Особенности богословского учения прп. Симеона Нового Богослова
Γνωρίσματα τῆς θεολογικῆς διδασκαλίας τοῡ Ἁγίου Συμεών
Митрополит Новой Смирны г-н Симеон
Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μηροπολίτου Νέας Σμύρνης κ. Συμεών
Первое, что мы считаем необходимым подчеркнуть — это то, что прп. Симеон пропитан учением Священного Писания и основывается на богословии и аскетической традиции предшествующих Отцов Церкви.
Свидетельство Никиты Стифата о том, что прп. Симеон был «не образован» (ἀγράμματος) (Жизнеописание 130) содержит в себе некий элемент преувеличения: стремясь выделить божественное происхождение его богословия и учения, он чересчур акцентирует внимание на отсутствии у него систематического энциклопедического образования.1 Однако сами труды преподобного отца нас заставляют считать, что прп. Симеон его приобрёл, благодаря своему личному изучению, изумительное богословское образование. С самого начала открывается поразительное знание Священного Писания, которым он обладал. В его трудах мы обнаруживаем соответствующие ссылки на Библию, как из Ветхого, так и из Нового Завета, а, главным образом, из Евангелия. Всё это неким образом доказывает присущую ему самую тесную связь, которая существует между священными текстами и глубоким пониманием их духа.
Одновременно прп. Симеон показывает себя и как знаток святоотеческого богословия. Его многолетняя монашеская жизнь, личное изучение и переписывание священных текстов — рукописей, которыми он занимался на протяжении, как оказывается, многих лет — оказали большое влияние на восприятие им аскетической, мистической и богословского наследия предшествующих отцов. Сам он осознавал себя продолжателем этой традиции: «Затем святые, — пишет прп. Симеон в своих Главах, — которые являются из рода в род, через исполнение заповедей Божиих являются святыми, эти преукрашенные добром, подобно тем, (предшествовавшим им) просвещаются, восприемля благодать Божию по причастию, так что они становятся золотой цепью, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющийся с предыдущим в вере, в делах и любви, так что он становится цепью, которая утверждаясь в Боге, не может внезапно разорваться» (Κεφ. 3, 4, SC 51, 81 )
Второй особенностью богословия прп. Симеона является её христоцентричность. Это проявляется во всех его творениях. Христос — это центр его мысли, точно также как и его жизни. Всё начинается во Христе, и всё в Нём имеет своё завершение. Христологическое благочестие прп. Симеона имеет некую уникальность, поскольку оно начинается, проистекает из личного созерцания Христа и явления Его преподобному. Оно даже является выражением любви к Спасителю. Иисус Христос — это Бог Слово, Творец мира., единосущный Отцу, и пребывает единосущным в своем уничижении (кеносисе), в своем вочеловечении, в своих страданиях, в своей смерти и воскресении. Для прп. Симеона все это не просто абстрактные формулы, но реалии веры и опыта. «Бог и человек, — пишет архиепископ Василий Кривошеин, — вовсе не разделены в мистицизме святого Симеона. И когда он говорит о подражании Христу, о причастности Его страданиям, Его Кресту, который нам следует поднять — и все это составляет одну часть весьма важной христоцентричной духовности прп. Симеона — это не просто человек о котором мы говорим и которому нам побуждают следовать, но «лишенный всякой гордости» и человеколюбивый Господь, Который стал истинным человеком, чтобы нас спаси. Его созерцание пребывает во свете. Сам он есть неизреченный свет, слава и радость Его — это божественный свет и как свет, он является в прп. Симеоне». (Dans la lumière du Christ, pp. 276-277 ).
Основополагающее место в богословии прп. Симеона занимает Святой Дух. Источник всех даров и всех духовных дарований, Святой Дух является тем, Кто преображает, Кто просвещает и обновляет. Он является печатью, которая запечатлевает всякого крещаемого во образ Христов, Он является светоносным источником, который возрождает человека во глубине его бытия.
В трудах прп. Симеона, мы находим превосходные и великолепные страницы посвящённые Святому Духу и его роли, которую Он играет в теле Церкви и в жизни каждого верующего. Сохранены также и составленные им некоторые молитвы, которые он посвятил Святому Духу, как, например, та таинственная «молитва», «Которой он призывает Святого Духа, Которого он зрит».
Замечательную молитву, которая посвящается Святому Духу, мы находим в 3-ем богословском слове. Она достойна того, чтобы нам услышать хотя бы ее часть:
Душе Святый, от Отца несказанно исходящий и на нас верных через Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Дух божественного терпения, Дух подающий радость, веселие, целомудрие, мудрость, ведение, кротость, незлобие, безпопечение о долу лежащих вещах, созерцание горнего, отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух — показатель тайн, обручение царства небесного, источник пророчеств, кратир учения, истребитель грехов, дверь покаяния, указывающий на вхождение в брани и , который есть дейсвительно привратник, Дух любви, мира, веры, воздержания, - прииди и вселися в ны и пребудь с нами неотлучно и нераздельно освяти, обнови, и просвети сердца наши, яко единосущный и равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу и как делающий богами по благодати тех, кои приемлют Тебя действующего, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с низшествием Твоим всякую добродетель. Не отвне имея приносимое Тобою, но оттуда, откуда как бы то ни было существует всякое благо, к тем, в которых ты вселяешься, делая существенно в самих себе вместилищами всякого блага. (3 ος Θεολογ. Λόγος, SC 122? 156-158)
Другой вероятно более чем исключительной и оригинальной особенностью богословской мысли прп. Симеона является персональное, личностное чувство благодати, сознание причастности животворящей благодати Святого Духа.
Действие-энергия не является магической или механической. Верующий призывается к тому, чтобы лично восприять опыт благодати сообразно образу сознательно, «очень ясно чувствуя» (εὐαισθήτως ) и «в чувстве и ведении» ( ἐν αἰσθήσει καὶ γνώσει ) согласно терминам, которые употребляются прп. Симеоном.
Прп. Симеон строго отделяет тех, которые в его эпоху верили, что они имеют Святой Дух с момента Крещения, но не ощущают Его и утверждают, что имели благодать через веру и только, без какого-либо опыта его присутствия.
«Вот я снова с теми, которые говорят, что они бессознательно имеют Святого Духа, и мнят, что обладают Им от божественного крещения, и считают, что имеют в себе самих сокровище, сознавая себя совершенно пустыми от Него. К тем говорю, которые исповедуют, что совершенно ничего не восчувствовали в крещении, а между тем полагают, что приняли в себе дары от Бога, и что с тех пор в них возобитала и доселе, якобы, в них пребывает благодать Божия; и не об этих только, но и о тех, которые говорят, что никогда не имели никакого в созерцании явного и осязательного чувства (благодати), но полагают, что приняли и удерживают в себе самих сию благодать, не по опыту, а по вере только и мысленно, как они слышали от Божественного Писания». ( Ἠθ. 5, 1-12, SC 129, 78-80 )
Проповедуя и возвещая явление сознательного образа причастия благодати и противопоставляя знанию, которое достигается опытом тех, которые что-то принимают из Священного Писания, прп. Симеон не игнорирует ту истину, что полнота ведения, знания принадлежит будущему веку.
«Итак я говорю и исповедую, что ныне (святые) только отчасти получают залоги будущих благ, все же обетованное они, уповаю, имеют получить после смерти». (Ἠθ. 5, 339-342, SC 129, 104)
Это учение прп. Симеона об осознанном опыте благодати святого Духа вызвала, как это оказалось, не только сдержанность и настороженность, но и многочисленную полемику со стороны его современников.
Ответ Святого был таков, что знание Бога не может быть «только рассудком, но делом благодати и истины» (λόγῳ μόνῳ, ἀλλ’ ἔργῳ χάριτος καὶ ἀληθείας ). ( Ἠθ. 10, 479-480, SC 129, 294 )
И он добавляет: «Станем, братия, пред сим зерцалом истины и будем избегать вредного и еретического учения тех, которые говорят, что ныне не открывается в нас верующих слава божества Господа Иисуса Христа посредством дара Святого Духа, ибо дар (благодати) подается в откровении и откровение через дар (благодать) действуется». (Ἠθ. 10, 480-486, SC 129, 294)
Прп. Симеон не сомневаясь говорит тем, которые утверждают, что могли бы принять и обладать Святым Духом «в неведении и бесчувствии», что это является «хулой» и противным обещаниям Христа (Ин. 7, 38), и что тот, кто не приемлет чувственно вечную жизнь уже в нынешнем мире, он не воспримет ее и в будущем веке. Глубокую убежденность прп. Симеона — и убежденность эта часто повторяется в его трудах —состоит в том, что все верующие могут стать причастниками и наследниками таинств Божиих «в созерцании и познании и опыте».
И если теперь многие этого состояния не достигают, то это объясняется недостаточностью прилагаемых подвигов и усилий.
Посему, кто не сподобился еще достигнуть сего и получить такие блага, то пусть обвиняет самого себя, а не говорит, как непщующий вины о гресех, что это невозможно, или что хотя и возможно и бывает, но неведомо бывает, да узнает из сообщаемого в Священном Писании, что дело си возможно и истинно бывает, и совершается заведомо нам, так что мы не можем не знать: но по причине опущения и неисполнения заповедей Христовых, каждый соразмерно стем сам себя лишает таковых благ. (Ηθ.10, 914-922)
© Перевод иеромонаха Сергия Троицкого, 2012
Источник: Πειραΐκη Εκκλησία, τεθχ. 230, Οκτώβριος 2011, σελ. 28-30
1 τὴν ἔλλειψη ἐκτετα
μένης ἐγκυκλίου παιδείας.
Речь идет о круге энциклических наук — тривиуме и квадриувиуме, который имели почти что многие выдающиеся учителя и Отцы Церкви-богословы.