Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Пророчества и Апокалипсис. Помазание и апокалипсичность

 

 

«Сущность православного пастырcтва связана с традицией исихазма Церкви»

Антихрист и Помазание

Ὁ Ἀντίχριστος καὶ τὸ Χρῖσμα

 

«Итак пастыри Церкви не должны говорить только об Антихристе и его предтечах, но главным образом и прежде всего им необходимо помочь христианам жить таким образом, чтобы в них действовала благодать Крещения и Миропомазания, с хранением заповедей Божиих и догматов, христианской жизнью в покаянии и внутренней умной молитве, поскольку так мы сможем распознавать действия Христа от действия Антихриста».

Митрополит Навпактский и Святой Власии г. Иерофей

 

В соответствии со временем появляется причина для прихода Антихриста и когда он будет совершать свои действия в людях и мире и конечно же определяется и в особенности время когда он явится.

Многие из нас задают вопросы относительно данной темы, но ответы находятся в Священном Писании и в особенности в посланиях апостола евангелиста Иоанна, апостола Павла и в Апокалипсисе Иоанна Богослова и у всех пастырей Церкви.

В последствии мне хотелось бы сделать несколько простых заметок главным образом в отношении того как противостоять такому положению.

* * *

  1. Евангелист Иоанн в 1 соборном послании говорит о пришествии Антихриста, в тоже время он также говорит и о действии антихристов и пишет христианам, что это время надвигается.

«Дети, последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы познаем из того, что последнее время».

Согласно толкованию прп. Никодима Святогорца, который использует тексты церковных писателей, кроме Антихриста, который явится в конце мира и при приближении Второго При шествия Христова, существует множество антихристов, которые уже совершают дело Антихриста и в его эпоху и в каждую эпоху и «они являются предтечами и продвозвестителями каждого из них и главным образом желанного антихриста».

Как до пришествия Христа существовали Пророки, также и до пришествия Антихриста будут явлены предтечи его, лжепророки.

Так, согласно многочисленным толкованиям, антихристами называются «нечестивые еретики», которые содержат и отстаивают «гнусные антихристовы догматы».

Это и является той причиной по которой евангелист Иоанн в последующем стихе пишет:

«Они вышли от нас, но не были нашими: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли. И через то открылось, что не все наши» (1 Иоан. 2, 19)

Речь идёт о тех христианах, которые познали открытую истину и ангельский образ жизни, но поскольку были рабами плотских вожделений, они не смогли воспринять

«великолепие небесных благ и красоту мысленного мира и блаженство, и в сущности отвергли радость будущего века»,

Согласно прп. Никодиму Святогорцу.

В таком случае они возвратились в апостасийному образу жизни

«и не захотели стать истинными любителя чистого во Христе образа жития».

  • Итак, ещё до пришествия Антихриста явятся предтечи Антихриста, разнообразного вида еретики, но и те христиане, которые вместо того, чтобы жить житием Христовым в чистоте сердца и в истинной вере в уме, живут в страстях и бездействии, без внутренней молитвы и истинной веры в Бога.

 

2. Однако, Евангелист Иоанн Богослов не удовлетворяется в своей речи Антихристом и его предтечами, но говорит о противостоянии Антихристу и его предтечам. Поэтому сразу же после предыдущих стихов он пишет:

 

Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все (1 Иоанн. 2, 20)

 

То есть христиане приняли помазание от Бога и знают как различать действия Антихриста и антихристов от действий (энергий) Христа. Речь не идёт о чтении книг, а о помазании, которое имеется в сердце и обучает человека.

И прп. Никодим Святогорец пишет вновь, толкуя что такое помазание:

 

«Вы приняли помазание и действие Святого Духа в ваших сердцах от святого святых Господа Христа».

 

И несколько ранее, касаясь того, как кто-то приемлет помазание Святого Духа, пишет:

Христиане приемлют благодать и действие Святого Духа через святое крещение, и конечно же через миропомазание и оно называется печатью и благодатью Святого Духа, имеющее одинаковое название от помазания и запечатления святым Миром, исходя из того что когда им помазуется христианин священником, произносятся такие слова «печать дара Духа Святаго».

Помазание Святого Духа – это печать Святого Духа, которое совершается во время таинства Миропомазания святым Миром в день нашего Крещения.

В дальнейшем, в той же главе, Евангелист Иоанн вновь говорит, что святое помазание, которое воспринял христианин во время святого Крещения, его учит различать истину и ложь.

Он пишет:

Впрочем помазание, которые вы получили от Него, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; на как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1 Иоан. 2, 27)

Согласно толкованию прп. Никодима, который использовал книги Святых Отцов и писателей, помазание, которое принял человек – это благодать Святого Духа, которая пребывает в сердцах христиан и по слову евангелиста Иоанна подталкивает христиан.

«чтобы пребыли неизменно всегда в о святом Духе истинной любви и веры».

И далее прп. Никодим пишет: «Как и каким образом» пребывает человек неизменным к дарам Святого Духа? Это происходит когда человек пребывает твердым в догматах богословия и домостроительстве воплощения, не только разумом, но существенно.

Итак, те которые говорят об Антихристе и о его предтечах, необходимо приводить все цитаты Евангелиста Иоанна и главным образом устанавливать что говорит Евангелист Иоанн о образе противостояния Антихристу и его предтечам.

Христиане знают истинных пророков и их отличают от лжепророков, и отличают Христа от Антихриста только с помощью действия Помазания, которое они приняли от Бога и действует в их сердцах.

3. О помазании Святым Духом, которое именуется и печатью, говорит апостол Павел:

«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». (2 Кор. 1, 21-22)

Здесь самым ясным образом свидетельствуется, что Бог это Тот, Который подает утверждение христианам. Он есть Тот, Кто нас помазует. Помазание отождествляется с печатью и это совершается Богом, который подает в наше сердце залог Духа.

Если кто-то исследует и другие параллельные цитаты апостола Павла о том, что означает залог Святого Духа, что означает когда кто-то воспевает и песнопения духовные гимны в своём сердце, тогда поймет, что этим помазанием-печатью является умно-сердечная молитва, которая является выражением любви, которую человек испытывает к Богу.

В таком человеке , который восприял печать Святого Духа, написано имя Христово.

Об этом сообщает Евангелист Иоанн в своём Апокалипсисе:

И видел я другого Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано было вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен Израилевых» (Апок. 7, 2-4)

Здесь становится ясно, что Ангел, который имел «печать Бога живаго», запечатлел рабов Божиих на челе их.

Параллельные тексты находятся и в других главах Апокалипсиса:

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». (Апок. 14, 1)

То есть, спасённые люди, которые стоят вместе с Агнцем – Христом, имели имя Христа и Отца Его написанные на их челах. И как говорится в тексте далее, они пели «песнь новую» перед престолом Божиим, содержание которой знали только они сами.

  • Итак, запечатление Христиан именем Христа и Отца его связано с «песнью новой», то есть умной молитвой, которую не знают люди те люди, которые не имеют опята пребывания в ней.

  • Все это означает, что через таинство Миропомазания, которое связано с таинством святого Крещения, мы воспринимаем дар Святого Духа внутрь сердца, через запечатление членов нашего тела, когда священник сказал: «печать дара Духа Святаго, аминь».

Это помазание в сердце действует как просвещение ума, как вдохновение, как любовь к Богу, как молитва, как надежда вечной жизни, как залог Духа.

Исповедание мучеников и мученичество, которому они последовали является действием святого Помазания через которое зрится Бог, поэтому и мученичество Святых не является предположением рассудочной деятельности, чувственного возбуждения раздражительной энергии, но плодом богозрения – обожения.

Но если нами совершается какой-то грех, тогда помазание, которое обитает во глубине сердца, задействуется через покаяние. То есть покаяние, которое о себе заявляет как расположение духа к изменению жизни, как любовь к Богу и как молитва, является действием благодати святого Помазания. Также это помазание задействуется с помощью умно-сердечной молитвы, которая является «песнью новой», воспеваемой возрождённым Духом Святым.

Однако, когда человек отрекается от Христа, покидает Православную Церковь и приемлет другие исповедания-ереси и религии, тогда он теряет этот дар и чтобы возвратиться вновь в православную Церковь он должен опять принять помазание Святым Духом через таинство Миропомазания.

  • Итак, Пастыри Церкви не должны вести беседы только об Антихристе и о его предтечах, но главным образом и прежде всего необходимо помочь христианам жить таким образом, чтобы через хранение заповедей Христа и догматов была задействована благодать Крещения и Миропомазания, их православную жизнь, покаяние и внутреннюю умно-сердечную молитву, чтобы таким образом они смогли бы различить действия (энергии) Христа от действий (энергий) Антихриста.

Иначе они будут смешивать тварные и нетварные энергии и, что ещё хуже, они будут считать, что энергии Антихриста являются энергиями Христа или наоборот.

Православное пастырство рекомендует такое различение.

 

* * *

Те, которые будут удостоены быть помазанными в сердце Духом святым, то есть напишут на сердце имя Агнца из Апокалипсиса и Его Отца, тогда избегут запечатления от апокалипсического зверя и его отца, а также они избегут и его предтечей.

Это сущность Православного Пастырства, которое связано с традицией исихазма Церкви.

Поэтому имеет большое значение сохранение православного монашества. Всякое изменение исихастского духа православного монашества упростит предтечам Антихриста совершать своё дело и прельщать людей.

 

От редакции: Данная статья Преосвященного Митрополита Иерофея имеет действительную ценность, особенно для нашей российской паствы и духовенства, где господство светского направления крайне поверхностной христианской жизни вызывает реальные опасения. Действительно, и сами пастыри, а в первую очередь иноки должны учиться умному деланию. Но оно требует руководства со стороны самих делателей умной молитвы. Весьма важно то, о чём пишет Преосвященный Митрополит Иерофей, что при отсутствии навыка в такой молитве, отсутствии навыка духовной жизни, человек легко доверяет разным помыслам и принимает демонические энергии за свои или божественные. То есть человек без молитвенного подвига и трезвения легко впадает в обольщение демонов.

Однако, учитывая современную ситуацию с навязыванием числа 666 в компьютерных технологиях, электронных паспортах и т.д., человек поставлен перед реальным выбором: идти на компромисс с совестью, либо принимать эти карточки и паспорта. Правильная и святоотеческая позиция всегда была такова, что человек всегда должен исповедовать Христа. То есть, как только вставал вопрос о компромиссе с совестью, подвижники исповедали даже до смерти Христа, но не соглашались идти по пути компромисса и соглашательства с миром. Стояние в истине и за истину – это принципиальная позиция Святых Отцов. И о необходимости именно такого пути говорили, например свт. Григорий Палама и свт. Игнатий (Брянчанинов). То есть одно только творение молитвы — недостаточно. Да и сама молитва, её правильный ход пресекается при совершении человеком компромисса, сделки с совестью.

Святитель Григорий Палама в омилии 25 на Неделю Всех Святых говорит следующее: «Поскольку же имеющий любовь к Богу , в Боге прибывает, и Бог в нем, как говорит возлюбленный Христу Богослов, то истинно любящий Бога, творит исповедание по справедливости о Боге, потому что Бог пребывает в любящем Его... Итак, слова: «Всяк иже исповесть о Мне, исповем и Аз о нем», показывают неразрушимую связь между Богом и исповедующим Его, связь – от которой далеко отстоит отвергающийся».1

Свт. Игнатий (Брянчанинов) как бы раскрывает слова свт. Григория о необходимости исповедания Христа: «Исповедание должно быть совершено умом, сердцем, словом, делом, всею жизнию. Стыд, робость, колебание нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения... Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых».

Кроме того, святитель Игнатий, опираясь на глубоко изученный им опытно подвиг Святых Отцов, подчёркивает: «Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание делами и жизнью»2

Старец Паисий Святогорец, один из величайших святых нашего последнего времени, как известно указывал на то, что принятие паспорта с числом антихриста 666 — это отречение от Христа: «Здесь происходит отречение. Принимая печать, человек отрекается от Бога. То же и с паспортами. Если бы не требовалась моя подпись, а, скажем, дали бы какую-нибудь бумагу и сказали: вот твой паспорт и на этом всё, то это другое дело. Но когда паспорт имеет символ дьявола, и я сам расписываюсь, что это мой личный паспорт, это уже не мелочь. Следовательно, я одобряю это отречение».

 

 

 

1Беседы (Омилии) свт. Григория Паламы. М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 250

2Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Репринт. М. Правило веры. 1993, т. 4. Аскетическая проповедь, с. 177



Подписка на новости

Последние обновления

События