Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Международная конференция в Болгарии

Государственный Софийский Университет им Свт. Климента Охридского

26-30 апреля 2011г.

«Православное богословие и наука»


 

Богословие и наука

доклад Преосвященного митрополита Навпактского и св. ВласияИерофея

Διεθνές Συνέδριο στήν Βουλγαρία

«Ορθόδοξη Θεολογία καί Επιστήμες»

Εισήγηση στό Διεθνές Θεολογικό Συνέδριο στήν Σόφια τής Βουλγαρίας (βλ. σελ. 1, 9)

Θεολογία καί Επιστήμη

Я ощущаю к себе особенное почтение, потому что меня поставили в первый день конференции сделать главное обозрение вопроса о «Богословии и науке». Эта тема является векторной, по которой временами велись многочисленные дискуссии, но она всегда становилась актуальной, поскольку она порождала многочисленные новые проблемы.

С самого начала, прежде чем мне начать излагать и раскрывать данную тему, мне нужно отметить, что когда я использую слово богословие, то под ним я понимаю православное святоотеческое богословие, как оно хранится в Православной Церкви, а не в схоластическом и протестантском богословии, которое было развито на Западе. Раскрывая нашу тему я сжато обозначу некоторые пункты, которые считаю важными.

 

  1. Классическая метафизика и наука

Термин метафизика появился после издания трудов Аристотеля Андроником Родосским в 1 столетии до н.э. Известно, что Аристотель написал труд под названием Физика и некоторые другие труды, в которых  он исследует природные явления-феномены, то есть небо, рождение и тление, вопросы метеорологии и т. д. Также Аристотель написал и другую книгу с наименованием Первая философия, в которой он занимается ее онтологией. Издатель его трудов, которого мы назвали выше, поставил книгу Первая философия после книги Физика, отсюда она и названа Метафизика. Так, слово метафизика заявляет о науке там, где идет речь о высшем бытии, Боге.

Через термин метафизика понимается и учение Платона, который был предшественником Аристотеля. Платон утверждал мнение о том, что Бог есть высшая Сущность (τό ανώτατον Όν), в Котором существуют идеи, которые являются нерожденными, и на их основании был создан мир. Аристотель также изложил теорию о первом неподвижном движимом.

Следовательно, метафизика является той наукой, которая говорит о Боге, но и связывает самым тесным образом Бога с природой, поскольку все предметы, которые существуют в мире являются копированием нерожденных идей или движимыми высшим Сущим. Эту классическую метафизику усвоило схоластическое богословие, и ее мы встречаем в трудах Фомы Аквинского, который ведет речь о analogia entis. Это значит, что существует между Богом и тварными вещами некая аналогия. В более широком смысле это означает, что существует теснейшая связь между метафизикой и физикой, между Богом и миром. То, что происходит в мире - это является отблеском и отражением идей. Характерным является то, что Аристотель и в этом связывает философию с наукой.

Изучая западное богословие, как оно излагается в творении Фомы Аквинского «Сумма Богословия» (Summa Theologica), мы встречаемся с мнением, что творение мира является копированием божественной сущности для воипостазирования архетипов.

Эта связь между метафизикой и физикой, т. е. западным богословием и наукой, создала некий условный мировой идол и полагает его во все возникшие истолкования Бога, человека и мира. Но, согласно воззрениям эпохи возрождения и просвещения, когда получил развитие гуманизм, который утверждался на правильности логики и автономии человека, они изменили данность, они не могли принять существующую связь между метафизикой и наукой, они не могли принять того, что существующее в мире является отблеском идей Платона и они движутся от первого недвижимого движимого Аристотеля, отсюда разрушился и пал мировой идол метафизики.

Ученые, которые изучали мир, как земной, так и небесный, изучали их с помощью наблюдений и экспериментов. Так получил развитие позитивизм, который движется в направлении противоположном метафизике. В пределах этой мировоззренческой перспективы атеистический гуманизм обрушился на Бога Запада. Так был создан атеизм, который в действительности является отрицанием некоего фантастического Бога, поскольку Бог Платона и Аристотеля, а также и схоластического богословия, в действительности, является фантазией, не существующим. Следовательно суждение о том, что Бог умер имеет в виду Бога метафизики — классицизма и христианства — представление о Котором господствовало на Западе. Папские богословы католицизма хотели защитить Бога, Который был описан Фомой Аквинским, в результате чего они вводят в противовес науке, конечно же, насилие, что мы видим в действиях Священной Инквизиции.

2.      Православие как антиметафизика.

Отцы Церкви, а в данном случае я  в особенности имею в виду свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского и некоторых других, которые занимались этими вопросами особенно, как в принципе и свт. Григорий Палама — они не двигались в рамках классической и западной метафизики, но двигались в противоположном направлении. В действительности, православное богословие, как его выразили Отцы Церкви, является антиметафизическим. Я приведу несколько примеров, чтобы можно было бы это осознать.

Один из примеров имеет отношение к  analogia entis, как его раскрыл о. Иоанн Романидис. Как мы видели ранее, даже и западная христианская метафизика считает, что существует некая аналогия между миром, который мы видим и нерожденным миром идей, которые мы не видим. То есть весь мир является отображением божественных идей, и в этом смысле мы наблюдаем в мире гармонию. Однако Отцы Церкви неблагожелательно относились  к этой точке зрения и учили, следуя всему учению Церкви, что все тварное создано Богом из ничего, а не из нерожденных идей. Согласно Отцам Церкви не существует онтологической связи между божественными идеями и сотворенным. Мир пришел в бытие из ничего. Свт. Григорий в своих богословских словах убеждает своих слушателей: «оставьте идеи Платона».

Другим примером является продолжением предыдущего, и он относится к душе. Согласно классической метафизик, как она выражена Платоном, душа человека принадлежит нерожденному миру идей и после своего падения она заключена в тело, которая является темницей души. Поэтому душа имеет воспоминание  о мире идей, поэтому она желает  в него вернуться, сбросив с себя тело, и весь мистицим движется в этих рамках: платоников и неопатоников. Но Отцы Православной Церкви не принимают это мнение о душе, они утверждают, что душа неосведомленная, не знающая, то есть не принадлежит миру идей, но творима богом, Который ее привел в бытие из ничего, как и весь мир. Итак, в этой перспективе тело не является темницей души, душа же не должна возвратиться вновь в мир идей, согласно мистическому мышления, с помощью магии. Известно, что неоплатонизм тесно связан и  с магией, что мы видим и в жизни Плотина. Так православное богословие отрицает мистицизм платонизма и неоплатонизма.

Третий пример, который представляет собой продолжение предыдущих, имеет отношение к различию между тварным и нетварным. В то время как метафизика говорит о метафизике и физике, Отцы Церкви ведут речь о нетварном и тварном. И это имеет особое значение, потому что, как мы видели ранее в метафизик, природа является отражением природ, в то время как согласно Отцам Бог нетварен, а вся природа тварна. То есть она создана Богом и не является отражением идей. Очень важным является то, что не существует диалектического различения между теми, которые метафизика должна обнаруживать на некотором ином уровне более высоком, нежели физика-природа, но и нетварная энергия Бога пересекается с тварной энергией созданий.

Это и есть причина, по которой Отцы Церкви не пришли к противоречию с наукой, как это произошло на Западе, со священной Инквизицией. Очень хорошо было известно, что богословие говорит о нетварном Боге и создает условия для освящения вещей нетварной божественной благодатью, в то время как наука занимается изучением тварных предметов. Так со стороны православного богословия развитие положительных видов науки не создает  для нас проблему, потому что открытия и изобретения науки не расшатывают и связь человека с Богом, поскольку тварь не является отражением идей, чтобы Бог задевал и поражал всякое исследование. Для того чтобы нам этот вопрос я коснусь астрономии и современной генетики.

Древние греки метафизики верили, что небесные тела являются неизменными и устойчивыми и движутся неизменно циклично. Аристотель в своей книге Физика утверждает, что в природных явлениях существуют изменения, но не в небесных телах, которые в книге расположены после природы-физики. Характерным является то, что он считал, что небесные тела являются одушевленными, они являются низшими богами, которые находятся близ божества. Так космос является неподвижным. Однако современная астрономия, наблюдая звездное небо, видит, что в нем имеются изменения, и не могут считать небесные тела за богов, потому что человек имеет возможность послать на эти небесные тела и укомплектованные космические корабли, а человек даже ходит по луне.

Далее, современный человек обладает возможностью с помощью средств, которыми он располагает, изучать мир клетки и изучать все тайны, которые в нем существуют, поскольку он также обладает возможностью убедиться в том, что изменения, которые происходят в генетическом мире, ДНК человека. Поэтому и современная наука не может принять изучение всех элементов происходящих  от некоего метафизического мира идей, которые он отражает.

Это является причиной, почему мы говорим, что православное богословие, которое отвергает метафизику, не видит проблемы в развитии современной науки, разве только когда наука внедряется в нее пределы. Конечно, благодаря современным открытиям мы удивляемся божественной премудрости, Которая создала мир, «яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнишася земля твари твоея» (Пс. 103, 24).

Несомненно, проблема существует в отношении способа, с помощью которого используются научные открытия, потому что  существует вероятность со стороны некоторых из них создавать проблемы для человека и для мира, они способствуют насильственному использованию окружающей среды и главным образом  загрязняют и в конечном итоге приносят вред человеку. Но и в данном случае православное богословие устанавливает некоторые основные богословские принципы, и в то же время подчеркивает, что сама наука должна установить для себя правила биоэтики, чтобы не превращаться для человека в тяжелый груз. Мы замечаем, что современная наука биоэтики устанавливает такие правила, после встречи молекулярной биологии с автоматической медициной и технологией. 

 

3.      Дело богослова и ученого.

До сих пор мы говорили о связи между метафизикой и наукой и мы увидели, насколько древним является связь между ними, но и то, что в наше время также, в особенности в последние два три века, их разделили. Однако, несмотря на это наука несет свое служение отдельно от богословия, поэтому ученые могут стать и богословами, точно также как и богословы могут стать учеными, но всякий знает их границы, ее роль и ее предназначение.

Православное богословие говорит о том, что есть Бог, как на Него смотрит православная догматика, в которой конкретизируется учение Церкви о Боге. Бог Троичен, Отец, Сын и Святой Дух, Он нетварен, три лица, как это явлено было Самим Христом в Его вочеловечении и как его переживали святые Церкви. Напротив, наука занимается тварной природой, изучает сущность творений, изучает способ и образ совершаемого ими служения, и в дальнейшем она приходит к определенного рода выводам и заключениям, которые описываются и регистрируются для использования их человеком.

Православное богословие говорит о том, что Бог является творцом мира. Он его привел из небытия в бытие, Он его оживотворяет и, следовательно, с помощью творения всякий человек может прославлять Бога. Напротив того, наука изучает, тщательно проверяет и исследует образ  и способ (τρόπος), с помощью  которого  Бог создал мир, или, по крайней мере, образ, которым действуют тварные предметы.

Православное богословие определяет и устанавливает «слова о сущих», то есть ведет речь о нетварных энергиях Бога, которые присутствуют во всех творениях, даже в самых мельчайших, то есть в самой маленькой траве. Божественная энергия является животворящей и бытиетворящей во всей твари, поскольку также и энергия мудрости в человеке, которая является, таким образом, каким служит его разум-логика. Напротив того, наука занимается материальной сущностью вещей, наблюдает за их составом, структурой, их изменениями и служить в роли посредника для пользы людей. Таким образом, благодаря исследованиям в физическом мире открывается их структура, состав, и человек может лечить какой-либо недуг. Это делается в медицинских учреждениях.

Православное богословие касается преображения мира, что т.о. мир освящается и человек спасается. Хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа без изменения их сущности, елей становится святым Соборованием и т. д. Также и человек всецело освящается и в душе и в теле и может соединиться с Богом. Это и является делом православного богословия. Напротив того, наука занимается способом улучшения материальных предметов, например, решением экологической проблемы, точно также как и наука медицины старается лечить тленное и смертное тело с тем, чтобы жизнь человека обладала каким-то качеством.

Из этого становится очевидным то, что одно является делом православного богословия, а другое науки. И, конечно же, одним является дело православного богослова, а другое ученого. Мы не можем путать одно с другим. Конечно, православный богослов может заниматься наукой, но когда  он является и ученым, и ученый может заниматься вопросами о Боге, но когда он движется в перспективе богословия. Невозможно, чтобы богослов через познание только богословских дисциплин уклонялся от науки, даже если он и не является ученым, также невозможно ученым уклоняться от богословия, даже если они не являются богословами. В этих двух случаях имеются границы между богословием и наукой (о. Иоанн Романидис).

Впрочем, Священное Писание не является научной книгой, но богословской, то есть она не проявляет интереса к науке, но должна оказать помощь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Это означает, что писатели Священного Писания, Пророки и Апостолы, использовали научные знания их эпохи. Так что не может кто-то использовать примеры из Священного Писания применительно к науке, точно также научные открытия нельзя рассматривать как средство для расшатывания доверия в священному писанию. Например, писатели священного Писания используют знания их эпохи о том, что солнце вращается вокруг земли, поэтому  говорят о восходе и заходе солнца. Открытие того, что земля движется вокруг солнца, не поколебало веры в Священное Писание, поскольку его целью является богословие, а не наука. (С данными предположениями и высказываниями Преосвященнейшего митрополита Иерофея мы не согласны по той причин, что Священное Писание в ряде своих мест как раз то и свидетельствует о вращении земли вокруг солнца и округлости земли, задолго до открытий александрийских астрономов. Кроме того, священное писание для исторической науки является одним из авторитетнейших первоисточников).

Далее, после изложения этих кратких и сжатых мнений, я напомню, что философ Ницше выдвинул идею о смерти Бога. Хорошо известно его высказывание: «разве я теперь могу что-либо слышать из-за шума, который производят усопшие, которые погребают Бога? Разве мы не можем что-либо обонять еще кроме разлагающегося Бога? И Боги разлагаются! Бог мертв! Бог остается мертвым! И мы Его убиваем».

Вопрос состоит вот в чем и какой бог является мертвым? Из того, о чем мы говорили, становится явным и очевидным то, что это бог западной метафизики, который основывается на философии и размышлении, а не Бог Православной Церкви, который познается опытно, то есть человек в Церкви может достичь опытного познания Бога.

Также вопрос состоит и в том кто убил Бога?  Исходя из прежде сказанного, следует сделать вывод, что метафизического бога запада убили люди, которые не могли его подле себя ощутить, потому что Бог пребывает недоступным на небесах и Его считали за некоего  отца-садиста, поэтому на Его престоле воцарилась наука, которая не могла Его принять, или более того не могла принять связи между метафизикой и физикой. Однако этого не произошло с Отцами Церкви, которые переживали бога как персональное Сый, Который проявляет к человеку любовь и ласку.

И еще вопрос состоит в том, кто обоняет труп Бога? Из ранее сказанного оказывается, что его обоняют гуманисты и главным образом атеисты гуманизма, которые отвергли метафизического бога с помощью лозунга «возвращение к природе», но не православные, которые с помощью предания  трезвенного исихазма обоняют  запах  божественных энергий и входят в общение с ним.

Наука может быть для человека благодеянием, или разрушением, но несомненно, что она когда-то вымрет, когда прекратить свое существование этот мир. Богословие говорит об освящении мира и преображении человека и ведет человека и после разрушения мира к общению с Богом.

Итак, не существует никакого основания для столкновения между богословием и наукой, но может возникать столкновение между богословами и учеными, когда они выходят каждый из своих границ. Богословы стремятся познать Бога и привести к Нему человека, а ученые стремятся изучать природу.

Во всяком случае, в нашу эпоху стремятся понять смысл жизни, православное богословие может им помочь, без всякой изнурительной враждебности к науке и потенциально к атеистам. Как духовенство и богословы, мы обладаем  огромным полем деятельности  в области духовной, бытовой и социальной для того чтобы оказывать помощь современному человеку. Это мной будет представлено в следующем докладе. Весьма благодарен за внимание.

 

 

Перевод «Православного Апологета» 2011г.

 Источник:  Εκκλησιαστική Παρέμβαση, Απρίλιος 2011ε. ΠΑΡΕΜΒΑΣΗ



Подписка на новости

Последние обновления

События