8/21. 09. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
(из святоотеческого наследия)
Прп. Иоанн Дамаскин, свт. Фотий, патриарх Константинопольский, свт. Андрей Кристский
Преп. Иоанн Дамаскин
Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы
Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники - когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину - проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося пм каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт.3:16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная! (Лк.1:18); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым так и Творец - Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославить разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.
Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, - именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Нем же вся состоятся (Кол.1:15.17). О блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностью. Чрез вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший- чистую Матерь, единую - достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространейшее! О земля, принесшая обилие хлеба животного, как Сам Христос сказал: аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребывает! (Ин.12:24). О сосцы, воздоившие кормилицу Питателя мира. О чудеса чудес! О явление всех удивительнейшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию. Что ж далее скажу? Мой ум выходить из себя самого: то страх, то удовольствие занимает душу; сердце волнуется, язык немеет. Изнемогаю от восторга; падаю пред величием чудес. Но сильное чувство сделало меня вдохновенным умолкни страсть! Удались страх! Взыграй цевница духа: да возвеселятся небеса и радуется земля! (Пс.95:11).
Ныне отверзаются бесплодные врата и являются божественные врата девические, из которых и чрез который - по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов - сый над всеми Бог, облеченный плотью, входит во вселенную (Рим.9:5. Евр.1:6). Ныне от корня Иессеева прозябл жезл, из которого произойдет Богоипостасный цвет для мира. Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле небо Тот, который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это небо несравненно того божественнее и удивительнее; потому что на нем воссияло Солнце правды - Тот, который на небе утвердил солнце. Два в Нем естества, хотя неистово вооружаются против этого Акефалы; едина ипостась, хотя разделяют ее Несториане. Вечный Свет от вечного Света прежде веков происходящий, невещественный и бестелесный, воплощается от Девы, и яко жених от чертога происходить - Бог, соделавшийся земно-родным. Он радуется, яко исполин тещи путь нашей жизни, поспешая чрез страдания к смерти, дабы связать крепкого, и сосуды, его расхитить (Мф.12:20), т.е. похитить наше естество и заблуждшую овцу привести на небесную пажить. Ныне тектонов сын вседетельное Слово Сотворшего Им всяческая, крепкая мышца Бога Вышнего, Духом как бы перстом Своим изощрив притуплённую секиру природы, соорудил себе одушевленную лестницу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог, образ которой видел Иаков, по которой Бог, сошедши неизменен, или лучше сказать преклонив Себя, явися на земли и с человеки поживе (Вар.3:38). Это сошествие означает произвольное уничижение, жительство на земле, сообщение познания о себе живущим на ней. Лестница духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: ибо Она родилась от земли; глава Ее касалась неба: ибо как всякой жены глава муж, а Сия не знала мужа, то глава Ее был Бог и Отец, Который осенив Ее Духом Святым, как бы божественное духовное семя, послал Сына Своего и Слово - всемогущую силу. Отец благоизволил, чтобы не чрез естественное сообщение, но от Духа Святого и Девы Марии сверхъестественным образом Слово соделалось плотью непреложно, и вселилось в нас; потому что сообщение Бога с человеками бывает посредством Духа Святого. Могий вместити да вместит: имеяй уши слышати да слышит. Удалим от себя понятия плотские. Божество бесстрастно, о человеки! Отец, бесстрастно родивший от начала по естеству, Того же Самого Сына опять бесстрастно раждает по строительству спасения людей, как свидетельствует и Богоотец Давид, говоря: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс.2:7). Слово днесь не может относиться к предвечному рождению, так как оно вне времени.
Ныне устроены святые врата со стороны востока, чрез который Христос внидет и изыдет, и врата сии будут заключены (Иез.44:1.2), в которых Христос есть дверь овцам. Ему имя Восток; чрез Него мы получили доступ к Отцу, источнику света. Ныне повеяли тихие ветры, предвестники всемирной радости. Да возвеселятся небеса - горе и да возрадуется земля - долу, и да восплещет всемирное море в веселии! В нем раждается раковина, которая, чрез вышнее божественное сияние, зачнет во чреве и родит драгоценнейшую жемчужину - Христа. Из Нее Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! Раждается Агница, чрез которую Пастырь соделается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! родилась Дева, которая - по словам Исаии - зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, т.е. с нами Бог. Знайте, Несториане, и покоряйтесь, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог придет и спасет нас. Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явись нам. Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись Анна, неплоды, не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая. Возрадуйся Иоаким: от дщери твоей Отроча родися нам Сын и дадеся нам; и нарицается имя Его Ангел великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да зажмет рукою уста свои! Отроча - Бог: как же не Богородица родившая Его? "Кто не исповедует святую Деву Богородицею, тот безбожник". Это - не мои слова, хотя я привожу их в моем слове: их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова.
О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву - единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению бестелесно Родившего, телесно произвести на свет один единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, которого особенное личное свойство есть раждаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство раждающее, соединение Божества и человечества, страсти и бесстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так воссоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению.
О чистейшая чета разумных горлиц - Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычицу Ангелов. О дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О лилия, среди изсохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось применение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левиина перешло в Давидово. О роза, от терний Иудейских процветшая и своим божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями, - уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою. Ныне начало спасения миру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесь и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте,-не бойтесь! ибо родилась нам Матерь Божия в святом дворе овчем, от которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грех мира. Взыграйте горы - существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания! Раждается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, - величие Ангелов и человеков, от которой без рук телесным образом благоизволил отсечься краеугольный камень - Христос, одна ипостась, соединяющая в себе различный естества -Божеское и человеческое, и созидающая Ангелов и человеков, язычников и плотского Израиля, в единого духовного Израиля: гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная; гора, юже благоволи Бог жити в ней; колесница Божия тмами тем, тысяча гобзующих (Пс.67:16-18) благодатью божественною, то есть, Херувимов и Серафимов; верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огнь, но светлое блистание всесвятого Духа. Там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом своим, а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей и дало само Себя нашему естеству действительнейшим врачевством спасения. Там манна, здесь услаждающий манну. Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного вещества всякого рода и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, - да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный от всюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это потому только важно было, что прообразовало скинию духовную, так как тень истинного первообраза. Ныне вседействующий Бог Слово, исшедший из лона Отча, составил новый свиток, написанный Духом - языком Божиим, как бы тростью. Он дан был человеку, знающему письмена, но этот не разумел его: т.е. Иосиф не познал ни Марии, ни силы самого таинства. О дщерь Иоакима и Анны священнейшая, укрытая от властей и сил и разженных стрел лукавого, жившая в чертоге Духа и соблюденная непорочною в невесту Божию и по естеству Матерь Бога! О дщерь священнейшая, еще в объятиях матерних покоющаяся, но страшная для сил отпадших! О дщерь священнейшая, млеком матерним питаемая и Ангелами окружаемая! О дщерь Боголюбезная, слава родителей! Тебя ублажат вси роди, как Сама Ты о Себе истинно сказала (Лк.1:48). О дщерь, достойная Бога, украшение естества человеческого и исправление праматери Евы! Твоим деторождением она восстала от падения. О дщерь всесвятая, украшение жен! Хотя Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую для змия орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, Сама искусила змия прельстителя и ввела в мир бессмертие. О дщерь приснодевственная, без мужа зачавшая, так как во чреве Тобою носимый имеет Отца вечного! О дщерь земнородная, в Богородительских объятиях носившая Создателя! Целые веки состязались, кому достанется слава Твоего рождения; но предопределенный совет Бога, Творца веков, победил эту борьбу веков, и последние сделались первыми, осчастливленные Твоим рождением. Поистине, Ты соделалась честнейшею всех тварей: от Тебя одной Творец занял часть - основание нашего естества; плоть Его из Твоей плоти, и кровь из Твоих кровей; млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божии. О непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих, предузнав достоинство Твое, возлюбил Тебя, - возлюбив предуставил и в последок времен исполнил предопределенное, соделав Тебя Богородицею, Материю и Питательницею Сына Своего и Слова. Справедливо говорят, что противное служить лекарством для противного; но нельзя сказать, чтобы из противного происходило противное, - хотя каждая вещь заключает в себе нечто как бы противное своему свойству, от преизбытка того, от чего она произошла. Например, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, крайне таким образом стал пагубен (Рим.7:3); так виновник всякого добра (Бог), как бы посредством противного, устроил то, что сделано для нашего спасения. Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). Если бы мы сохранили первое соединение с Богом, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшего; а ныне хотя, по причине греха, и недостойны сделались прежнего с Ним общения, не сохранив того, что получили; но по милосердию Божию помилованы и опять приняты в такое общение с Ним, которого никто не силен расторгнуть, так как принявший нас силен сохранить его неразрывными Было время, когда земля находилась в глубоком растлении и народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего - Того, который стяжал его Себе рукою крепкою и мышцею высокою, в знамениях и чудесах извел из дома рабства Фараонова, провел чрез Чермное море и руководство-вал его на пути в облаке днем и всю ночь во свете огня; когда Израиль обращался сердцем своим в Египет, и таким образом сделался народ Господень не народом Господним, помилованный - не помилованным, возлюбленный - не возлюбленным. Поэтому ныне раждается Дева, чуждая прародительского тления, обручается Самому Богу, раждает милосердие Божие; и не народ Божий становится народом Божиим, не помилованный получает милость, не возлюбленный делается возлюбленным, - потому что из Нее раждается Сын Божий возлюбленный, в котором все благоволение Божие.
Плодоносная лоза прозябла от Анны, и созрел сладчайший грозд, источающий сладкое питие земнородным в жизнь вечную. Иоаким и Анна посеяли себе в правду и пожали плод жизни; они зажгли для себя светильник ведения и взыскали Господа, - и явилось им прозябение правды. Веселись земля и сыны Сионовы возрадуйтесь о Господе Боге вашем! Пустыня процвела; бесплодная изнесла плод свой. Иоаким и Анна как умные горы, искапали сладость. Радуйся, блаженнейшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божия, - дщерь света, источник жизни, избавление жен от осуждения. Богатые из народа будут умолять сию дщерь (Пс.44:13), цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Эту дщерь Ты приведешь к Всецарю - Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканою одеждою и украшенную благодарю Духа, Слава Ее внутри. Всякой другой жены слава - муж, отвне приходящий; но слава Богоматери внутрь; это - плод Ее чрева. О вожделенная и преблаженная дщерь! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! О дева - дщерь царя Давида и Матерь Всецаря Бога! О Божественный одушевленный образ, на который Творец Бог благоволительно взирает; ибо у Ней ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к Единому достойному желания и любви; ненависть - только ко греху и виновнику оного. Ты будешь иметь жизнь лучшую жизни естественной, будешь иметь ее не для Себя только Самой, потому что Ты не для Себя Самой только рождена. Ты будешь жить для Бога, которого благодатью вступила в жизнь, чтобы послужить спасению всего мира, чтобы чрез Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении. Твое сердце насладится словом Божиим и напоится им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо, насажденное при истоках вод Духа, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Ее всегда устремлены к Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши, чрез которые вошло воплощающееся Слово, настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа; ноздри обоняют благоухание мастей Жениха, который есть Божественное миро, свободно изливающееся и помазующее человечество свое: ибо миро излиянное имя Твое, говорить св. Писание (Песн.1:2); уста восхваляют Господа и облобызают Его уста; язык и гортань рассуждают о слове Божием и изливают божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога; чрево, в котором обитал Невместимый, и сосцы, млеком питающие Бога-младенца Иисуса; дверь Божия приснодевственная; руки, носившие Бога, и колена - престол, превысили Херувимов, коими сильны были слабые руки и немощные колена; ноги, управляемый законом Божиим, как светильником света, и неуклонно ему последующие, пока приведут любимого к любящей. Вся - чертог Духа; вся - град Бога живого, который веселят устремления речная, т.е. струи благодати Святого Духа; вся - добра; вся - близ Бога: потому что восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.
О чудо выше всех чудес! Жена сделалась высшею Серафимов, потому что Бог явился малым чем умален пред Ангелами. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Богоблагодатная Дева, храм Бога святой, который построил и в котором вселился духовный Соломон - Начальник мира; храм, украшенный не золотом и камнями бездушными, но вместо золота сияющий Духом, вместо драгоценных камней имеющий многоценную жемчужину - Христа, угль Божества! Умоли Его коснуться устам нашим, чтобы мы, очистившись, воспели Его с Отцом и Святым Духом. Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, едино Божество в трех лицах! Свят Бог и Отец, благоволивши в Тебе и из Тебя совершиться таинству, прежде век предопределенному. Свят крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от бесплодной Матери, чтобы Самому, Единородному из Отца и Первородному всея твари, родиться также Единородным из Тебя, Девы Матери, и Первородным во многих братиях, подобно нам приобщившись из Тебя плоти и крови. Но Он произвел Тебя не из одного отца или одной матери для того, чтобы совершенная единородность была особенною принадлежностью одного единородного; ибо Он один есть Единородный из единого Отца и один Единородный из единой Матери. Свят бессмертный, всесвятой Дух, росою Божества Своего сохранивший Тебя невредимою от огня божественного - как прообразовала Моисеева купина.
Радуйся, овчая купель (Вифезда), священнейший храм Божией Матери! Радуйся, овчая купель, праотеческое жилище Царицы! Радуйся, овчая купель - древнее сборище овец Иоакимовых, а ныне Церковь небообразная словесного Христова стада, древле однажды в год принимавшая Ангела Божия, возмущавшего воду, и только одного больного возвращавшая от болезни к здравию, а ныне вмещающая целый сонм сил небесных, восхваляющих с нами Богоматерь, бездну чудес, источник всемирного врачевания. Она приняла не служебного Ангела, но Ангела великого совета, который сошел, как благодатный дождь на руно, без шума, и все страждущее, к истлению клонившееся, естество возвратил к здравию невредимому и жизни нестареемой. Силою Его лежавший в Тебе расслабленный человек вскочил как елень. Радуйся, честная овчая купель, да умножится благодать Твоя! Радуйся, Мария, сладчайшая дщерь Анны! (любовь опять влечет меня к Тебе). Какими словами изображу величественную Твою поступь, одежду, красоту лица Твоего, зрелый ум в младенческом теле? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь важная, спокойная, твердая; нрав степенный, не чуждый веселости, но неприступный для мужчин: свидетель тому страх, объявший Тебя при нечаянном приветствии Ангела. Тиха и покорна родителям. Мысль смиренная, но погруженная в высшие созерцания. Речь приятная, льющаяся из незлобивого сердца. Как же назвать Тебя, если не жилищем достойным Бога? Достойно ублажают Тебя все роды, как избранное украшение человечества. Ты слава священников, упование христиан, многоплодная отрасль девства: от Тебя повсюду развился цвет его. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Исповедующие Тебя Богородицею - благословенны, не исповедующие - прокляты!
О священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово в честь Рождества Богородицы. О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Прими слово от раба грешного, но исполненного пламенной любви и Тебя одну стяжавшего радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомненный залог спасения. Сними с меня тяжкое бремя грехов; рассей мрачное облако, облежащее ум мой; смягчи земную грубость во мне; останови искушения; управь счастливо жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир миру и всем православным жителям града сего совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей Твоих и всея Церкви. Буди, буди.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего - Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцом и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь.
Свт. Фотій, патр. Константинопольскій (†
Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы [1].
Всякій праздникъ и всякое торжество, по поводу коего радуется сонмъ верующихъ, прекращаетъ взаимныя несогласія и споры, соединяетъ людей разномыслящихъ и нарушившихъ разногласіемъ союзъ любви, содействуя водворенію единомыслія стройнымъ созвучіемъ песнопеній, — показываетъ, что все собравшіеся суть созданія одного и того же Господа и Творца, и, свидетельствуя единствомъ почитанія о равночестности твари, укрощаетъ и успокоиваетъ техъ, которые имеютъ гневъ другъ на друга, убеждая и поучая мыслить справедливо и человечно, видеть одну и ту же длань Творца и помнить объ одной и той же персти творенія. Для сего отчасти, представляется мне, и существуетъ приличествующій христіанамъ обычай совершать церковныя празднества, изъ коихъ одно служитъ воспоминаніемъ Рождества Христова, другое свидетельствуетъ о Крещеніи Христа, иное — о Его Преображеніи, иное о совершеніи Имъ чудесъ — исцеленіи бесноватыхъ, дарованіи зренія слепымъ, исцеленіи кровоточивой, укрепленіи хромыхъ и разслабленныхъ, воскрешеніи мертвыхъ, — иное напоминаетъ о распятіи Христа, а другое — о воскресеніи Его и обновленіи Своими делами и моего воскресенія. Но если всякое богоугодное празднество доставляетъ возможность пользоваться и общими дарами и сіяетъ какимъ-либо собственнымъ светомъ благодати, то гораздо бóльшія въ этомъ отношеніи преимущества имеетъ настоящее торжество, посвященное Рождеству Девы и Богоматери. Ибо, какъ корень и стволъ дерева мы считаемъ причиною плодовъ и цветовъ (хотя ради плода производится трудъ и бываетъ забота обо всемъ дереве), и ничто не можетъ вырости безъ корня, такъ и безъ празднества въ честь Девы не можетъ быть ни одного изъ другихъ торжествъ, соединенныхъ съ Ея именемъ и деяніями, настоящее же въ честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днемъ спасенія всего міра. Ибо ныне Дева Матерь раждается отъ неплодной Матери и соделывается жилищемъ для пребыванія Господа. Ныне разрешаются узы неплодства, и утверждаются ключи девства, ибо утроба нерождающая неожиданно принесла зрелый плодъ рожденія. Ныне Анна избавляется отъ позора неплодія, и вселенная пожинаетъ класы радости. Отецъ отроковицы именуется Іоакимомъ, и мы пріобретаемъ въ залогъ достоинство усыновленія. Ныне Дева исходитъ изъ неродившаго чрева и неплодіе получаетъ въ уделъ рожденіе, общество іудеевъ уменьшается, а чада Церкви умножаются, богоугодно притекая къ Жениху Христу. Дева раждается изъ утробы неплодной, тогда какъ рожденіе было бы чудеснымъ и въ томъ случае, еслибы ея родители имели и прежде детей. О, чудо! Когда минуло время посева, тогда наступило время снятія плода; когда погасъ огонь желанія, тогда возжегся светильникъ деторожденія. Молодость не принесла цветка, а старость даровала отрасль. Въ цвете силъ не было плода чрева, а въ утробе отцветшей оказался всегда девственный плодъ. Но ты, человекъ, недоумеваешь, какимъ образомъ неплодная родила, и по этому поводу пустословишь. Но кто ты? Ты не можешь принадлежать къ числу верныхъ и достойныхъ чуда, ибо верующій не будетъ смущаться темъ, чтó относится къ области веры. Ты іудей? Но какъ же ты забылъ о Сарре? Разве она не въ старости и не после неплодства имела сына Исаака? Прими также во вниманіе, что Адамъ былъ созданъ изъ земли и явился безъ рожденія, а Ева была создана отъ ребра Адамова: здесь проявилась божественная благодать, которая всегда господствуетъ надъ естествомъ, равнымъ образомъ и въ рожденіи Девы Маріи выразилась божественная сила и власть. Посему, оставивъ техъ, которые пустословятъ по поводу рожденія отъ неплодной, продолжимъ то, что уже начали.
Древле — человеческое естество было порабощено силою прародительскихъ греховъ, а ныне дщерь отрасли прародителей даруетъ могущественныя средства для избавленія отъ власти и рабства ихъ покорителю. Посему Адамъ и Ева, очистившись отъ древнихъ оныхъ сквернъ греха и освободившись отъ печали и отчаянія, ныне первее всего свободно и съ радостнымъ видомъ приветствуютъ торжество въ честь Девы, темъ более, что они служатъ и главными ея родоначальниками. Ибо отъ нихъ именно семя греха распространилось во всемъ человеческомъ роде, и они, когда оное исторгнуто съ корнемъ, справедливо должны начинать радость и призывать всехъ родившихся отъ нихъ для участія въ торжестве; отъ нихъ, впервые согрешившихъ, язва греха разлилась во всехъ, все нуждаются въ одинаковомъ врачевстве, а ныне рожденіемъ Девы положено основаніе спасенія всего міра, посему и надлежитъ устроить общечеловеческое торжество и въ песнопеніяхъ возгласить благодаренія всехъ людей и всего міра: всемірное спасеніе вызываетъ и соответствующее благодареніе. Итакъ, вознесемъ благодарственныя песнопенія за то, что Адамъ возсоздается, Ева вместе съ нимъ обновляется, осужденіе снимается, и наше естество, избавившись отъ смерти за грехъ и совлекши тленный свой видъ, преооразовывается по древнему достоинству Господня образа. Воспоемъ благодарственныя песни и составимъ всенародпые хоры, потому что Дева, родившись изъ утробы не рождающей, освятила естество неплодное и привила его къ плодородію добродетелей. Утверждается лествица, поднимающаяся до небесъ, и земное естество, переступивши свои пределы, поселяется въ небесныхъ обителяхъ. Престолъ Господень укрепляется на земле, все земное освящается и чиноначалія небесъ сожительствуютъ съ нами, а лукавый оный, обманувшій насъ въ начале и бывшій главнымъ виновникомъ козней противъ насъ, лишается силы во всехъ коварныхъ делахъ своихъ и ухищреніяхъ противъ насъ. Но кто окажется въ состояніи раскрыть эти чудесныя явленія? Какое слово въ состояніи выразить то, чтó превосходитъ его силу! Какой умъ не смутится, сопоставивъ свою способность разуменія съ величіемъ сихъ делъ?
Въ начале Богъ, побуждаемый неизреченнымъ богатствомъ человеколюбія, создалъ человека, даровавъ ему образъ и подобіе Творца, т.-е. далъ ему благородство тела и души. Онъ насадилъ на востоке рай, место пріятное и прекрасное, украсилъ его не увядающими цветами луговъ и наполнилъ зрелыми и разнообразными плодами растеній; среди рая протекали реки и, орошая чистою своею водою поверхность равнины, создавали некоторую естественную красоту сего места. Здесь Господь поселилъ прекрасное Свое твореніе, сделалъ его господиномъ всего и повелелъ ему изобильно пользоваться всеми благами. Потомъ привелъ къ Адаму жену, создавши ее изъ его ребра, дабы она считала своимъ главою того, отъ кого она была взята, и, взирая на него, считала себя обязанной ему, и дабы союзомъ естества водворить въ нихъ и союзъ единомыслія. Но, даровавъ человеку наслаждаться и пользоваться въ раю всемъ, Господь, поелику надлежало и воспитывать какой-либо заповедію того, кому была вверена такая великая и разнообразная власть, даетъ ему и законъ, по которому и не трудно было жить и который не легко было всецело сохранить; за это человекъ долженъ былъ получить или награду, или наказаніе. Указавъ на одно изъ цветущихъ своею красотою деревьевъ, Богъ далъ заповедь, запрещающую вкушать плоды только отъ одного этого древа. Но лукавый оный зверь и главный виновникъ зла, коего называютъ діаволомъ, обратившій свой взоръ на человека съ самаго его созданія, воспользовался, какъ орудіемъ, другимъ животнымъ — зміемъ, вступилъ съ женою въ льстивую и усладительную беседу и, изливъ обильную хулу на Законоположника, убеждаетъ жену, а чрезъ нее и мужа пренебречь заповедью, вкусить отъ того древа, отъ коего заповедано было не вкушать, и они, вместе съ темъ какъ преступили повеленіе, лишились и всехъ даровъ: къ сему и стремился клеветникъ и все его злокозненное деяніе было направлено къ этому. Отсюда, грехъ отъ прародителей перешелъ на потомковъ, и клеветникъ этимъ путемъ покорилъ себе весь человеческій родъ. Что-же Творецъ и Промыслитель? Разве Онъ презрелъ въ конецъ Свое твореніе, впавшее въ несчастіе, погибающее въ своемъ блужданіи и постоянно работающее страстямъ? Нетъ! Ибо Тотъ, Кто съ любовью создалъ человека, могъ снести его обольщеніе и похищеніе? Посему Божественная Троица единымъ решеніемъ Своей воли постановила возсозданіе сокрушеннаго творенія, и Ей (по человеческому сужденію) угодно было найти человека одинаковой съ нами природы, который имелъ бы правильное соблюденіе законоположенія, чтобы при посредстве его былъ побежденъ тотъ, кто злоумышлялъ противъ насъ, и мы законною борьбою и победою избавились отъ виновника греха. Итакъ, Единому изъ Троицы надлежало придти къ людямъ, дабы и возсозданіе принадлежало Тому, Кто былъ Творцемъ. Надлежало явиться на землю Сыну Божію, Тому, Кто отъ века былъ таковымъ и прославлялся. Придти же къ сынамъ человеческимъ невозможно было безъ воплощенія, воплощеніе же есть путь къ рожденію, а рожденіе есть последствіе чревоношенія матери. Надлежало приготовить на земле матерь Творца для возсозданія падшаго и притомъ деву, дабы, какъ первый человекъ былъ созданъ изъ девственной земли, такъ и возсозданіе его должно совершиться черезъ деву, и дабы рожденіе Создавшаго было безсеменное: ведь пленникомъ желанія былъ тотъ, для освобожденія котораго Господь принялъ рожденіе.
Но какая жена достойна быть участницею сего таинства? Какая достойна сделаться матерью Бога и даровать плоть Тому, Кто изобильно владеетъ всемъ? Кто же можетъ быть достойнее Той, Которая ныне чудесно произросла отъ безплоднаго корня Іоакима и Анны, рождество Коей мы торжественно празднуемъ, такъ какъ оно является чудеснымъ предвареніемъ величайшаго таинства, т.-е. рождества Слова во плоти, и ради Коей устроено нынешнее всенародное и божественное празднество? Ибо должно было предопределить Матерію Создателя Ту, Которая отъ самаго рожденія Своего сохранила тело чистое, душу непорочную и помыслы праведные. Надлежало, чтобы Та, Которая съ детства была приведена въ храмъ и шествовала святыми путями, явилась истиннымъ одушевленнымъ храмомъ Даровавшаго ей жизнь. Надлежало, чтобы Родившаяся чудеснымъ образомъ отъ утробы не раждавшей и снявшая поношеніе родителей воззвала погибель праотцевъ, ибо сія отрасль имела избавить человеческій родъ отъ прародительскаго греха, безмужно родивши Спасителя міра и даровавъ ему плоть. Надлежало, чтобы Она, украсившись всею красотою души, явилась избранною невестою, достойною небеснаго Жениха, и чтобы, блистая различными видами добродетелей, какъ звездами, и нося Солнце правды, Она въ такомъ виде была познана всеми верными и послужила одеяніемъ Царя всехъ. О, чудо! Того, Котораго вся тварь не вмещаетъ, не тесно вмещаетъ въ себе девственная утроба; на Кого не смеютъ взирать херувимы, Того бренными руками носитъ Дева. Изъ утробы неплодной и нераждавшей исходитъ гора святая, отъ коей нерукосечно отсекся краеугольный многоценный камень, Христосъ Богъ нашъ, Который Своею властію сокрушилъ державу демоновъ и царство ада. На земле изготовляется одушевленный и небесный сосудъ, въ которомъ Творецъ попалилъ божественнымъ огнемъ начатки нашего смешенія и истребилъ посевъ плевелъ, приготовивъ Себе такимъ образомъ чистое брашно.
Но зачемъ переплывать все море даровъ и благихъ деяній Девы, можетъ сказать кто-либо изъ слушателей, который, подъ вліяніемъ страха и любви, страшится и радуется, спокойно слушаетъ и волнуется, опять молчитъ и говоритъ, смиряется и возносится? Я же, руководясь более любовью, чемъ страхомъ, съ удовольствіемъ продолжилъ бы предъ вами свою речь, темъ более, что вы со всею готовностію слушаете и все вниманіе свое сосредоточили на прославленіи Приснодевы, но я не посвященъ во все таинства Девы; къ тому же время призываетъ къ другому почетному делу Девы, — къ совершенію таинственной и безкровной жертвы, ибо воспоминаніе добровольныхъ страданій Сына есть честь Матери, къ сему намъ и время приступить. Но Ты, Дево и Матерь Слова, мой покровъ и прибежище, чудесно родившаяся отъ неплодной, еще более чудесно возрастившая намъ Начальника жизни, молящаяся за насъ и предстательствующая предъ Твоимъ Сыномъ и нашимъ Богомъ, соделай прославляющихъ Тебя чистыми отъ всякой скверны и греха и достойными небеснаго чертога, яви ихъ въ вечной жизни сіяющими тройнымъ светомъ Пресущественной Троицы и наслаждающимися дивнымъ и неизреченнымъ Ея созерцаніемъ, во Христе Іисусе Господе нашемъ, Которому слава и держава, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.
Примечаніе:
[1] Настоящее слово знаменитаго витіи греко-восточной церкви было первоначально издано Комбефизомъ (Auctarium Novissimum, p. 1583-1604), потомъ Минемъ (Patrol. graeca, t. CII, col. 548-561), а въ недавнее время проживающимъ въ Россіи греческимъ ученымъ А. И. Пападопуло-Керамевсомъ въ его труде: Φωτίου τοῦ ἁγιωτάτου ἀρχιεπισϰόπου Κονσταντινουπόλεως τὸ περὶ τοῦ τάϕου, τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ ὑπομνημάτιον ϰαὶ ἄλλα τινὰ πονηματια τοῦ αὐτοῦ («Православный Палестинскій Сборникъ», выпускъ XXXI). С.-Петербургъ,
Источникъ: Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. Святейшаго Фотія, архіепископа Константинопольскаго. // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшемъ Правительствующемъ Сеноде. Еженедельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. — СПб.: Сенодальная Типографія, 1899. — С. 1431-1436.
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Нынешний праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть материю Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти.
Да веселится же ныне вся тварь, да торжествует вся природа. Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду (Ис.45,8), да искапают горы сладость (Ам.9,13), да отрыгнут холми веселие, яко помилова Бог люди своя (Ис.49,13), и воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока своего (Лк.1,69) — пренепорочную и непричастную мужу Деву, из которой родился Христос, чаяние и спасение языков. Да ликует ныне всякая благодарная душа и воззовет всю тварь на свое обновление и воссоздание. Ныне Создателю всего устроился созданный храм, и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша восприемлет начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу — Марию, в которой новый Адам бессеменно делается хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне отверзается великое недро девства и церковь, по образу брачной, украшается чистым бисером истинной непорочности. Ныне сыны человеческие приемлют первобытный дар образа и подобия Божия: благолепие красоты, помраченное безобразием греха, возвращается человеку чрез союз природы человеческой с рожденною Материю красною добротою (Пс.44,3), — и человек приемлет прежний богосозданный и богоподобный вид. Ныне неплодная, сверх ожидания, становится материю и родив Родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне, по пророчеству, отрасль Давидова произросла из прозябшего жезла Ааронова, дабы возрастить нам жезл силы Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая собою царское и священническое достоинство Того, Кто принял на Себя священство Аарона по чину Мельхиседекову (Евр.7,15). Ныне благодать возвысила в достоинстве таинственный ефод Божественного священства, соделав оный из ткани царственного семени. Кратко сказать, ныне начинается восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго божественного творения.
Человек первоначально создан был совершенным: но природа его утратила прирожденное ей достоинство, лишившись благодати чрез грех преслушания. За это мы и были изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, как родовое наследие, а с нею смерть и растление рода нашего. Все возлюбили землю и стали предпочитать ее небу, так что не оставалось никакой надежды на спасение, кроме высшей помощи. Ни естественный, ни писанный закон, ни пламенные вещания пророков не сильны были уврачевать болезнь. Никто не знал, как исправить природу человеческую, и посредством чего удобнее было бы возвести ее к первому совершенству, доколе Творец не благоволил как бы снова создать стройный и прекрасный мир, уничтожить издревле вторгшуюся силу греха, породившего смерть, и даровать нам дивную, свободную и совершенно бесстрастную жизнь, чрез воссоздание наше в крещении божественного рождения. Но как сообщилось бы нам это великое и преславное благо, столь сообразное с законами Божественными, если бы Бог не явился нам во плоти, не подвергся законам природы и не благоволил вселиться и пожить с нами ведомым Ему образом. А как все это могло бы придти в исполнение, если бы прежде не послужила таинству чистая и непорочная Дева, которая вместила бы во утробе своей невместимого, по закону превышающему все законы естества? И могла ли послужить для сего таинства какая-либо другая дева, кроме той единой, которая прежде всех родов избрана была Творцем природы? Эта Дева есть Богородица Мария, Богопрославленная, из утробы коей изшел с плотию Пребожественный, и которую Сам Он устроил чудным для Себя храмом. Она зачала бессеменно и родила неистленно, потому что Сын ее был Бог, хотя и родился плотски, без смешения и болезней. Эта Матерь, поистине, не познала болезней рождения, свойственных рождающим и дивно питала млеком Сына, рожденного без мужа. Дева, родив бессеменно зачатого, пребыла непорочною девою. Посему непреложно эта Дева именуется Богородицею: девство Ее чтится и рождение ублажается. Бог, соединясь с человеками и являясь во плоти, дарует Матери Деве собственную Свою славу. Женское естество вдруг освобождается от первой клятвы, и как первое ввело грех, так первое же начинает спасение.
Кто же эта Дева и от каких родителей произошла? Скажем об этом кратко, воспомянув, по возможности, то, что повествуется о ней. Мария, слава всех, родилась от племени Давидова, а от семени Иоакима: Она происходила от Евы, а была чадом Анны. Иоаким был муж благочестивый, воспитанный в законе Божием, живя целомудренно и ходя пред Богом, он, впрочем, состарился бездетным. Равно и Анна была жена боголюбивая, жившая с мужем своим во всякой чистоте, но она оставалась бесплодною. Признавая первым и единственным долгом своим чтить заповеди Господни, Анна, однако же, ежедневно уязвлялась жалом бесчадства, печалилась и скорбела, нося поношение бесчадства. Так Иоаким и Анна сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, — оба подражая услышанной некогда молитве Анны (1Цар.1,10), не отходили от храма, усердно прося Бога, дабы Он даровал плод бесчадным. И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого. Действительно, Податель даров не презрел дара упования. Неумедляющая сила скоро предстала на помощь к изливавшим умиленные и горькие слезы пред Богом и состарившуюся чету соделала способною к произращению плода. Таким образом, от неплодных и иссохших родителей, как бы от орошенных дерев, произрос для нас преславный плод — пренепорочная Дева. Узы неплодства разрешились: молитва сверх ожидания оказалась плодоносною, бесчадная родила чадо, бездетная соделалась счастливейшею материю. Поелику же произрастившая из утробы своей клас нетления произошла от неплодной матери, то родители в первом цвете Ее возраста привели Ее во храм и посвятили Богу. Совершавший тогда чреду служения священник, узрев лик дев, предшествовавших и последовавших Деве, возрадовался и возвеселился, видя как бы действительное исполнение Божественных обетований. Он посвятил сию Деву Богу, как честный дар, как некую благоприятнейшую жертву, и, как великую сокровищницу спасения, укрыл Ее в самых внутренних частях храма. Здесь Отроковица ходила в оправданиях Господних, как в брачных чертогах, питаясь небесною пищею до времени обручения, которое было предопределено прежде всех веков Тем, Кто, по неизреченному милосердию, родился из Нея, и Тем, Кто прежде времени и пространства божественно родил Его, и вместе соестественным сопрестольным и спокланяемым Духом Его, а это и есть едино Божество нераздельное и неизменное и ни в чем не различное, кроме личных свойств. Итак, родившееся от Девы научило нас веровать во Святую Троицу: безначальное Слово — Сын устроил в Деве Свое воплощение, родивший Отец благоволил сие воплощение от Отроковицы, Дух Святый осенил и освятил утробу непостижимо заченшей.
Люди Божии, собрание священное! Почтим память богоотцев, возвеличим силу таинства. Каждый из нас, по данной ему благодати, да принесет достойный дар настоящему торжеству. Родители — благочадие, неплодные — неплодство греха. Если кто из вас отец, пусть подражает отцу Пресвятой Девы. Мать, питающая чад своих, пусть радуется вместе с Анною, воспитавшею чадо, дарованное ей по молитве. Лишенная благословенного плода, пусть приходит с верою к отрасли прозябшей от Анны, и ветвь неплодия оплодотворится. Дева, непорочно живущая, пусть будет материю слова, украшая словом благолепие души. Вкупе богат и убог, юноши и девы, старцы с юношами (Пс.48,3, 148,12), да торжествуем в честь Отроковицы Матери Христа Бога. Поспешим за текущими девами, внидем во святые святых. Там зреет благоуханнейший цвет, там Бог уготовал чертог для Отроковицы. Посему-то девы — ближние Ее ликовствуют, предустрояя будущее: посему-то дщери Сионовы идут за Нею, как за царицею. Храм отверз священные врата, дабы восприять всецарственную славу, святое святых открылось, дабы заключить в свои недоступные недра Пресвятую Матерь Всесвятого. Там уготована для Девы пища чудная, небесные яства предлагает Ей Тот, Кто сам вскоре имел питаться млеком Ея. Питателем Отроковицы был Дух Святый до того времени, когда потомок Давида — Иосиф обручил себе Дщерь Давидову, и Она восприяла глас Гавриила вместо семени, после чего быв непричастна браку, явилась имущею во чреве и родила Сына, не потеряв девства, поелику Родившийся от Нее сохранил и по рождении невредимыми знамения девства. Он есть Христос Иисус, истинный Бог. Ему слава честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.