Аналитический обзор по проблеме нарушения конституционных прав граждан...
Аналитический обзор
по проблеме нарушения конституционных прав граждан, отказывающихся по религиозным и иным убеждениям от автоматизированного учета персональных данных
Предлагаем вниманию читателей «Аналитический обзор по проблеме нарушения конституционных прав граждан, отказывающихся по религиозным и иным убеждениям от автоматизированного учета персональных данных», составленный адвокатом Ольгой Алексеевной Яковлевой и подписанный известными специалистами в данной области и общественными деятелями, противниками глобализационных процессов, происходящих в нашей стране.
Документ содержит грамотный анализ ситуации, сложившейся в России в связи с созданием информационного общества и переводом всех аспектов жизни человека в электронную форму, а также конкретные предложения, направленные на прекращение дискриминации граждан, отказывающихся от автоматизированного учета персональных данных.
Обзор был направлен Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, председателю Синодальной библейско-богословской комиссии митрополиту Волоколамскому Илариону, председателю Комиссии Межсоборного присутствия по взаимоотношениям Церкви, государства и общества митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, членам Межсоборного присутствия РПЦ, председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.
Текст Обращения в поддержку основных тезисов Обзора, составленного на основании «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», которое верующие граждане могут направлять представителям священноначалия Церкви, можно скачать отсюда.
Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
Председателю Синодальной библейско-богословской
комиссии, митрополиту Волоколамскому Илариону
Председателю Комиссии Межсоборного присутствия
по взаимоотношениям Церкви, государства и общества,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию
Членам Межсоборного присутствия РПЦ
Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви и общества, протоиерею Всеволоду Чаплину
Создание в России информационного общества и перевод всей жизни человека в электронную форму продолжает волновать православную общественность. Сотни тысяч православных верующих отказываются от применения документов и способов учета, основанных на использовании идентификаторов личности, штрихового кодирования информации, личных кодов, микрочипов (медицинские полисы, социальные карты, СНИЛС). Тысячи граждан отказываются от получения паспорта гражданина РФ и вынужденно проживают с паспортами СССР и «Свидетельствами об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографии».
Дискриминация верующих
Различные государственные ведомства незаконно отказывают таким людям в медицинской помощи, выплате и назначении пенсий, пособий, дотаций, льготных лекарствах, бесплатном проезде на городском транспорте. Граждане не могут распорядиться своей собственностью, получить водительские права.
Многие из них – пенсионеры, инвалиды, прошедшие Великую Отечественную войну, блокадники, Ветераны труда. Граждане России, имеющие заслуги перед государством и награды, находятся в худшем положении, чем уголовные преступники, которым в местах лишения свободы оказывается медицинская помощь и обеспечиваются элементарные жизненные условия.
Молодые люди из-за отказа по религиозным убеждениям от новых документов не могут устроиться на работу и поступить в учебные заведения. (По данным общественных организаций только зафиксированных фактов нарушения прав граждан – 9 тысяч. Реально нарушений значительно больше).
Позиция Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь на протяжении многих лет в своих официальных документах говорит о недопустимости дискриминации верующих в связи с отказом от электронной идентификации личности. Об этом говорится в: Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года; Посланиях Архиерейского Собора 2004 г. к Президентам России и Украины; Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года; выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г.; Определении Освященного Архиерейского Собора-2008 Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»; «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (приняты на Архиерейском Соборе-2008 г.); обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ от 28 июля 2009 г.; Разъяснении Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан от 6 июля 2010 г.; Докладе Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе-2011 г.; в Определении Архиерейского Собора-2011 г.; в Разъяснениях Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по внедрению универсальных электронных карт.
Церковь, не отрицая необходимости учета государством граждан, тем не менее предупреждает, что существует реальная опасность, напрямую связанная с нововведениями. Вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таят в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободам личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов.
В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 54) говорится: «Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».
В принятых тем же Собором «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» сказано: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. ……Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею» (п. IV.7).
В п. V.2 того же документа «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.
Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание Имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу. Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности.
Церковь четко выражает свою позицию о необходимости соблюдения конституционных прав граждан, отказывающихся по религиозным убеждениям от получения паспорта гражданина РФ и проживающих с паспортами образца 1974 г. и со «Свидетельствами об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографии».
В ответ на обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ГУ-УПФР в Краснохолмском районе Тверской области по вопросу назначения пенсий и других социальных выплат гражданам, не получающим по религиозным убеждениям паспорт гражданина РФ, 9.06.2011 г. дано Разъяснение Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.
Это документ, в котором заявлена позиция РПЦ по сложной с правовой и духовной точки зрения проблеме.
В разъяснении говорится, что позиция граждан, отказавшихся от получения паспорта гражданина РФ, не является официальной позицией Русской Православной Церкви, однаконапоминается позиция Церкви об основном документе, удостоверяющем личность, изложенная в Послании Архиерейского Собора РПЦ 2004 года к Президенту РФ, в котором сказано:
«…Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы...».
Давая оценку сложившейся ситуации, когда в результате действия многих ведомств сотни тысяч верующих граждан лишены возможности получения пенсий, пособий, медицинской помощи и других прав. Церковь призывает объективно и беспристрастно рассмотреть аргументацию граждан, составляющих значительную часть населения, и напоминает чиновникам, что паспорт гражданина СССР является действующим документом, дающим основания для назначения человеку заслуженной пенсии и других выплат.
Пенсионному ведомству также напоминается, что «Свидетельство, удостоверяющее тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии», является одним из документов, удостоверяющих личность человека. Этот документ выдается нотариусом на основании Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г. №4462-I).
Законность и обоснованность такой позиции Русской Православной Церкви подтверждена судебным решением Краснохолмского района Тверской области от 11 мая 2011 г.
Во многих случаях суды принимают положительные для граждан решения и обязывают пенсионные и другие ведомства выплачивать пенсии, оказывать медицинскую помощь, обеспечивать другие законные права граждан.
Государственные ведомства прикрывают
дискриминацию граждан устаревшим документом Церкви
Правовая активность граждан растет, и количество судебных дел и обращений увеличивается. Православные граждане, отстаивая свои законные права, ссылаются в обращениях на Конституцию РФ и перечисленные выше официальные документы Русской Православной Церкви.
Государственные ведомства, занявшие незаконную позицию целенаправленной негласной дискриминации граждан, полностью игнорируют все официальные документы Церкви: Определения Архиерейских Соборов, Обращения Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ, Разъяснения и обращения Русской Православной Церкви к властям, включая документы 2010-2011 г.г.
Все указанные документы намеренно подменяются Решением VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 2001 г.
Минздравсоцразвития РФ, ФМС, налоговые органы и другие при нарушении конституционных прав граждан используют в качестве единственного аргумента это Решение. Применяя этот документ одиннадцатилетней давности универсально к любым ситуациям, чиновники игнорируют тот факт, что Решение принималось по узкой проблеме ИНН в самом начальном периоде использования электронных технологий.
Чиновники присваивают себе право регламентировать духовную жизнь верующих
Намеренно умалчивая о решениях Архиерейских Соборов и Синода РПЦ, обращении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ, чиновники во многих отказах, ссылаясь на Решение VII Пленума Синодальной Богословской комиссии 2001 г., открыто утверждают, что использование идентификаторов, штрихового кодирования информации, присвоение личных кодов не оскорбляет религиозные чувства верующих и не нарушает их религиозные убеждения или, чтонепринятия электронных технологий не являются вопросами исповедания веры. Такое вмешательство светских властей в религиозную жизнь граждан нарушает само конституционное право человека иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Необходима новая оценка проблемы автоматической идентификации граждан с учетом всех аспектов жизни человека и общества
Идентификатор заменяет имя человека
За одиннадцать лет ситуация кардинально изменилась, жизнь требует новой оценки проблемы соблюдения прав и свобод граждан в создаваемом информационном обществе.
СНИЛС1 является единым пожизненным идентификатором личности, реальным аналогом имени во всех социальных и других правоотношениях гражданина с государством и коммерческими структурами.
Если при введении ИНН идентификатор использовался локально, то в настоящее время значение идентификатора изменилось коренным образом. Верующие граждане возражают против присвоения им кодов и идентификационных номеров, наличие которых становится обязательным во всех сферах социальной жизни. Вводится единый идентификатор личности СНИЛС, который присваивается человеку единожды и пожизненно. Именно СНИЛС является главным ключом доступа во все социальные и другие базы данных. Наличие СНИЛС уже является обязательным условием получения социальных государственных услуг: пенсий, пособий, материнского капитала, др. В федеральном законодательстве (Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другие) закреплены положения об обязательном указании СНИЛС при получении пенсий, пособий, медицинской помощи, лекарств, материнского капитала, при устройстве на работу.
Человек, отказавшийся по религиозным или иным убеждениям от присвоения СНИЛС, автоматически лишается всех своих конституционных прав. Тысячи граждан из-за отказа от СНИЛС в настоящее время лишены пенсий, пособий, дотаций, других видов социальной поддержки. Такое положение дает основания полагать, что СНИЛС в правоотношениях гражданина с государством уже фактически заменил имя. С развитием автоматизированного учета имя человека будет приобретать все более второстепенный характер, поскольку все электронные системы построены на применении цифровых идентификаторов.
Бедственное положение верующих используется деструктивными силами
Для православных верующих невозможно отказаться от имени, данного при Крещении, поэтому люди лишаются пенсии, медицинской помощи и других жизненно необходимых благ, но не соглашаются на присвоение СНИЛС и других идентификаторов. К сожалению, лишь незначительная часть дискриминируемых граждан обращается в суд. В большей части люди, получив отказ ведомства в назначении пенсии, в медицинской помощи, смиряются и предпочитают терпеть. В России появляется целый слой граждан, выброшенных из всех сфер социальной, общественной, политической жизни общества. Оставаясь без средств к существованию, помощи врачей, лекарств, возможности распорядиться собственностью, многие верующие впадают в уныние, уходят из Церкви. Именно такие бедствующие люди легко подпадают под влияние и используются антицерковными деструктивными силами, заинтересованными в расколах и нападках на Русскую Православную Церковь. Эту категорию обиженных властью людей могут использовать в политических целях силы, заинтересованные в расшатывании ситуации в стране.
Угроза информационной безопасности человека
Формируются базы персональных данных, накапливающие информацию обо всех сторонах жизни человека. Принятый в 2010 г. Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», вводящий универсальную электронную карту, послужил началом тотального сбора персональных данных и личной конфиденциальной информации о каждом человеке. Именно с принятием ФЗ-№210 заработал и ФЗ-№152 «О персональных данных», на основании которого все организации – операторы требуют подписания бланка «Согласия на обработку персональных данных». Такие «Согласия» собирают по месту работы, учебы, в школах и детских садах, в медицинских учреждениях, библиотеках и других организациях. Формируемые различными операторами базы данных не имеют реальной защиты и могут быть использованы в криминальных целях.
Огромное количество людей не желает давать такое согласие. Позиция граждан основана на положениях статей 23, 24 Конституции РФ и направлена на защиту своей частной жизни, здоровья, личной безопасности и своей собственности, которые в случае согласия на обработку персональных данных подвергаются реальной опасности. Кроме того, обладание персональной информацией о человеке создает возможность контроля и управления им через различные чувствительные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность, др.).
В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152 «персональные данные» – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемомуфизическому лицу (субъекту персональных данных).
Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение, как это объясняется операторами.
«Обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Наибольшее количество информации будет концентрироваться в ОАО «Универсальная электронная карта», учрежденного банками: Сбербанк, «Уралсиб» и «АК Барс», которые уже не являются государственными структурами. Это коммерческие образования с участием иностранного капитала. В ближайшее время в число акционеров ОАО «УЭК» войдут наднациональные финансовые гиганты – международные платежные системы MasterCard и Visa.
Наднациональные банковские структуры в ближайшее время будут обладать самой полной информацией обо всех сторонах жизни каждого человека: здоровье, семье, собственности, получаемых социальных выплатах, налогах, совершенных сделках, бытовых покупках, передвижениях и др. Именно от них зависят наши юридически значимые действия, в том числе, оплата счетов и получение денег, а также доступ к медицинской помощи и всем социальным выплатам.
Федеральным законом №152 операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными. Оператор – ОАО «УЭК» обладает правом использования наших персональных данных, совершения любых действий и правом принятия решений, порождающих юридические последствия в тех сферах жизни человека, с которыми связано применение УЭК. Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек добровольно соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций со своей, в том числе, и конфиденциальной информацией.
Самый крупный оператор – ОАО «Универсальная электронная карта» – создает глобальную базу персональных данных на каждого человека и все население России. С помощью УЭК создается система тотального сбора и бесконтрольного использования информации обо всех сторонах жизни каждого человека (здоровье, собственность, семья, доходы, расходы, передвижения). ФЗ-№152 «О персональных данных» является инструментом постепенной передачи конституционных функций государства по обеспечению прав граждан российским и международным банкам. Банки, имея всю информацию о человеке и являясь единственной организацией, предоставляющей все государственные услуги, получают над нами полную власть. Государственные услуги предоставляются только при наличии «Согласия на обработку персональных данных».
Информационная безопасность России под угрозой
В обществе назревает протест против самой концепции электронного государства, электронного населения и электронного правительства. Поспешная модернизация, проводимая по инициативе и при финансировании Евросоюза, под техническим руководством США и с использованием иностранного оборудования, ставит информационную безопасность России под угрозу.
Сегодня Россия значительно отстает от мировых нанотехнологических лидеров – США, Японии, стран Евросоюза. Ее доля в числе международных нанотехнологических патентов составляет менее 0,2 %... ……..Россия более чем в 10 раз уступает США по числу нанотехнологических центров. ...В результате потребность отечественного рынка в нанотехнологической продукции во многих социально значимых сферах (медицина, экология, ЖКХ и др.) значительно, в десятки раз превышает объемы ее реального производства. («Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года», источник: Правовой сайт «Консультант плюс»).
Проект «Государство для граждан», охватывающий территорию от Балтийского моря до Тихого океана, осуществлялся в течение 2 лет. Евросоюз выделил на его реализацию 2 миллиона евро. Реализацию проекта «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации – оказание правительством электронных услуг гражданам» осуществляют иностранные компании, финансирует тот же Евросоюз, выделивший на проект еще 2 миллиона ЕВРО. Все техническое оснащение коммуникационных систем – тоже иностранное. У граждан России возникают обоснованные вопросы, что будет с информационной безопасностью России, когда электронный документооборот и работа всех государственных органов и ведомств в электронной форме будет полностью прозрачна для других государств, в том числе, недружественных нашей стране?
Об угрозах и непредсказуемых последствиях перехода на электронный способ взаимодействия органов государственной власти предупреждают российские специалисты: «… СУБД (системы управления базами данных) – ядро любой информационной системы. Алгоритмы чтения, коды доступа и так далее – все это контролируют СУБД. А какие СУБД используются в нашей стране сейчас? Опять же западные. Их приверженцы говорят, что в западных разработках хорошая криптография, т.е. шифрование передачи данных. Это так. Но так называемая проблема «стеганографии» (скрытая передача информации) почему-то умалчивается. Т.е. люди не думают, что зашифрованная информация может быть помимо адреса назначения отправлена еще на некий другой ip-адрес, отследить который невозможно. И запрограммировано это может быть в любом закрытом ПО (программном обеспечении). В 2000 году была принята доктрина информационной безопасности России. Но о какой безопасности может идти речь, когда всеми информационными ресурсами в России управляют западные ОС (операционные системы) и СУБД, исходные коды которых известны только разработчикам. И никто, никакая правоохранительная система не сможет гарантировать информационную безопасность, когда потоками информации управляют «черные ящики». Никто, кроме производителей, не знает точно, какие в них заложены недокументированные функции. Помните, во время «Бури в пустыне» в одну ночь были парализованы все системы иракских ПВО. Как это было сделано? Ошибка? Закладка? Попробуй, докажи обратное. Так, что на кону сейчас стоит информационная безопасность России» (Заместитель председателя Фонда социального страхования РФ, доктор технических наук, академик РАЕН Ковалевский С.С., интервью «Российской газете» от 28 декабря 2007 года).
Государственное управление переводится на коммерческую основу, государство подменяется банками
С принятием в 2010 году Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ-№152 «О персональных данных» ликвидируются конституционные принципы отношений гражданина с государством. Деятельность власти переводится на коммерческую основу.
Конституционные обязанности власти превращены в платные электронные услуги,порядок получения которых будет устанавливаться хозяевами информационно - коммуникационных систем, они же будут получать доходы от населения.
Демонтаж управленческой функции государства и перевод государственного управления на коммерческую основу был открыто провозглашен еще в «Концепции формирования информационного общества в России» от 28 мая 1999 года №32:
«На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка.
При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут по�
http://gazeta-pkrest.livejournal.com/154816.html