Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Электронный паспорт – Московская Патриархия

Письмо председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества председателю Московской городской думы в связи с рассмотрением проекта закона города Москвы «Об универсальной электронной карте»

Версия для печати

9 марта 2011 г. 13:08

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил председателю Московской городской думы В.М. Платонову письмо в связи с рассмотрением проекта закона города Москвы «Об универсальной электронной карте».

Председателю Московской городской думы В. М. Платонову

Уважаемый Владимир Михайлович!

На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения людей, обеспокоенных использованием новых технологий взаимодействия граждан с властью, в частности, перспективами получения и использования универсальной электронной карты.

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу. В настоящий момент из-за проблем, связанных с внедрением универсальных электронных карт, нарастает напряжение в некоторых общественных кругах. Тысячи людей обеспокоены, что без их согласия и участия формируется система, при которой вся жизнь человека ставится в зависимость от наличия и функционирования электронного устройства, позволяющего фиксировать в единой базе данных самую разнообразную информацию, включая данные о частной жизни человека.

В своем докладе на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь коснулся данной проблемы. Предстоятель нашей Церкви, в частности, заявил: «Церковь с пониманием относится к позиции людей, не желающих подвергаться контролю, который позволяет собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, а в перспективе может быть использован для дискриминации граждан по мировоззренческому признаку». Святейший Патриарх считает, что люди должны иметь альтернативу электронным средствам контроля и возможность пользоваться традиционными, привычными способами подтверждения человеком своей личности при получении социальных благ и вообще при контактах с государством.

В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»(п. 45) сказано: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ».

В связи с вышеизложенным прошу Вас при рассмотрении проекта закона города Москвы «Об универсальной электронной карте» учесть пожелания граждан, намеренных отказаться от нее. Убежден, что в законе необходимо ясно зафиксировать добровольность принятия универсальной электронной карты и прописать возможность предоставления всех социальных благ лицам, которые по тем или иным причинам не пожелают принимать упомянутую карту.

Желаю Вам помощи Божией во всяком добром деле.

С уважением

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества

протоиерей Всеволод Чаплин

25 февраля 2011

Председатель Синодального отдел по взаимоотношениям Церкви и общества выразил надежду, что государство не допустит дискриминации лиц, отказавшихся от электронных страховых полисов

Версия для печати

12 марта 2011 г. 11:03

В Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества с удовлетворением восприняли новые правила обязательного медицинского страхования, которые предоставляют возможность выбора бумажного или электронного полиса.

«Получать медицинскую помощь в полном объеме можно будет и с традиционным бумажным полисом. Считаю, что сохранение возможности использовать такой привычный документ является очень правильным шагом», ― сказал в пятницу корреспонденту портала ««Интерфакс-Религия» председатель Синодального отдела протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, согласно новым правилам полис можно будет получить в виде бумажного документа, электронной карты или записи на универсальной электронной карте; возможен даже отказ от получения полиса. Таким образом, снимается «серьезная озабоченность некоторых граждан», связанная с опасностью обеспечения в обязательном порядке полиса медицинского страхования электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте.

«Надеюсь, что новыми правилами будут руководствоваться все медицинские учреждения и что нигде не будет дискриминации людей, имеющих не электронную карту, а бумажный полис», ― сказал священник.

Впрочем, по его словам, вызывает озабоченность пункт правил, согласно которому пользоваться бумажным полисом можно будет «до введения в субъектах Российской Федерации универсальных электронных карт». Отец Всеволод полагает, что и после введения в регионах таких карт принцип добровольности их получения должен сохраняться, а лица, отказавшиеся их получать, не должны подвергаться дискриминации.

Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в феврале, в дни работы Архиерейского Собора, на имя которого поступало большое количество обращений верующих, озабоченных перспективой введения обязательной универсальной электронной карты, велись консультации с представителями Минздравсоцразвития. Как отметил глава Синодального отдела, он получил заверения в том, что «принцип добровольности будет сохранен».

Собеседник агентства сообщил, что несколько дней назад направил письмо министру здравоохранения Т.А. Голиковой с призывом «обеспечить добровольность принятия универсальной электронной карты и возможность предоставления медицинской помощи и всех социальных благ лицам, которые по тем или иным причинам не пожелают принимать упомянутую карту».

Патриархия.ru

Протоиерей Всеволод Чаплин: Тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий

Протоиерей Всеволод Чаплин: Тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий

Версия для печати

11 марта 2011 г. 17:30

9 марта 2011 года Московская городская дума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты. В интервью порталу «Православие и мир»председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал возможные последствия нового закона:

Закон, который принят Мосгордумой и предполагает введение универсальной электронной карты, оставляет ряд вопросов.

В первую очередь крайне желательна гарантия того, что люди получат право отказываться от принятия этой карты. Я благодарен председателю Мосгордумы господину Платонову, который сказал как в беседе со мной, так и публично, что людей не будут принуждать к ее принятию, что мы сможем сами сделать выбор, пользоваться ею или нет. Будем надеяться, что эти слова будут закреплены соответствующими решениями и указаниями различным государственным учреждениям, которые не будут в обязательном порядке требовать наличие карты у тех, кто сознательно от нее отказался.

Нерешенной остается проблема гарантий того, что люди, отказавшиеся от использования карты, не окажутся лишены социальных благ — в частности, медицинской помощи — и не будут постепенно превращаться в граждан второго сорта. Надеюсь, что и эта проблема получит разрешение. Мы с господином Платоновым договорились о том, что с участием специалистов подумаем о вариантах ее разрешения — на уровне или закона, или подзаконных актов, время покажет.

В то же время на днях направлено мое письмо в Министерство здравоохранения и социального развития относительно закрепления принципа добровольного принятия данной карты в федеральном масштабе.

Первые консультации на эту тему состоялись в дни работы Архиерейского Собора. Я надеюсь, что сейчас удастся по этому поводу провести уже более системные переговоры.

Намечено два круглых стола на эту тему с представителями профильных государственных органов и общественных организаций, выступающих по вопросам электронного контроля. Первый пройдет 14 марта в Федеральной палате адвокатов, второй — 24 марта в Общественной палате, где я в качестве члена палаты выступил инициатором встречи. Оба мероприятия будут достаточно открытыми.

Удастся, надеюсь, выслушать позицию и критически настроенной общественности, и органов государственной власти, в задачу которых входит разработка документов, удостоверяющих личность, и контроль за идентификацией граждан при их контактах с государственными учреждениями.

Опасность заключается в том, что тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий.

Уже сейчас принимаются в некоторых странах западной, а теперь и центральной Европы, такие законы и установки, с которыми православная совесть согласиться не может. Последний вопиющий случай — это «законное» требование к митрополиту Черногорскому Амфилохию, чтобы он отказался от своих совершенно корректных с православной точки зрения слов относительно гомосексуализма, которые противоречат квазиюридическому принципу толерантности.

Человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только ее не будет, такому человеку жить будет сложно. Более того, к примеру, для человека молодого, который хочет учиться в престижном вузе, выбор окажется очень непростым: или отказывайся от веры, или от карьеры. Как мы знаем, 95 % людей предпочтут второе. Поэтому связь между тайной частной жизни, между свободой не открывать о себе того, что ты не хочешь открывать, и мировоззренческой свободой — очень прямая.

Именно этим и опасен тотальный контроль. Вне зависимости от того, что мы думаем о символах, которые несет в себе карта, или о способе ее употребления, человек, о котором знают буквально все, оказывается слишком зависимым, в том числе мировоззренчески и идеологически. В некоторых современных западных странах люди боятся даже цитировать Евангелие в «неполиткорректной» его части. Потому что знают: за ними следят и последствия могут быть суровыми.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События