Таинство святой Четыредесятницы Великого Поста
Το Μυστήριο της Τεσσαρακοστής
Каждое время этого периода наши души, души православных христиан, испытывают очарование и обаяние благодаря той таинственной глубине, которая таится в священных смыслах Великой Четыредесятницы...
Но если мы желаем понять что такое Великая Четыредесятница, Великий Пост, то мы окажемся в некоем океане. Это период пощения, период множества трогательных и умилительных служб, период покаяния, благочестивого настроения, духовных подвигов, период обращения внутрь самого себя, собранности, обращения к Богу, отрешения от вещественного, сострадания и милосердия к страждущим братьям, это период духовной бдительности, самой горячей молитвы, шествия со Христом в Гефсиманский сад и на Голгофу, приготовления к великому празднику Пасхи. Это период сокрушения, боли и скорби о многочисленных наших грехах, но и период радости о безграничной милости Господа.
Период, имеющий множество смыслов. Поэтому было бы нам вернее всего взирать на Великую Четыредесятницу как на Таинство!
Прежде всего, это таинство имеет свое собственное имя: Четяредесятница! То есть от дня Чистого Понедельника и до Пятницы перед неделей Вайи (Входа Господня в Иерусалим) ровно 40 дней. Итак, почему же 40, а не 20, 30, 35 или 50 дней? Несомненно, что такое число дней неслучайно. И, если заметить, оно установлено в соответствии с отмеченными случаями в Священном Писании: пророк Моисей 40 дней пребывал в посте на г. Синай, 40 дней странствовал постясь пророк Илия, но главным образом необходимо указать на те 40 дней, в которые постился Господь в пустыне, после чего он подвергся тройному искушению от дьявола, и Он отразил их. Соответственно и мы, верующие люди, призываемся к 40-дневному посту и битве с демоническими искушениями для того, чтобы укрепленные божественной благодатью мы смогли бы сокрушить сатану.
40 дней также рассматриваются как своего рода некое приношение Господу одной десятой части дней в году, точно также как евреи обязаны были приносить в Иерусалимский храм одну десятую от своего урожая.
Конечно, мистический смыл числа 4 весьма широк и глубок. 40 дней и ночей длился потоп, 40 лет по пустыне странствовали евреи, 400 лет они находились в рабстве в Египте и многое другое.
Итак почему же?
Один из древнейших толкователей и герменевтов Священного Писания Ориген говорит, что это происходит потому, что в Священном Писании число 4 имеет символическое значение и указывает на вещественность, злострадание, мучение, на земные наказания человека: «Число 4 вещественно и в сущности есть телесное злострадание».
Теперь же число дней Великой Четыредесятницы Поста является Таинством и самой сердцевиной Поста. В своей глубине оно заключает таинство обновления и возрождение человека, таинство нашего спасения и обожения.
Поэтому центральное место в нем занимает дух духовного бодрствования. В самих ежедневных богослужебных последованиях каждый аз слышатся слова Господа, слова побуждения: «Сего ради и вы будите готови: яко въ онь же часъ не мните, Сынъ Человеческiй приидетъ» (Мф. 24, 44), то есть будьте всегда готовы. Потому что Господь придет в тот час, в который вы не ожидаете, и Он возьмет вас из этой жизни.
В равной мере центральное место в Таинстве Поста занимает и мысль о верной ориентации нашей жизни. Великая Четыредесятница дает нам верное направление. Она нам в качестве непосредственной цели указывает на таинство нашего спасения, на Голгофу и на Воскресение.
Но она не останавливается на этом. Позади горы Голгофы и внутри пустого гроба Воскресения нам она указывает на вечное воскресение, Царство Божие, на наше высокое и завершающее предназначение. И нас к этому она призывает, чтобы мы на это ориентировали нашу жизнь. И это делается для того, чтобы мы «не остались вне чертога жениха Христа».
Великая Четыредесятница...Это таинство! Да, это Таинство любви, Таинство жизни и воскресения! Господь нас одаривает для того, чтобы мы всеми забытые вновь оказались в стране лотофагов, чтобы мы обратились туда, где находится наше подлинное отечество, наш отеческий дом, дворец Отца нашего.
©Перевод «Православного Апологета», 2012г.
Журнал общества греческих богословов «Σωτήρ».
http://aktines.blogspot.com/2012/02/blog-post_3600.html#more