоплепием. Это совершается служением Синодальной Божественной Литургии, песнопениями и достойными богопочтения речами, созывом Иерархии Церкви Греции и заявлениями, подобающими этому великому празднику, в связи с исполнением 1700 лет со дня созыва Первого Вселенского Собора, который был назван «Святым» и «Великим» и стал образцом для других Вселенских Соборов, которые совершались после него, на которых мы, епископы основываем наше исповедание веры, что будем соблюдать их решения.
Данная краткая евхаристическая проповедь по решению Священного Синода укладывается в эти рамки.
1. Значение Первого Вселенского Собора
Первый Вселенский собор был созван Константином Великим в Никее в Вифинии «в БАЗИЛИКЕ-εἰς τά Βασίλεια», а фактически в Большом зале Никейского дворца. Его открытие состоялось предварительно 20 мая 325 года, а затем официально в присутствии императора Константина 14 июня и он завершился 25 августа 325 года, т. е. Собор продолжался около двух месяцев.
Присутствовало 318 отцов, согласно свидетельству Афанасия Великого, который присутствовал как молодой диакон, сопровождая своего старца, архиепископа Александра Александрийского. Он пишет: «По этой причине собор в Никее стал вселенским, собравшись с тремястами восемнадцатью епископами» (Μ. Ἀθανασίου, ἔργα 10, ΕΠΕ, σελ. 122). И в другом месте он пишет: «Было более или менее трехсот» епископов (Μ. Ἀθανασίου, ἔργα 9, ΕΠΕ, Θεσσαλονίκη 1976, σελ. 32).
Председателями Собора были Евстафий Антиохийский и Александр Александрийский, а также, возможно, святой Осий Кордубский, которые образовали своего рода Президиум с Константином Великим в качестве главного председателя. (Ἰωάννου Ν. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, Τόμος I, σελ. 115)
Работа Собора была божественно вдохновлена и осуществлялась в двух направлениях.
Во-первых, в богословской части (термины οἱ ὅροι), как видно из первых статей «Символа веры». В начале Символ веры отрицает гностицизм, который утверждал, что мир был создан меньшим Богом, Логосом, и поэтому объяснял зло, которое в нем существует. Затем он осуждает ересь Ария, который отрицал божественность Слова Божьего, уча, что Сын является первым творением между Богом и материей, что он «инороден-ἑτερούσιος» Отцу, что он «субстанциален-τρεπτός» и не знает Отца, и что Святой Дух также является «второй сотворенной силой и первым творением через Сына-δεύτερη δημιουργημένη δύναμη καί τό πρῶτο διά τοῦ Υἱοῦ κτίσμα» (Ἰωάννου Ν. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, Τόμος I, ἐν Ἀθήναις, 1960. 53-56).
Вторым творением Первого Вселенского собора был канон, который регулировал вопросы, касающиеся единства Церкви. Поскольку богословское решение устанавливало границы между православной верой и ересью, каноны регулировали различные вопросы, определяющие единство Церкви.
Первый Вселенский Собор издал двадцать (20) священных канонов, регулирующих канонические вопросы, такие как введение Митрополичьей системы в Церкви, созыв епархиальных Синодов, рукоположение епископов, о кафарах и павликианах, для падших, для не причащаюхся, о «непреклонении в воскресенье и Пятидесятницу» и т. д.
Что касается вопроса о том, когда следует праздновать Пасху, то он не упоминается в канонах Вселенского Собора, но зафиксирован в различных исторических источниках (Ἰωάννου Ν. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, Τόμος I, σελ. 121), а также описан в послании Константина Великого, которое он направил «церквям и епископам святого и великого Никейского собора», где он пишет, что «относительно святейшего дня Пасхи, по общему мнению, сделанная просьба была признана обоснованной, и в один день он назначил всем христианам спасительный праздник празднования святейшей Пасхи» (Πρακτικά τῶν ἁγίων καί Οἰκουμενικῶν Συνόδων, Τόμος Α΄ ἔκδοσις Καλύβης Τιμίου Προδρόμου Ἱερᾶς Σκήτης Ἁγίας Ἄννης, Ἅγιον Ὄρος, σελ. 193/281-194/282).
Матфей Властарь в своей «Синтагме» делает очень обширный анализ «о Святой Пасхе» и записывает четыре «поределения», из которых первые два определяются канонами святых апостолов (7), а остальные «из неписаного предания-ἐξ ἀγράφου παραδόσεως». Во-первых, его следует праздновать после весеннего равноденствия, во-вторых, его не следует праздновать вместе с иудеями, в-третьих, его следует праздновать после первого полнолуния после весеннего равноденствия, и, в-четвертых, его следует праздновать в первое воскресенье после полнолуния весеннего равноденствия (Ράλλη καί Ποτλῆ, Σύνταγμα θείων καί ἱερῶν Κανόνων, Τόμ. Στ΄, ἐκδ. Βασιλείου Ρηγοπούλου, σελ. 420). Καί ὁ ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης ἔχει ἕνα εὑρύτατο σχόλιο γιά τόν ἑορτασμό τοῦ Πάσχα (Πηδάλιον, ἐκδ. Παπαδημητρίου, Ἀθήνα 1970, σελ. 8-11). А святой Никодим Святогорец делает обширнейший комментарий о праздновании Пасхи (Πηδάλιον, ἐκδ. Παπαδημητρίου, Ἀθήνα 1970, σελ. 8-11).
Из этого ясно, что границы Церкви конкретны, и те, кто находится в этих границах, являются членами Церкви, а те, кто вне этих границ, находятся вне Церкви. Но и те, кто живет в Церкви, исповедуя православную веру, должны знать, «как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Это важно, потому что мы слышим со многих сторон мнение, что Церковь решает, кто является ее членами, и не решает за тех, кто вне ее. Однако членами Церкви являются те, кто исповедует ту же веру, стремится соблюдать святые Каноны, а те, кто находится вне границ, определенных оределениями-догматами Вселенских Соборов, являются еретиками. Первый Вселенский Собор, как и последующие, ясно установили как пределы, так и условия для истины и заблуждения.
2. Два богословских течения на Первом Вселенском Соборе
Что важно и примечательно, когда мы изучаем то, что произошло на Первом Вселенском Соборе, так это то, что в нем заявили о себе два богословских течения, одно из которых — философско-богословское течение ариан, которое было осуждено, а другое — эмпирическое течение, которое было выражено святыми Отцами и основывалось на Откровении Слова Божия Пророкам, Апостолам и Святым, и является православным. Это также показывает на условия православного учения и церковной жизни.
Чтобы убедиться в этом, следует учесть, что в вопросе, который рассматривал Первый Вселенский Собор относительно Божества Сына и Слова Божия, с его двумя толкованиями, философским и богословско-эмпирическим, следует отметить, что ему предшествовала обстоятельная дискуссия, и фактически решения Первого Вселенского Собора основывались на решениях Антиохийского Собора 268/269 г. н. э.
Когда апостолы покинули Палестину и христианский мир вошел в области, где господствовала греческая философия, особенно философия Аристотеля, сразу же началась дискуссия о том, кем был Тот, Кто был открыт пророкам Ветхого Завета, и был ли Он несотворенным или сотворенным.
В Антиохии Сирийской, которая была центром изучения греческой философии, ее епископ Павел Самосатский отрицал божественность Слова, используя философию Аристотеля. Затем в 268/269 году в Антиохии был созван Собор, который осудил Павла Самосатского и выразил истину, что все откровения Бога в Ветхом Завете были откровениями Слова без плоти. И это Воплощенное Слово стало человеком, поэтому Христос есть Бог. Важно то, что этот Собор Антиохийский является основанием как Первого Вселенского Собора, так и последующих и дал материал для богословия Отцов (Γεωργίου Σίσκου, τό πρόσωπο τοῦ Χριστοῦ στήν Παράδοση τῆς Ἐκκλησίας [1ος -3ος αἰ.], Ἡ Σύνοδος τῆς Ἀντιοχείας τοῦ 268/269 μ.Χ. Ostracon, Ἰούλιος 2020.). Взгляды осужденного Павла Самосатского были продолжены, несколько иначе, Лукианом, а затем Арием.
Таким образом, уже с III века н.э. в Церкви появились два способа богословия: философский, приведший к ересям, и эмпирический, представляющий собой решения Вселенских Соборов.
Это очевидно из членов, которые образовали Первый Вселенский Собор. С одной стороны, были святые Отцы и учители Церкви, среди которых были Афанасий Великий, святитель Спиридон, святитель Николай и другие исповедники веры. Действительно, святитель Герман Константинопольский в своем труде «О святых соборах и ересях-περί τῶν ἁγίων Συνόδων καί αἱρέσεων» пишет: «Многие из тех епископов, которые были союзниками, исповедниками веры, были замучены во время гонений нечестивых и беззаконных царей, и у некоторых были отсечены ноги, глаза и другие части тела, за их веру и исповедание во Христа». А с другой стороны были Арий и некоторые из его защитников, епископов, числом около семнадцати, к которым следует добавить философов и риторов, включая софиста Астерия Ἰωάνou N. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, Τόμος I, σελ. 114-115 ().
Таким образом, из состава участников Первого Вселенского Собора становятся видны эти два богословских течения, а именно богословие, основанное на Откровении-явлении Воплощенного Слова Божия Пророкам и Воплощенного Слова Апостолам и Святым, и богословие, основанное на философии, находящейся вне православной традиции, и это следует особо подчеркнуть.
Главный герой Первого Вселенского Собора Афанасий Великий в текстах, составленных им после окончания Собора, обращается к этим вопросам. Из его четырех текстов «против ариан» (κατά Ἀρειανῶν) мы черпаем интересные сведения о подоплеке арианской ереси.
В начале первого текста «Против ариан» он пишет, что ереси, «отступившие от истины», изобрели «манию», и их нечестие «давно всем очевидно». Эти еретики отдалились от нас и «мнения таковых не было и нет у нас». Одна из этих ересей — «последняя», ересь Ария, которая толковалась как предтеча Антихриста, «лживая» и «хитрая», потому что она заметила, что более старые «сестринские» ереси были осуждены, «она лицемерит, окруженная словами Писания, как ее отец дьявол», она рядится в изречения из Священного Писания и пытается снова войти в рай Церкви, «исполнившись христианства», чтобы обмануть некоторых, мыслящих по Христу, «в возможности нелепостей». И далее он пишет: «Почему еретики ереси, против благочестивой веры, болтают, как будто они ничего плохого не говорят?» (Μ. Ἀθανασίου, ἔργα 2, ΕΠΕ, Θεσσαλονίκη 1974, σελ. 28-30).
Ясно, что Афанасий Великий ссылается на еретиков, осужденных Соборно и что «арианская ересь», используя философский способ мышления, пытается облечь ее в цитаты из Священного Писания. Он ссылается на Павла Самосатского, чье учение не является учением Церкви (М. Афанасий, труды 2, anth. an. с. 102,1. 136,15. 250, 21. 334,17). Фактически, в одном месте, ссылаясь на ариан, он пишет: «Это мнение самосатов, которое вы также имеете в виду, но отрицаете только на словах ради людей» Μ. Ἀθανασίου, ἔργα 3, ΕΠΕ, Θεσσαλονίκη 1975, σελ. 150 ().
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в том, что предшествовало Первому Вселенскому Собору, в том, что имело место во время него, и в том, что последовало, эти две богословские тенденции четко различаются. Первая основывалась на толковании Святой Троицы с философскими размышлениями, которые исходили иногда от Платона, иногда от Аристотеля, следовательно, от классической метафизики, а вторая основывалась на эмпирическом учении Пророков, Апостолов и Отцов. Характерна фраза Символа веры о том, что Сын и Слово Божие есть «свет от света». Это явно относится к откровению Воплощенного Слова Пророкам и Воплощенного Слова Апостолам и Святым во Свете. Таким образом, философское размышление столкнулось с эмпирически-апокалиптическим богословием святых.
И это урок для всех нас, современных епископов и богословов, которые должны богословствовать по словам святого Григория Богослова, боровшегося за утверждение решений Первого Вселенского Собора, «рыбарски, а не аристотелевски-ἁλιευτικῶς, οὐκ Ἀριστοτελικῶς» (Ἁγ. Γρηγορίου Θεολόγου, ἔργα 1, ΕΠΕ, σελ. 378), то есть по Откровению Божию, данному рыбакам-апостолам, а не по тем, кто следует аристотелевско-философскому образу мышления о таинстве Святой Троицы и о тайне божественного домостроительства, воплощения Сына и Слова Божия. Это должно быть самым важным выводом из сегодняшнего праздника святых отцов Первого Вселенского Собора и этой синодальной Божественной литургии.
И это связано с тем, что, к сожалению, сегодня рационализм, преобладание рассудка гоcподствует везде, даже в христианстве. Понятно, что мы не против здравого смысла и логики, а против рационализма и логикократии, которые игнорируют Богочеловека Христа и обоженного человека и возвышают человека даже до сверхчеловека и метачеловека.
Прошу ваших молитв, Ваше Блаженство, и Ваши досточтимые собратья-иерархи, члены Священного Синода, чтобы мы были не просто служителями святых отцов Первого Вселенского Собора, но «приемниками, хранителями и передатчиками» как положений Вселенских Соборов, так и их решений.
Источник:https://parembasis.gr/index.php/el/menu-gegonota/8362-2025-06-01
Перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2025