НА КРЕСТ
И
К ВОСКРЕСЕНИЮ СО ХРИСТОМ
ΣΤΟΝ ΣΤΑΥΡΟ ΚΑΙ ΣΤΗΝ ΑΝΑΣΤΑΣΙ ΜΑΖΙ ΜΕ ΤΟΝ ΧΡΙΣΤΟ
Пасхальное поздравление
архимандрита Георгия
игумена священной обители прп. Григория, Святая Гора Афон
Πασχαλινό μήνυμα
του Καθηγουμένου της Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου αρχιμανδρίτου Γεωργίου
Смерти празднуем умервщление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго (Канон Пасхи)
Христос одержал Своим Крестом победу над смертью, и мы вкушаем первые плоды новой жизни, которая истекла из прободенного Его ребра.
Церковь празднует и славословит Причину новой нашей жизни, поскольку Христос является всей нашей жизнью, есть наша Вечная Жизнь.
Побеждена смерть. Церковь — это новая жизнь. Но мы не всегда и не все являемся причастниками этой жизни. К сожалению, мы бродим посреди смерти в той мере и в той степени, в какой носим ее в себе.
Насколько мы причастны Таинству Церкви, с момента нашего крещения и до нашего исхода из земной жизни, настолько мы черпаем жизнь и становимся жизнью. Наше смертное бытие преобразуется в бессмертие. Согласно словам апостола Павла Христос «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 15-17).
Люди, которые не живут во Христе, которые не являются новым творением, они не ведают содержания этой жизни. Христос — это единственный победитель смерти. Никогда не было и не будет иного способа, чтобы одержать победу над смертью, разве как тот, который создала беспредельная любовь Божия. Бессмертный Бог Слово усваивает Себе нашу смерть и ее упраздняет Своим воскресением. Он приемлет нашу смерть и вместо нее приносит нам жизнь.
Мир должен стать телом Христовым, чтобы начать жить. Все мы должны преодолевать нашу повседневную смерть для того, чтобы жизнь стала сутью нашего бытия. Поскольку смерть — это не только завершение нашей земной биологической жизни. Смерть — это и всякий грех, как об этом говорит Священное Писание: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от плода прислушания), смертию умрешь»(Быт. 2,17). Точно также как подлинная жизнь — это не наша биологическая жизнь, но Христос. Всякий грех — смерть. Всякое покаяние — это возвращение к жизни. В нас закон греховный является законом от смерти к смерти. Закон Евангелия, закон благодати — это закон от жизни к жизни.
Мир — это не только то, что находится вне Церкви. К сожалению, миром становимся и мы, крещенные православные христиане, в той мере в какой мы не живем сообразно Христу. Мир — это плотское мышление, наше самолюбие, наше сребролюбие, наше любоначалие, наше славолюбие, наши страсти, которые в эти дни описываются термином «истление». Особенно в этом году, когда в этой некой атмосфере разжигания пессимизма, праздничные события Великой Страстной Недели и Святой Пасхи нас призывают подражать подвигу всех досточтимых близких, которые не подверглись искушениям «растления», но предпочли добровольную нищету добродетели. Оттуда они нас призывают и к высшему званию: чтобы мы подражали пострадавшему за нас и воскресшему Христу, который как человек добровольно, согласно словам апостола Павла «Вместо предлежащей Ему радости, петерпел крест, пренебрегше посрамление» (Евр. 12, 2). Если предположить, что наш народ нашел способ возвратить свое прежнее экономическое положение, предавая Христа за 30 сребреников, то душа наша его не приняла. Мы бы избрали добровольную смерть вместе со Христом. Воззвания некоторых политиков вести свою совместную борьбу с кризисом, но с помощью дьявола1 - трагичны2. Речь идет о спасении Отечества. Наш народ знает, что значит добровольно восходить на крест вместе со Христом. Ибо только за этим крестом обретается воскресение. Несомненно, печальное экономическое положение, социальная, политическая, культурная неуверенность нашего народа — это некая смерть. Смерть, которая на него накладывает те люди, которые желают духовной гибели народа, те которые время от времени целенаправленно отвлекают от духовных основ и оставляют ему неопределенность, бессилие, бездуховность. Но у нашего народа есть история. В ней написаны и другие исторические страницы с подобного рода случаями. Тогда, когда он имел авторитетные критерии для жизни и для смерти, для чести и репутации. Тогда, когда центром его жизни был Богочеловек Христос, а не ценности валютных бирж. Тогда, когда народ предпочитал быть бедным, но не нечестивым. Тогда, когда он мог жить свободой, будучи в осаде, не предавая «душу и Христа». Тогда, когда народ мог родить новомучеников и сохранить свою православную душу, «драгоценную жемчужину», как выражался полководец Макрияннис. Прошедшие в нашем Отечестве критические часы мы можем осознавать как эту великую Страстную Неделю, как совместное шествие со Христом на Голгофу и сораспятие с Ним. Может ли наш народ сегодня понять, что он распинается, но и что в его руках есть возможность произнести исповедание вместе с благоразумным разбойником:«И мы осуждены справедливо, потому что достойно по делам нашим прияли; а Он (Христос) ничего худого не сделал» (Лук. 23, 41)? Если да, то тогда он с дерзновением обратится ко Христу и скажет: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лук.23, 42). Несомненно, что тогда Господь освободит свой народ от угнетения сильными мира сего, поскольку за добровольно воспринятым крестом нации, всегда следует Воскресение. Победная песнь Церкви, «Христос Воскресе» слышится и в нынешнем году для того, чтобы сбросить узы ада. Мы надеемся, что наше Отечество, хотя в нем и имеются многообразные узы в её собственном современном аду, слышит голос Искупителя и за Ним последует к светлому Воскресению вмести с Ним. Воскресший Господь предлагает свою всесильную десницу (правую руку). Давайте к ней протянем наши собственные руки, предложим наше личное и всеобщее покаяние. Он нас воскресит. Наш крест, крест нашего Отечества, соотечественников не станет мрачным концом. Он станет нашей радостью. Он станет предвозвестником новой земной жизни, началом вечной жизни, потому что «Христос Воскресе!»
Игумен священной обители прп. Григория
Святая Гора Афон
+Архим. Георгий
Святая Пасха 2012 г.
Перевод «Православного Апологета» 2012г.
1То есть в помощь призвать врагов Церкви и Отечества, антицерковнх реформ.
2Имеется в виду борьба с тяжелым экономическим положением, кризисом в Греции, в котором оно оказалась в прошлом году.