Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 Успение Божией Матери

профессор Фессалоникского университета Стергиос Саккос

Η ΚΟΙΜΗΣΙΣ ΤΗΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

Τοῦ κ. Στεργίου Σάκκου, Ὁμοτ. Καθηγητοῦ Α.Π.Θ


Икона Успения и Вознесения Божией Матери  

Ни одна из личностей в нашей истории, в истории человечества, не являет в себе столько плодов искупительного подвига, совершённого Христом, и освящения, сколько наша Богородица. В Её чертах мы видим некий отпечаток того, как человек соединяется с Богочеловеком и становится человекобогом. Мы узнаём древнюю красоту (древнюю доброту — в славянском переводе богослужебных последований), к которой нас возносит крестная жертва, а также новое творение, к которому относится слава Воскресения. Поскольку Пресвятая Дева была не только Богоматерью, но была облагодатствованной, то она была не просто Матерью Божией, но была и ученицей Её Сына.

Итак, совершенно справедливо Дева Мария считается символом и первым плодом нового творения, возрождённого человечества, представителем обо́женного человека и представителем Церкви. Многочисленные отрывки из Священного Писания используются Святыми Отцами и истолкователями, как пророчества, применимые как к Богоматери, та и к Церкви и к каждой верующей душе человека. В этом смысле понимается и 44 псалом о царице, которая предстае́т одесну́ю (по правую руку) Господа «в ри́зах позлаще́нных оде́яна приспещре́на» (стих 10), а также Суланамитянки Песни Песней. Также и жена Апокалипсиса, у которой платье — это солнца, а луна — это подножие, диадима-венец на Её главе состоит из ряда звёзд. Эта жена носит во чреве дитя и рождает Христа (Откр.12,1 и 5). Но это и душа каждого верующего, который восприе́млет с верой и приносит в мир Христа, возрождённого в нём самом. Это и Церковь, украшенная славой Апостолов и Святых, которая дарит человечеству Искупителя, а в более конкретном смысле — это Пресвятая Матерь нашего Господа.
В связи с этой особой ролью представительства Марии Девы и Её смерть, Её успение, которое мы празднуем 15 (28) августа, является для Церкви не просто праздником, в котором мы проявляем некое почтение к Богоматери, но это праздник, который хранится как проявление некой аналогии со смертью и воскресением Христа. Он озаряется подобной славой и благодатью. Как бы то ни было, смерть каждого святого христианина, который боролся за веру — возвещает смерть Господа и исповедует Его воскресение, потому что она совершается во имя этой жертвы и этой надежды. Но смерть Девы Марии, Которая родила Жизнь и Воскресение — воспринимается не просто как образ воскресения всех христиан, но преподаётся как пример победы над смертью, которая совершена была Христом. Поэтому гимнограф провозвещает: «Радуйся, воскресения светло провозвещающая!» 

следствия воскресения Христа были явлены не сразу, но смерть была  действительности упразднена и по существу. Она даже не называется смертью, но успением, и это имя было усвоено благочестивыми христианами событию успения Богоматери. Тело нашей Пречистой Девы уснуло в объятиях Её Сына, и Её душа молится за всех нас непосредственно у престола Сына. Переход Её из этой жизни в другую, истинную, не даёт нам повод для скорби, но является причиной радости и торжественного празднования. Наш народ торжественно празднует этот праздник и переживает небольшое озарение, воспевает хором и радуется как и в день Воскресения Христова. Происходит это потому, что на личность Богоматери каждый верующий взирает как на своего члена Церкви, а на Её успение смотрит как на свою кончину, смерть в руках Божиих, из которой он восстанет, как только протрубит труба воскресения, и вечно пребудет с Богом.
С этой точки зрения праздник Успения Богоматери является и исповеданием веры Церкви в «ча́яние воскресе́ния ме́ртвых», и проповедью, и утешительным учением, и надеждой для опечаленных, скорбящих о смерти своих любимых близких, пребывающих в отчаянии, для не имеющих надежды ни в нынешней жизни, ни в будущей. Успение Богоматери нас убеждает в том, что смерть — это пауза перед воскресением и предвозвестие о вечной славе для человека, который, конечно же, умирает во Христе. Празднуя Успение Пресвятой Девы, мы неким образом переживаем то, что нас непосредственно касается — воскресение Христа применительно к жизни и смерти человека, который очень возлюбил Господа, который познал Господа, который в невыразимом смирении послужил Ему в Пресвятой Преславной Владычицы нашей Богородице и приснодеве Марии.

Перевод «Православного Апологета», 2011 г.

 

Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 12/08/2011



Подписка на новости

Последние обновления

События