Собор Архангелов Михаила и Гавриила и прочих всех небесных сил бесплотных
Συναξη Αρχαγγελων Μιχαηλ και Γαβριηλ καί τών λοιπών αγίων ασωμάτων καί ουρανίων ταγμάτων
Πρωτ. π. Γεωργίου Παπαβαρνάβα
8/21 ноября ноября
Протопресвитер отец Георгий Папаварнава
В Синаксаре 8 ноября мы читаем: "восьмого числа этого месяца, Собор архистратига Михаила и Гавриила и других святых небесных сил бесплотных." Это означает, что на 8 ноября каждый год, как это установлено Церковью, верующие совершают праздник «всех вместе (небесных сил) и творит им песнопения». Итак, мы собрались, чтобы честь Архангелов Михаила и Гавриила и всех ангелов, которых, согласно пророку Даниилу, "тысячи тысяч, мириады мириад", то есть бесчисленное множество.
О существовании и деятельности Ангелов мы уже писали в прежней статье, когда касались жизни и деятельности свт. Григория Диалога, папы Римского. Здесь же мне хотел бы подчеркнуть главным образом истину о существовании и деле нашего Ангела-хранителя.
Во-первых, Ангелы суть служебные духи и своем служении они посылаются ради будущего наследия спасения (Евр., 1, 14). Их поставил Бог "каждому народу и нации, наставников и водителей к их благу" (Лев. 32, 8). Созданы прежде видимого мира и человека.
Архангелы Михаил и Гавриил служат делу божественного домостроительства для спасения людей, а в Священном писании говорится о них, что они являются конкретным лицам, например для того, чтобы донести до них какую-то весть. Как, например, архангел Михаил, в судье Гедеону из Ветхого Завета, архангела Гавриила Деве Марии и священнику Захарии, отцу Иоанна Крестителя, и т.д.
Бог посылает ангела при совершении крещения каждому верующему, чтобы его охранять, чтобы ему напоминать о Божьей воле и наблюдать за его грехами, например чтобы вести к покаянию. То есть, чтобы ему оказать помощь вновь вернуться на путь, который ведёт к общению с Богом, с которого он свернул. Это создаёт радость, потому что покаяние связано с вечностью Божественной жизни, и почему на небе совершается великий праздник, когда кто-то искренне кается (Лк. 15, 7). Прп. Иоанн Синайский, автор книги "Лествица" в своём слове о рассуждении, говоря о совести, подчёркивает, что "совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя, данного нам при крещении".1 А потом говорит, что "По этой причине мы видим, что не просвещённые крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные, но как-то неясно (слегка)».2
Правда о присутствии и деле Ангела-хранителя в жизни верующих сообщается в Священном Писании, в творениях Святых Отцов, которые являются непогрешимыми толкователями Священного Писания, а также о них говорится в житиях Святых. В двенадцатой главе "Деяний Апостолов", Евангелист Лука рассказывает о чудесном спасении апостола Петра, который был Иродом заключён в темницу после мученического кончины святого апостола Иакова. Апостол Петр в темнице был закован двумя цепями, и внезапно перед ним явился Ангел Господень, который его высвободил из его уз и вывел его из темницы. Потом, когда он вышел и понял, что он видит не видение, но всё что он видел, произошло с ним наяву, тогда он пошёл в дом матери евангелиста Марка, где собралось множество верующих, которые молились о его спасении. Апостол Петр постучал в ворота и ждал, когда их отворят. Но горничная, которую звали Рода, когда она услышал голос Петра от радости не открыла воро́т, но побежала сообщить о радостном событии находящимся в доме. Те же, когда услышали, как она говорит, что в ворота постучал апостол Петр, ей сказали, в своём ли она уме! Однако потом, когда она настаивала на своём, все вместе сказали, что это Ангел-хранитель апостола: «это Ангел его». (Деян. 12, 1-16).
Из вышесказанного становится очевидным тот факт, что первые христиане имели личный опыт в доказательство существования их ангелов-хранителей, славя их присутствие и защиту. Однако тоже самое случается и сегодня со Святыми, как впрочем и в иные исторические времена, а также и с теми, которые ведут подвиг за достижение своей личной святости. Они чувствуют присутствие Ангела-хранителя, а другие, также соответственно их внутренней чистоте, их видят и разговаривают с ними. Конечно, внутренняя чистота не достигается автоматически, магическим образом, но требует подвига, молитвы и участия в Таинствах. Когда кто-то по милости Божией и его личному подвигу будет господствовать над своими страстями, тогда просвещается ум, который есть очи души, и видит того, что не сможет увидеть телесными глазами. Так, он видит славу Божию, Святых, Ангелов, а также и своего Ангела-хранителя, которого он всегда ощущал рядом с собой, что он защищает его.
В книге "Великий Орологий»3, которая используется для совершения богослужебных последований, есть один замечательный канон Ангелу-хранителю, который мы можем читать или петь. Также в конце последования «малого повечерия» есть молитва, которая обращена к нашему Ангелу-хранителю. Когда мы её читаем каждый вечер, вместе с «малым повечерием», то мы смогли бы ощутить, сообразно степени наших возможностей и сил, его присутствие и его любовь, поскольку мы призываем его помощь на каждый день.
Далее мы приведём часть из этой молитвы в свободном изложении: «...Святый Ангеле Божий, ты же хранителю и покровителю убогия моея души и тела, прости ми вся те согрешения, еже соделах во вся живота моего и причинив тебе скорбь, но и те грехи яже сотворих в сей день, и покрый мя в нощь сию и сохрани мя от всякого демонскаго воздействия... и молися за мя ко Господу да утвердит мя во страсе своем и достойна покажет мя раба своея благости. Аминь».4
Источник: Εκκλησιαστική παρέμβαση 2011.
© Перевод «Православного Апологета», 2011г.
1Лествица, Слово 26, О рассужднии помыслов и страстей..., 248 (по русскому изданию), примечания переводчика. По греческому изданию, Λόγος ΚΣΤ, Περί διακρίσεως, Γ, 55
2Там же
3Большой часослов, соответствует отчасти нашей следованной псалтири в 2-х частях
4Эта молитва в славянском последовании малого повечерия отсутствует.