Митрополит Волоколамский Иларион стал почётным доктором Санкт-Петербургской духовной академии
И
поздравления Православного Апологета
2 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Санкт-Петербурге по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию.
На встрече митрополита Илариона с членами Ученого совета, профессорами и учащимися Академии присутствовали архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий. Владыку Илариона сопровождали заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, исполнительный директор Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов.
Епископ Гатчинский Амвросий представил собравшимся митрополита Илариона, перечислив его ученые звания и степени. Он сообщил, что во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью Высокопреосвященного Илариона, митрополита Волоколамского, Ученый совет СПбПДА принял решение присвоить ему звание доктора Санкт-Петербургской духовной академии honoris causa.
Секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин огласил перед собравшимися curriculum vitae митрополита Волоколамского Илариона. После этого епископ Гатчинский Амвросий вручил владыке Илариону крест и диплом доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии, а также преподнес книгу с дарственной надписью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Затем митрополит Иларион выступил с докторской лекцией. Прежде всего, владыка поблагодарил Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии за оказанную высокую честь – присуждение степени доктора богословия.
«Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии десять лет своей жизни. Немало трудов по благоустроению академии приложил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), чей мемориальный кабинет поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе Церкви», – сказал митрополит Иларион. Он посвятил докторскую лекцию светлой памяти митрополита Никодима.
В своем выступлении, посвященном теме межправославного сотрудничества в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви, митрополит Иларион рассказал об истории предсоборного процесса и о том, чего следует ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится.
«С темой подготовки Святого и Великого Собора подчас связаны различные недоумения, а порой и прямые спекуляции в определенных кругах. Некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва Собора. Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация по различным аспектам, связанным с предсоборным процессом. Приводятся цитаты из высказываний святых отцов, прозвучавших некогда по другим поводам и произвольно вырванных из контекста. Те же приемы используются и в анонимных листовках, распространяемых порой в наших храмах, – в них перспектива созыва Собора рассматривается как нечто устрашающее. Иногда даже встречаются призывы вовсе отказаться от общения с другими Поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами», – отметил Владыка.
Он засвидетельствовал, что «подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их практикует, исторических фактов и церковной традиции».
Лектор заверил всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений Семи Вселенских Соборов: «Этот Собор не отменит постов, не введет женатый епископат, не разрешит второбрачие духовенства, не признает власть Римского папы над Православной Церковью, не подпишет унию с католиками – одним словом, не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые «защитники Православия», проявляющие ревность не по разуму. Если же что-либо противное духу и букве Семи Вселенских Соборов, противное многовековому Преданию Православной Церкви – упаси Бог – произойдет на этом Соборе, Русская Церковь его не признает и не примет, как это было с Ферраро-Флорентийским Собором 1441 года. Впрочем, я полагаю, что и другие Поместные Православные Церкви в таком случае не признают подобный Собор».
Митрополит Иларион выразил надежду на то, что если сегодня Поместные Церкви сумеют преодолеть внутренние разногласия и «единеми усты и единем сердцем» засвидетельствовать неотъемлемо присущее им единство, это будет важным и знаменательным событием. «Это, безусловно, укрепит межправославное взаимодействие, это поможет сформулировать и озвучить всеправославную позицию по целому ряду актуальных вопросов, это сделает Православную Церковь более консолидированной и способной отвечать на вызовы времени. Святой и Великий Собор Православной Церкви может стать подлинным Торжеством Православия – при условии, конечно, что на нем в духе подлинного братолюбия и взаимного уважения будут учтены убеждения, традиции и взгляды всех Поместных Православных Церквей», – сказал владыка Иларион.
http://hilarion.ru/2011/11/03/4004
От редакции «Православного Апологета»:
Наша редакция сердечно поздравляет многоуважаемого архипастыря, митрополита Волоколамского Иллариона с присвоением столь высокого звания honoris causa, которое является не только засвидетельствованием о признании заслуг Его Высокопреосвященства перед богословской наукой, но всегда будет обязывать сохранять необходимую для православного мышления святоотеческое смиренномудрие, уметь с любовью принять замечания и комментарии на допущенные в Его статьях и выступлениях промахи и недочеты, а не воспринимать их «в штыки», как это сделано в данной речи относительно критических публикаций относительно опасений хода подготовки Всеправославного Собора. Епископ — это святитель и архипастырь, он поставлен Богом на высоту величайшую, по словам свт. Григория Богослова, но и незавидную. И каждое Его слово может стать величайшим соблазном для всей Церкви. И этому не стоит удивляться, ведь таких примеров в Церкви было более чем предостаточно. И взгляды на одну и ту же проблему могут быть разные, и не допускать существование таких взглядов — не мыслимо для православного соборного этоса, сознания. В отличие от РПЦ, где наблюдается печальная тенденция стирания критического подхода к церковным проблемам, и усиление чисто советско-партийного подхода к их решениям, в Элладской Церкви сохраняется свобода дискуссии, и не навязываются грубые ярлыки тем, кто спокойно и обстоятельно критикует церковное священноначалие — это норма соборной жизни.
Касаясь же вопроса о каноническом статусе предстоящего Всеправославного Собора в случае данных высказываний Его Высокопреосвященства остается непонятным его канонический статус. Если он не мыслится как Вселенский, то решение вопросов «волнующих современность» канонически не требует никакого собора, вполне достаточно Совещания Предстоятелей Православных Церквей. Таков канонический строй Церкви. Тем не менее, как известно, именно в 10 предложенных вопросах для обсуждения и принятия решений на Всеправославном Соборе есть именно вопросы, которые касаются и канонического строя Православной Церкви, ее традиций: введение единого календаря для праздников и вопрос о посте в современном мире. Решать эти вопросы не может Всеправославный собор, он может только дать некоторые рекомендации. Тем более, что вопрос о календаре был решен и не раз также Всеправославными соборами в Константинополе в 16 столетии, и их авторитет и решения никто не может игнорировать и отменить.
Кроме того, мы все же хотели бы обратить внимание Его Высокопреосвященства на послание Священному Синоду Элладской Церкви Высокопреосвященного митрополита Пирейского кир Серафима, члена священного Синода и председателя Церковного суда Элладской Церкви, известного юриста, правоведа, канониста. В своем письме, которое было поддержано и митрополитом Иерофеем (Влахосом), Его Высокопреосвященство обратил внимание на то, чтобы со стороны Элладской Церкви было внесено предложение Всеправославному Собору признать в качестве VIII Вселенского собора — Великий Константинопольский собор 879-880г и в качестве IX Вселенского собора Константинопольский собор 1351г. И эти предложения были приняты на рассмотрение, а доклады по данным вопросам запланированы на ближайшие заседания Священного Синода. Нами на эту тему были даны комментарии и соответствующие материалы. И возникает вопрос — а почему бы и Русской Православной Церкви не выйти с такими же предложениями? Ведь поднимаемые вопросы видными иерархами и богословами Элладской Церкви вполне обоснованы и оправданы? И это наше мнение. А ведь епископ он призван быть выразителем голоса народа Божия?
И всё же мы ещё раз поздравляем Его Высокопреосвященство с высокой и почётной наградой, надеясь на то, что последующие труды владыки будут более глубокими и обстоятельными.
Ис полла ети Деспота!!! Εἱς πολλά ἔτη Δέσποτα!!! Многая лета Вашему Высокопреосвященству!