Протопресвитер Василеос Каллиакманис, профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля
Плач Адама
а) Доминантной темой в гимнологии Сырного Воскресенья (Воскресного дня вступления в Великий пост) является «Плач Адама», так как «в сей день мы храним память об изгнании Адама Первосозданного из рая наслаждения».
В раю Адам, отец всего мира, познал сладость божественной любви. Поэтому, когда он был изгнан за свой грех, покинутый любовью Божией, он горько скорбел и глубоко воздыхал, как говорит нам преподобный Силуан Афонский.
б) До грехопадения, согласно библейскому и святоотеческому преданию, Адам разделял славу Божию. Он был наделен даром пророческой проницательности. Он пророчески созерцал все творение. Он назвал все вещи в соответствии с их свойствами. У него была доля духовных даров, которые он потерял из-за своего непослушания. И он обнаружил себя нагим, обнаженным и осознал свое уродство. Он был охвачен страхом перед адом, и его мировоззрение стало земным и злым.
в) Перед актом непослушания Бог предупредил о сопутствующих несчастьях. Это предостережение, по-видимому, было своего рода угрозой, как учит святитель Григорий Палама, и далее он говорит, что наши предки имели возможность избежать падения тремя способами: любовью к Богу, познанием Его или страхом перед Его всемогущей властью. Принятие смертоносного совета дьявола, неведение и не вспоминание о Творце, а также потеря страха Божия привели к акту непослушания.
г) Последствия грехопадения Адама имели решающее значение для всего рода человеческого. Разорвав общение с Богом, мы теперь взрослеем в страстях и привыкаем к жизни греховной. Разум помрачен, а страсти растут. Нашим мотивом соблюдения божественных заповедей является не любовь к Богу, а страх перед наказанием.
Святитель Григорий Палама говорит, что многие упрекают Адама в том, что он пренебрег Божественным повелением и принес в мир тление и смерть. Но мы не можем судить его слишком строго, потому что он не обладал опытом природы смертельного непослушания. Те христиане, которые избрали тот же путь, что и он, хотя и хорошо знают последствия его прегрешения, несут гораздо более тяжелое бремя ответственности.
д) Итак, хотя христиане знают, что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6, 23), они выбрали путь Адама. Это проявляется как в нашей личной, так и в общественной жизни. Кто-то другой виноват во всех наших несчастьях, и мы осуждаем их как продажных, хищных, предательских и злословящих. Ответственность переносится на безличные институты и, в конце концов, на Бога. Нет и следа сознания среди людей, которым все время льстят духовно слабоумные вожди, что каждый из нас, в меру своих сил, несет ответственность и за упадок, и за прогресс общества. Мы подошли к трагическому моменту, когда изгнали Распятую Любовь из своей жизни. Мы осиротели и жалуемся, что другие люди убили нашего отца.
е) Все это написано с болью, но и с проблеском надежды, основанной на литургических текстах и песнопениях Недели сырной (Воскресения памяти об изгнании Адама). Потому что плач ветхого Адама претворил в неизреченную радость Христос, новый Адам, взявший на Свои плечи бремя отчужденного человечества, указывающий путь ко Кресту и Воскресению. Вместо того, чтобы оплакивать свою долю о многогранном кризисе и сокрушаться, как «совы на пустырях» (Пс. 101, 7 сент.), давайте все возьмем на себя ответственность и покаемся перед Богом и людьми. Тогда общество может и не превратиться в рай, но по крайней мере оно не превратится в ад.
Источник: https://pemptousia.com/2023/02/adams-lament/
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"