о. Андреас Агафоклеус
И Он есть Ожидание народов
And He is the Expectation of Nations
Ниже мы представим Рождество Бога, ставшего человеком, как будет показано далее, как чаяние, ожидание всех народов мира, с древнейших времен и до наших дней.
С самого первого момента после грехопадения и исхода из рая прародителей рода человеческого (Адама и Евы), душа человеческая искала пути и средства вернуться в то состояние, из которого она отпала. Она почувствовала необходимость преодолеть пропасть, образовавшуюся между Богом и человечеством в результате грехопадения. Но все усилия, направленные на примирение нас, не увенчались успехом. Таким образом, люди поняли, что, поскольку мы сами не способны восходить к Богу, то по необходимости Бог должен был бы спуститься на землю.
Эта мысль развивалась постепенно в сознании людей и формировала в нас ожидание сошествия Бога на землю в человеческом образе.
С 5 в до Р. Х.. позднее это ожидание приобретало в значительной степени всемирный характер.
В Китае Конфуций ждал «святого человека» с Запада, Бога/Человека, царя, посланного Богом, которому удастся вернуть человечество к Добру. В китайской литературе есть герой, пастух и господин, который вернет всему былое величие. Он будет единственным достойным принесения в жертву Верховному Господу, чтобы в мир вернулись порядок и мир. Он будет иметь человеческий облик и будет соединен с небесами. Вот почему его называли «небесным человеком» или «божественным человеком». Он был бы в мире, но мир не узнал бы его. Его будут ранить, бичевать, а вместо него освободят негодяев.
Подобные традиции и легенды существовали и в Индии. В буддизме ждали Агни, бога огня и солнца, который воплотится из девственницы и будет заступником между Богом и людьми. Согласно исходным текстам индийского буддизма, исторический Будда Гаутама предупреждал в V веке до н.э. что через пятьсот лет его учение пройдет [Винья Питака II. 253 сл.].
Персы также ожидали бога/человека-спасителя, которого они отождествляли с богом Митрой. Он будет рожден от девственницы, и его рождение будет предсказано появлением звезды, отделенной от остального небесного свода.
Были также родственные традиции в Египте. Здесь существовал миф об Изиде и Тифоне [Сете]. Согласно этому, грех пришел в мир через женщину, под влиянием злого духа в образе змея. Спасение придет к людям через потомка женщины.
Среди древних греков существовало явное ожидание настоящего Искупителя. Типичным для этого является миф о Прометее, представленный Эсхилом: поскольку Прометей согрешил против Бога, он был наказан тем, что был привязан к скале. Его освободит только потомок девы Ио. Мудрец Сократ говорил о тоске по Искупителю, Который пробудит людей от их духовного сна.
Ожидание Искупителя имелось и у римлян. Поэт Вергилий писал, что с небес будет ниспослан новый род людей [Эклога, 8].
Само ожидание Искупителя, который спасет свой народ и весь мир, наиболее ясно, конечно, присутствовало в народе Израиля. Пророки Ветхого Завета писали историю Христа до Христа.
Пророка Исаию называли «пятым евангелистом», потому что он раскрыл подробности, относящиеся к Иисусу Христу. Евангелист Матфей так описывает рождение Христа: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы вдели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, царь Ирод испугался, и весь Иерусалим с ним; и, созвав всех первосвященников и книжников народа, он спросил их, где должен был родиться Мессия. «Они сказали ему: «В Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». (Мф. 2, 1-6 )
Тогда Ирод тайно призвал волхвов и узнал от них точное время появления звезды. Затем он послал их в Вифлеем, говоря: «Идите и тщательно разыщите Младенца; и когда вы его найдете, известите меня, чтобы я тоже мог пойти и воздать ему должное». Выслушав царя, они отправились в путь; и там впереди них шла звезда, которую они видели при ее восходе, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. Когда они увидели, что звезда остановилась, их переполнила радость. Войдя в дом, они увидели Младенца с Марией, его матерью; и они преклонили колени и поклонились ему. Затем, открыв свои сундуки с сокровищами, они принесли ему в дар золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иной дорогой ушли в свою страну.
«По отшествии же их, Иосифу во сне явился Ангел Господень и сказал: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и оставайся там, доколе Я не скажу тебе; ибо Ирод собирается искать ребенка, чтобы погубить его». Тогда встал «Иосиф, взял младенца и мать его ночью и пошел в Египет, и оставался там до смерти Ирода». «Да сбудется реченное Господом через пророка: «Из Египта воззвал Я сына Моего». (Мф. 2, 13-15) Сегодня, две тысячи лет спустя, есть люди, совершенно равнодушные к великому явлению и ищущие кого-то, кто избавил бы их от одиночества, беспокойства, упадка и смерти. Церковь Христова бросает вызов и зовет нас к жизни без смерти, к смерти, побежденной смертью, к радости и миру, которых никто не может отнять у нас, если только мы сами не отдадимся греху. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Слова Христа приносят нам выход из нашего тупика, уверенность в неопределенности нашего мира. «Сегодня дева рожает в яслях». В глубине нашего существа здесь и сейчас происходит великое рождение. Христос рождается в нас просто, тихо, тайно и сердечно. Мы становимся единым целым с Ним, а Он с нами. Сегодня. Ни в прошлом, ни в будущем. Свободно, без психологических давлений и фобий. Если хочешь, сколько хочешь, когда хочешь. Любовь не давит, Она приглашает, Она ждет, когда возлюбленный ответит на Его любовь. Господь говорит: «Я тебе отец, брат, супруг, дом, пища, одежда, корень, основание. Что бы вы ни хотели, я это. Вы будете хотеть ни за что. Я совершу труд. Я пришел служить тебе, а не ты мне. Я друг, член твоего тела, глава, твой брат, сестра и мать. Я все это. Просто будь со Мной. Я буду бедным для тебя, странствующим для тебя. На кресте за тебя, в могиле за тебя. На небе умолю за тебя Отца Моего, на земле приду посланцем от Отца Моего к тебе. Ты для меня все, родной брат, сонаследник, друг и член моего тела. Чего еще хочешь?» (Святитель Иоанн Златоуст).
https://pemptousia.com/2022/12/and-he-is-the-expectation-of-nations/
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023г.