Время «флорентийствует»? В Москве прошла конференция в связи с 580-летием Флорентийской унии
25 июня в Москве успешно прошла Международная научная конференция«Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте», связанная с 580-летием заключения религиозной унии (соглашения о единстве веры) между католическим Западом и православным Востоком в 1439 году. Мероприятие организовано факультетом истории, политологии и праваМосковского государственного областного университета иАналитическим центром свт. Василия Великого при поддержке Московского областного регионального отделения Российского общества «Знание».
С приветственными словами выступили директор Историко-филологического института МГОУ Александр Фукс и профессор МГОУ Елена Певцова, которая представила выпуск журнала «Вестник МГОУ» на тему: «Москва – Константинополь: новый церковный раскол в исторической ретроспективе. К 580-летию трагедии Флорентийской унии». В частности, в журнале представлена критическая статья известного историка Дмитрия Володихина о выпущенной Екатеринбургской семинарией книге, автор которой (С. Акишин) пытается обелить образ вероотступника митрополита Исидора Киевского. Д. Володихин отмечает: «план Палеологов и их союзника Исидора изначально основывался не только на, мягко говоря, конфессиональной «гибкости», но и на недостатке стратегического мышления, т.е. на скверном расчете. Упорство нескольких монархов палеологовской династии, а вместе с ними Исидора Киевского и Виссариона Никейского в следовании про-униатской политике в значительной степени разрушило единство поздневизантийского социума, т.е. подорвало силы, необходимые для сопротивления туркам».
Доктор юридических наук, известный общественный деятель Сергей Бабурин в своём выступлении отметил, что Флорентийская уния стала примером того, как истина была принесена в жертву политической целесообразности. Историческим ответом на это стало формирование особой исторической миссии Руси по хранению Православия, что выразилось в идее «Москва – Третий Рим».
Доктор исторических наук Вардан Багдасарян справедливо отметил, что Флорентийская уния – не просто «исторический нарратив», но событие, влияющее на актуальную повестку. В этом контексте профессор Багдасарян предложил поставить вопросы о том, как надлежит осмыслять исторический процесс (и его преподавание): православная цивилизация (и Россия) – мировая ось или мировая периферия? На взгляд В. Багдасаряна, Россия обладает потенциалом для формулирования в современных категориях и реализации альтернативного проекта.
Старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов отметил, что в курсах церковной истории Флорентийская уния рассматривается как что-то далёкое и преодолённое. Однако в современной католической мысли Флорентийская уния является той основой, которая оправдывает экуменическое движение и деятельность современных униатов. О. Илья отметил, что история Флорентийской унии и началась, и закончилась ложью, в этом отношении показательны многие обстоятельства Ферраро-Флорентийского собора, использовавшиеся римо-католическими апологетами подтасовки и т. д.
Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что история Флорентийской унии не прекращена, существует преемственность с современными событиями, в т. ч. на Украине, где униаты активно участвовали в «Майдане». Симптоматичными были визиты Папы Римского в Болгарию и Румынию, в которых активно участвовали униаты. На взгляд священника, «история унии – это неизменно история продажи истины за «мир и безопасность», после чего, по слову Писания, постигает пагуба (1 Фес. 5: 3). Так было в XV, XVI и ХХ веках, так будет впредь. Торгующий правдой Божией, чтобы сохранить земную жизнь, власть и богатства, теряет и это всё, и жизнь вечную».
Ещё один пастырь – игумен Кирилл (Сахаров) – отметил, что «уния была осуждена патриархами, но своё пагубное дело сделала». При этом «хранение чистоты Православной веры остаётся задачей № 1 в настоящее время».
Доктор исторических наук Сергей Реснянский подробно остановился на осмыслении идеи «Москва – Третий Рим». По его словам, Флорентийская уния и последующее падение Константинополя поставили вопрос о том, кто в истории будет новым «катехоном» – хранителем православной веры, при этом на роль «Третьего Рима» в какой-то период претендовали сербский Белград и болгарское Великое Тырново.
Доцент Московского государственного областного университета Василий Телицын отметил, что вследствие Флорентийской унии в XV столетии значительно изменяются и усиливаются политические функции великого князя Московского. Акцентируются религиозные задачи князя как защитника веры и организатора собора епископов. При этом над московским властителем перестал довлеть авторитет ромейского императора и константинопольского патриарха.
Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов отметил, что нынешнее время «флорентийствует», и необходим адекватный ответ на соответствующие экуменические и филокатолические тенденции, в том числе в академической, исследовательской сфере (показателен пример католиков, которые в этом году в Москве издали научный журнал, посвящённый Ферраро-Флорентийскому собору). При этом полезно понимать, что Ферраро-Флорентийский собор сохраняет непреходящую актуальность для католиков (для них он является семнадцатым вселенским), свидетельство чему – многочисленные ссылки на его решения в «Катехизисе католической церкви», папских посланиях и др. документах. Несмотря на краткосрочный провал Флорентийской унии, последующие унии (например, брестская и ужгородская) рассматриваются в католической мысли как продолжение и реализация Флорентийской (на это указывают и сами униональные документы – например, акты брестской унии), а сам Флорентийский собор – как модель для экуменических проектов настоящего и будущего. Для Католической церкви невозможно отказаться от униатизма – ведь это означало бы отвергнуть авторитет целого «вселенского» собора, что нереально. В этом контексте мнимо-антиуниатское положение «Гаванской декларации» выглядит весьма сомнительным. Е. Иванов также отметил, что при поддержке Аналитического центра свт. Василия Великого осуществляется перевод антиуниатской «Апологии» свт. Геннадия Схолария.
Националистический фактор: филиокве как оружие франков против греков.
Доцент исторического факультета МГУ Афанасий Зоитакис рассказал о значении дискуссии о «филиокве» и отметил, что филиоквизм привёл к несовместимому с Православием пониманию спасения, благодати, смысла жизни, экклезиологии. Искусственное сближение с католиками бесперспективно без их отказа от томизма и схоластического богословия.
На конференции также выступили ответственный секретарь портала «Православие.Ru» Антон Поспелов, рассказавший о мотивах ключевых участников Ферраро-Флорентийского собора, профессор Московского педагогического государственного университета Николай Асонов, представитель Российского философского общества РАН Вячеслав Леонтьев,Араик Степанян. О роли униатсва в политических процессах на Украине рассказали Кирилл Фролов, Игорь Друзь, Сергей Моисеев.
Текстовый доклад направил на конференцию доктор церковной историиВладислав Петрушко (ПСТГУ), который подчеркнул значение Московского собора 1441 г.: «тогда, в 1441 г., Православие было сохранено, прежде всего, благодаря русскому епископату, монашеству, духовенству и великому князю Московскому. К сожалению, эпохальный по своему значению Московский Собор 1441 г. до сих пор так и не оценён по достоинству».
Конференцию поддержали и зарубежные участники. Греческий богослов, представитель авторитетной газеты «Ортодоксос Типос» Георгий Трамбулис по видеосвязи рассказал о трудах греческих христиан по утверждению истины Православия, противостоянию антихристианским движениям, ересям и униатству. Господин Трамбулис призвал «следовать примеру свт. Марка Эфесского в сохранении нашего Предания. Православная вера – величайший дар, который надо сохранить, и горе нам, если мы её предадим».
Доктор богословия Лео Бранг из Афинского национального университета имени Каподистрии рассказал о роли свт. Марка Эфесского в опровержении латинского учения о «чистилище» на Флорентийском соборе.
Свой доклад на конференцию направил болгарский историк Георги Тодоров, рассказавший о культурологическом контексте Флорентийской унии. На его взгляд, перенос собора из Феррары во Флоренцию был связан в том числе с планом католиков оказать «эстетическое (психологическое) воздействие на православную делегацию. Именно Флоренция была лучшим местом для такого воздействия. (…) Это психологическое влияние и давление не было случайным и побочным явлением, но несомненно являлось частью плана Козимо Медичи и папы Евгения ІV. Подписание унии произошло 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре – под чудо-куполом Брунеллески».
Свои приветствия конференции направили протоиерей Андрей Филлипс(РПЦЗ) из Великобритании и Василианна Мерхеб – болгарский политолог и религиозный аналитик. По её словам, «церковная история напоминает нам, что каждая попытка измены Православию и новшества оставляет раны на Теле Христовом. Но как мы знаем, Церковь Христова пребудет вовек, и «врата ада не одолеют её» (Матфея 16:18) – это вечная и спасительная истина. Но это возможно только при строгом соблюдении церковного Предания, Писания и освящённой тысячелетней историей традиции».
Кроме того, приветствие конференции направила редакция авторитетного петербургского портала «Православный Апологет»; в нём отмечено: «Мы сердечно поддерживаем проведение столь важной для нашей современной церковной жизни научной конференции, в период активного и тонкого стирания вероучительных отличий между Православной Церковью и Римо-католической церковью, внедрения ложных и чуждых Православной Церкви экклесиологических теорий и моделей. Ферраро-Флорентийский собор в истории Православной Церкви и для неё самой стал не только чёрным пятном, но ярким свидетельством и доказательством того, что между Римской церковью и Православной Церковью, сохранившей верность апостольскому учению и Преданию, богословский диалог невозможен. Следует отметить упорство римо-католиков во время этого собора и нежелание идти ни на какие компромиссы и переоценку совершенных ошибок. (…) Важно ещё и ещё раз обратиться к подробному изучению Ферраро-Флорентийского собора и уделить самое пристальное внимание богословской аргументации поборника Православия свт. Марка Эфесского».
Конференция показала, что темы Ферраро-Флорентийского собора и униатства обладают высокой актуальностью и нуждаются в дальнейшей проработке, с целью более веской и аргументированной защиты святого Православия и Церкви Христовой от современных угроз, а также обогащения наших знаний о сложных периодах отечественной и мировой истории.