Вводное слово на Великую Страстную Седмицу
Εισαγωγικά στη Μεγάλη Ευδομάδα
профессор Пеанделис Пасхос
Καθηγητής Παντελής Πάσχος
Мы переплыли море поста Великой Четыредесятницы. И теперь стоим подле дверей Великой Недели, Страстной, которая называется Великой не потому что она самая большая, или имеет больше дней, но «потому что ради нас великие события произошли в эти дни подвигов Господних». И в эту Великую неделю, как говорит Иоанн Златоуст, «было разрушено время тирании дьявола, смерть погасла, сильный был связан, его сосуды были расхищены, смерть упразднена, клятва разрешена, Рай открылся, Небо стало доступным, люди соединились с ангелами, ограда средостения исчезла, зубчатая стена разрушена, Бог мира примирил горнее с земным, поэтому она и называется Великой».
Действительно эта неделя является страшным Таинством! Вся христианская поэзия, вся слава Православия имеет своим источником эту неделю. Это время, когда даже маленькие школьники берут из теплых рук своих матерей свечу, которая была сделана из чистого воска как из ливана. Когда же ее зажгут, мы шли на богослужение к Жениху Христу, или на Великие часы Страстей Христовых, Великого Четверга и Великой Пятницы, где мы от всего сердца изливали слезы подле Распятого за нас Христа, дрожащими пальцами мы возлагали весенние цветы, которые мы стремились с нетерпением сорвать в садах или на полях еще совсем свежими. С тех времен нашего детства, когда мы пребывали в ожидании прихода Страстной недели, дабы после встретить и Воскресение Христово, и до глубокой нашей старости эта Неделя является для нас тем, что нас вместе с друзьями понуждает ее переживать с болью, с печалью, но и с радостью о Воскресении, которое несомненно наступит.
И это самая большая жизненная философия, когда святая Церковь дает нам самый красивый, простой и торжественным образ Великой Страстной недели. И верно то, что эту философию, которая является ничем иным как высоким и великим богословием Креста, никто никогда не сможет усвоить и понять за пределами церковной ограды, вне литургической жизни Церкви.
Вне Церкви, Крест или Великая Неделя превращаются просто в литературное творчество, театр или кино, превращается в лекцию или авторскую статью, становится удобным случаем и возможностью чтобы всякому проверить неким образом свои способности в отношении столь важного вопроса, о котором мы сказали выше. И только через богослужения и литургическую жизнь нашей Православной Церкви человек может постичь вершины духовной философии и славу Воскресения, поднимаясь по крутой дороге на Голгофу и проходя духовной жизнью, как средством, Голгофские страдания.
Для православного христианина вся Неделя — это долгий путь, который ему надо пройти. Этот путь является Великим не внешне, но в своем внутреннем измерении. Да, и пусть даже кто-то не постигнет реальности этого парадокса. Если мы не «станем идти вместе со Христом и станем сораспинаться Ему», то мы не сможем ощутить и пережить ни Великую неделю, ни достичь вместе с Ним Воскресения. На этом пути, который всегда находится под тенью Креста, и он по сущности обращен к холму Воскресения, Святые Отцы поставили некоторые знаки как ориентиры, которые нам помогают некоторым особым образом в том, чтобы нам успешно достичь нашей цели.
-
1. В Великий Понедельник после кондака и икоса дня, мы услышим краткий синаксарь, который нам напоминает о следующем: «В Великий и Святой Понедельник мы творим память блаженнаго Иосифа прекраснаго, и проклятие смоковницы». Прославляется и чтится Иосиф прекрасный, потому что «тогда страстным желаниям в Египте не он поработился», потому что он попал в рабство по телу, но душой пребыл свободен, воспевая целомудрие, И таким образом он был удостоен стать правителем всего Египта. "Бог же подает Своим рабам венец неувядаемый". Проклятие бесплодной смоковницы нам говорит о том, что необходимо нам избегать страстей и творить дела и приносить плоды духовные, чтобы не нашел нас Христос, когда Он придет, только в одних листьях, и Он тогда нам укажет на огонь как на участь тех выброшенных бесплодных деревьев.
2. В Великий Вторник мы услышим: "творим память с воспоминанием притчи о десяти девах", то есть пять из них были мудрые, а пять неразумные девственницы со светильниками. Церковь наша в своих прекрасных песнопениях дает нам совет: "да научимся возносить мысленные светильницы душ наших якоже те благоразумные девы. Почему же; Дабы светосиянным светом наших светильников и песньми духовными, дать ответ безсмертному жениху душ наших, то есть Владыке нашему Иисусу Христу, Который же приидет при скончании мира, дабы внити нашими бодренными душами в небесный чертог нескончаемого блаженства и царствия ".
3. В Великую Среду: "божественные Отцы положили творить память жены — блудницы, которая возлила на Господа миро, что произошло незадолго до спасительных Его Страстей". Кто не восплачет, если вспомнит, что в то время как мы все согрешаем (и очень часто намного глубже нежели жена-блудница) , и в тоже время мы не следуем ее примеру, дабы слезами покаяния разодрать рукописание наших многочисленных грехов.
http://www.youtube.com/watch?v=o259EH-XOZw&feature=related (стихира инокини Кассии) (СТИХИРА ИНОКИНИ КАССИИ)
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источницы слез, иже облаками Производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, Приклонивый Небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто исследит? Душеспасче, Спасе мой! Да мя Твою рабу не презреши, иже безмерную имеяй милость
.
4. В Великий Четверг "мы празднуем Священное умовение, Тайную Вечерю, молитвы и предательство". Главный образ - символ вечной тьмы и потери совести, пример отпадения - это предательское лицо Иуды.
5. В Страстную Пятницу вспоминаем «и празднуем Святые и Ужасные Страсти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
http://www.youtube.com/watch?v=RwFYUJb03d0&feature=related (Панайотис Каварнос, ныне иеромонах Никодим)
http://www.youtube.com/watch?v=fEHoN7lbfes&feature=relmfu Днесь висит на древе:
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение
-
А в Великую Субботу "празднуем положение Богоносного тела во Гроб и сошествие во ад Господа и Спаса нашего Иисуса Христа".
Мы сказали, что за мучениями и Страданием при Распятии Христа православный христианин, и в особенности грек, который прошел столько страданий на протяжении всего своего исторического пути - одет в теплую одежду радости и скорби. Он страдает и терпит, но не от безудержной телесной боли. Духовная философия Креста, а в эти дни в особенности, должна быть нашим насущным хлебом, хлебом жизни. Вот как смотрят некоторые из святых Отцов на Крест и на таинство Распятия.
http://www.youtube.com/watch?v=PqV7TsLrmck&feature=related (стихира «Жизнь во гробе полагается» Петр Гайтанос)
Терновый венец показал то, что Господь снял проклятие, которое приняла на себя земля дабы на ней росли терние и волчцы, и что Христос уничтожил заботы и горести жизни.
"Совлекоша ризы Моя и облечеша Мя в ризу червлену, дабы совлечь ризы кожаные мертвости,в которые носил Адам после преступленияю Господь приял трость в десную1 руку как скипетр, чтобы умертвить древнего змия и дракона; взял трость, чтобы разорвать рукописание грехов наших. Приял трость, чтобы царски поставить подпись Своей красной кровью на разрешительной грамоте он грехов наших, как и царь подписывается красной киноварью».
На древе Он был распят, ради древа познания добра и зла. «Он вкусил желчь и уксус ради сладости вкушения запрещенного плода Он принял пригвождение гвозьми, чтобы пригвоздить грех. Он распростер Свои руки на Кресте, чтобы исцелить простертие рук Адама и Евы, когда они простерли их к запретному дереву, и для того, что соединить находящееся на расстоянии, ангелов и людей, небесное и земное. Он принял смерть, чтобы умертвить смерть. Он был положен в гроб, дабы мы более не возвращались на землю, как прежде...».2
«Померкли светила, чтобы сокрыть скорбь по Распятому. Камни распались, потому что пострадал камень жизни. Он взошел на верх Креста, чтобы претерпеть за падение Адама. И в завершении Он воскрес, ради нашего собственного воскресения!»
О! Счастливы и трижды блаженны те, которые оставили свои житейские попечения и теперь начали, с этого же часа, благословенное шествие подле идущего на Страдания Христа! «Приидем же и мы, пойдем вкупе с Ним и распятие претерпим и да приимем смерть за Него», "да не останемся вне жениха Христа".
Перевод «Православного Апологета» 2012г.
1т. е. правую
2Свт. Григорий Богослов