Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

  1. Таинство Церкви

Τό μυστήριο τῆς Ἐκκλησίας

9-77

  1.  

из статьи Митрополита Навпатского Иерофея: ποστολική Παράδοση καί ποστολική Διαδοχή στό μυστήριο τς κκλησίας (Traslated into English)[1]

Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί γίου Βλασίου εροθέου

Μεταφρασμένο στ γγλικά: Apostolic Tradition and Apostolic Succession in the Mystery of the Church

Прежде всего, важно взглянуть на то что такое тайна-таинство Церкви.

Церковь - это Тело Христово и общение обожения. Христос воспринял человеческую природу, смертную и страстную, но совершенно чистую, чтобы победить дьявола, грех и смерть. Церковь существует прежде всех веков, она вечна, но она была явлена ​​во плоти Христа.

Церковь - это Тело Христово, что общение обожения, так как, согласно апостолу Павлу, Христос является главой Церкви. «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.» (Еф. 1: 22-23).

Апостол Павел пишет в том же Послании: « и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.»(Еф. 5: 25-27).

Это означает, что Церковь свята, безупречна и чиста, и это благодаря ее главе, которой является Христос. Церковь как Тело Христово не имеет ни пятна, ни порока, но свята и без порока. Под этим следует понимать, что святость Церкви исходит из ее святой головы, а не благодаря святости ее членов. Члены Церкви, члены Тела Христова, не освящают Церковь, но освящаются ею, прежде всего ее головой, Христом.

Таким образом, грехи членов Церкви и недостойность ее духовенства - епископов, священников и дьяконов - не «оскверняют» Церковь. Скорее всего, духовенство, даже если оно недостойно, остается в Церкви и исполняет обязанности, до тех пор, пока не было издано никакого канонического акта Церкви об их отстранении или отлучения от должности, а со временем они изгоняются из Церкви, так же, как человеческое тело изгоняет все чужеродные элементы, которые не могут быть усвоены.

 

Преподобный Григорий Синайский интерпретирует следующие отрывки из апостола Павла: «Теперь вы - тело Христово, а члены порознь» (1 Кор. 12:27) и «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4: 4-5). Он пишет, что так же, как тело без духа мертво и без чувств, так и тот, кто стал мертвым, пренебрегая заповедями после своего крещения, «становится бездейственным и неосвещенным Духом Святым и благодатью Христовой». Этот христианин имеет Дух через веру и возрождение, которые он получил при Крещении, но Дух бездейственен и неподвижен внутри него, так как он духовно мертв.

Он продолжает использовать пример отношений между душой и телом. Душа одна, и есть много членов тела. Душа поддерживает и дает жизнь им всем и оживляет то, что способно к восприятию жизни. Однако, когда некоторые члены умерли и не могут двигаться по причине болезни, душа сохраняет их, но они безжизненны и нечувствительны. То же самое происходит с членами Христа в Церкви. «Дух Христа всецело присутствует во всех, кто является членами Христа, действует и дает жизнь всем, кто способен участвовать в ней, и Он по-прежнему милостиво сохраняет собой тех, кто через немощи не может участвовать в жизни».

В заключение св. Григорий Синайский говорит, что каждый верующий, который остается в Церкви, которая является Телом Христовым, разделяет через веру в усыновление Духом Сына, но он может оставаться бездейственным и непросветленным из-за беспечности и отсутствия веры, лишенным света и жизни от Христа Иисуса. Таким образом, каждый христианин является «членом Христа и обладает Духом Христовым, но он может оставаться бездейственным, неподвижным и неспособным делиться благодатью».

Это замечательный текст из прп. Григория Синаита дает богословское объяснение наших отношений со Христом в Церкви. Здесь совершенно ясным оказывается, что если какой-то клирик не извержен и сана или если какой-то мирянин не был отлучен от Церкви, но он грешит, он остается в Церкви, но он не является живым ее членом, поскольку он не способен участвовать в божественной благодати и духовно мертв. Очевидно, что его присутствие в Церкви не оскверняет Церковь.

В день Пятидесятницы ученики стали членами Тела Христова, так как все те, кто уверовал во Христа, крестились и получили Святого Духа, также стали членами. Церкви как Теле Богочеловека Христа – это, прежде всего, превышающая все тайна. Апостол Павел пишет: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» (1 Тим. 3 : 16).

Первые христиане, как это описано в Деяниях Апостолов, но также и в Посланиях Апостолов, жили в Церкви в единении со Христом и во Святом Духе. Когда мы читаем эти тексты, мы поражаемся их образу жизни. Мы находим то же самое в трудах апостольских отцов второго и третьего веков, а также у первых мучениках.

Когда некоторые христианские богословы стали испытывать влияние философии и стали подвергаться влиянию секуляризации, Церковь через Поместные и Вселенские Соборы установила догмы и каноны, чтобы уберечь членов Церкви от ереси и расколов. Решения Вселенских Соборов были приняты по вдохновению от Святого Духа.

Подобно тому, как Церковь в первый период жила без Священного Писания, которое сформировалось с течением времени, а также и без священных канонов, которые были сформулированы позднее для сохранения единства Церкви. Это означает, что мы не можем обойти священные Каноны, но мы также не можем ставить их выше Церкви. Именно Церковь, как тайна Христа, пишет Священное Писание через святых Апостолов и Отцов и устанавливает священные каноны. И Церковь через Отцов решает все возникающие проблемы. Академики могут вносить предложения, но Церковь на Соборе принимает соответствующее решение.

Кроме того, отцы Церкви выражали различные мнения в своих трудах по современным пастырским проблемам, и многие из этих святоотеческих взглядов были впоследствии приняты Пято-Шестым Вселенским Собором в его втором правиле (Архим. Георгий Капсанис).

Это означает, что отцы, главным образом, размышляя на Соборе, истолковывают священные каноны богодухновенно и приспосабливают их к различным современным проблемам, используя строгость или экономию в зависимости от обстоятельств, как это наиболее выгодно для человечества, в соответствии со словами Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы »(Марк 2:27).

Следовательно, Церковь как тайна Христа шире Священного Писания и раскрывается в Священном Писании; она шире священных канонов и раскрывается в канонах; и она шире Таинств и раскрывается в Таинствах. «Этот опыт Церкви идет дальше, чем Писание или традиция, и отражается только в них» (о. Георгий Флоровский).

Есть случаи, когда те, кто мучил мучеников, верующих во Христа, исповедал Христа, принял мученическую смерть за Него и были включены в церковный календарь святых, не приняв крещения, не принявших миропомазания, не приняв Святого Причастия Тела и Кровь Христова , без всякого специального

Согласно св. Дионисию Ареопагиту, иерархия - это образ богоначальной красоты (εἰκόνα τῆς θεαρχικῆς ὡραιότητος), которая совершает «таинства воссияния»( τά μυστήρια τῆς ἐλλάμψεως) через священный порядок, чины и науку (τάξεις καί ἐπιστήμη), но «таинства воссияния» являются настоящими тайнами Церкви.

Я полностью принимаю священные каноны Церкви, но я не могу игнорировать тот факт, что Церковь выше их. Церковь правильно истолковывает их, живет и устрояет свою жизнь при обильной благодати Христа и действует через них. Когда я говорю о Церкви, я имею в виду не человеческое учреждение, а богочеловеческое Тело Христово и откровение Святого Духа, Который Церковь просвещает и действует через обожженных и богодухновенных Святых, в соборном институте Церкви.

Приснопамятный архимандрит Георгий Капсанис, настоятель святогорской обители Григориат, говорит о священных канонах следующее: «Священные каноны сами по себе не спасают верующего. Но они помогают ему оставаться в Церкви в союзе с другими членами, чтобы он мог спастись ». Однако он отмечает, что«Каноны как границы не исчерпывают великую тайну Церкви, но без их Церковь не выражается как сообщество любви, как данный Богом порядок и союз, как гармоничное Тело Христово »(Архим. Георгий Капсанис).

Следовательно, мы уважаем Поместные и Вселенские Соборы, но мы проявляем абсолютное уважение великому таинству Церкви, в которой совершается тайна спасения человека.

Продолжение следует…

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.

 

[1] http://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-273/5716-2019-04-16



Подписка на новости

Последние обновления

События