v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
события
γεγονότα
facts
Чувства многих верующих были оскорблены
во время прямой трансляции из Иерусалима схождения Благодатного огня 3.04
Προσβολή τις αἴσθησες τῶν πολλῶν πιστῶν
κατά την TV ἀναμετάδοση ἀπό τοῦ Ἱερουσόλυμα 3/04
γιά τον Ἁγίου Φωτός κατάβαση
3 апреля, в Великую Субботу по НТВ при содействии фонда «Апостола Андрея Первозванного» была организована прямая трансляция из Иерусалима. Для каждого православного христианина Иерусалим является колыбелью Церкви, это матерь церквей, но церквей Православных, которые сохранили чистоту апостольской благодатной веры. И, безусловно, возможность быть зрителем необычайного Чуда схождения Благодатного Огня в день Великой Субботы — это тоже чудо и милость Божия ко всем нам. Ибо даже благодаря трансляции по ТВ из Иерусалима, из храма Воскресения Христова, Господь подает верующему человеку ощутить благодатную радость схождения Благодатного Огня, а также вместе с народом с благоговейным трепетом и напряжением ждать этого схождения. Несомненно, многие из православных христиан испытывают и чувство глубокой благодарности к фонду «Апостола Андрея Первозванного» и сотрудникам телекомпании НТВ за организацию и проведение этой трансляции. Ведь такое мероприятие стоит многих хлопот и трудов, которые мы, зрители, по достоинству оценить часто не можем. Но есть одно но, которое является немаловажным для православного христианина. Мы все прекрасно понимаем, что Россия является страной многоконфессиональной, и от каждого из нас требуется по отношению к другой вере чувства такта и уважения. Но это не означает того, что при демонстрации явного Чуда схождения Благодатного Огня, которое очевидным образом доказывает истинность Православия, надо заниматься искусственным нивелированием конфессиональных границ. Мы помним, что ранее, при Святейшем Патриархе Алексии, подобного не происходило.
Но именно искуственное сближение конфесиональных границ, в явной форме и не раз, было проделано комментаторами передачи о схождении Благодатного Огня.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим
Уже в слове Святейшего патриарха Кирилла прозвучала, казалось бы, правильная фраза, что «Иерусалимская Церковь является колыбелью всех христианских церквей». Но данная фраза воспринимается как тонкое средство манипулированием сознанием верующих людей, которым вкладываются ложные идеологические установки экуменизма, отрицающего Православную Церковь как единственную истинную Христову Церковь, вне которой реально христианства в евангельском и апостольском понимании не существует. Иерусалимская Православная Церковь является колыбелью Христианства. Вот так следовало бы сказать. И этими словами уже была бы стёрта двойственность в понимании сказанных Святейшим слов. Ибо любой грамотный православный христианин, имеющий правильное экклезиологическое сознание, прекрасно понимает, что уклонившиеся в ересь различные христианские конфессии (Римо-Католицизм, Протестантство, Армянская церковь, Коптская церковь) хотя и называются христианскими церквами, но эти наименования имеют чисто формальный характер, поскольку они лишены самого главного — благодатного и спасительного наполнения.
Излишним нам кажется подчёркивание, и притом неоднократное, того, что в этот год все христиане празднуют Пасху вместе. При этом не раз из уст комментаторов звучало несколько странное деление христианства на восточное и западное. Это уже звучало из уст комментатора Николая Державина, референта святейшего патриарха Кирилла. Подобное деление, которое имело чисто условный характер, было обусловлено административным делением Римской империи на две части: Восточную и Западную. Но до 1054г. подобное деление, ещё раз повторим, чисто условное, не предполагало действительного деления или разделения Единой Апостольской Церкви. Хотя уже с V века именно на Востоке возникали большие «христианские деноминации», которые отпадали от Православия: Несторианская церковь, монофизитские церкви Сирии и Египта, а позже Армении и Албании. И в деяниях Вселенских соборов, в ряде посланий восточных иерархов (свт. Василий Великий, Григорий Богослов, свт. Фотий) мы не раз встречаемся с обозначением христиан Западной империи, а позже образовавшихся на этой территории бывшей Римской империи новых стран, «западными». Позднее это наименование, а скорее всего, после отпадения Западной Церкви от Вселенской Православной Церкви в 1054г. чаще заменялось наименованием «лати́ны». Хотя именно это наименование менее всего подходило к кафедре Римской церкви после 1009г., когда она была захвачена и окончательно франками. Западная Церковь в период расцвета её патристики (4-6 вв. свт. Амвросий Медиоланский, бл. Августин, свт. Лев Великий, свт. Агафон Римский, свмч. Мартин Римский и др.) не воспринималоаь как нечто отдельное и чуждое Востоку. Их отцы учились многому на Востоке и у Востока. И действительно, лишь завоевание Западной империи варварами (готами, лонгобардами, гуннами и т.д.) резко изменило культурный и демографический облик Запада. Он стал превращаться из культурной Римской ойкумены в варварский Запад при признании политического авторитета восточно-римского императора. До 1009г. традиционно Римские папы были римскими патрициями, выходцами из римской знати, носителями Римской культуры и образованности. И это всегда соединяло Запад с Востоком как на культурно-политическом, так и на церковном уровне. XI в. положил этому конец. Разрыв между Восточным Православием и Западным римо-католицизмом был довершён еретическими новвоведениями в вере. Первым было учение «об исхождении Святого Духа и от Сына», а не только от Отца, чему учит нас Евангелие и богоносные Отцы Церкви. То есть сегодня в силу догматического разрыва между Римо-Католической церковью и Православной Церковью мы не имеем права говорить о западном и восточном христианстве. Такое выражение лишь приводит к недопустимой мысли о некоей равнозначной полноценности двух «ветвей христианства». Что является экклезиологической[1] ересью и ложью.
Колонна, из которой вышел Благодатный огонь для православных в XVII веке
греческая надпись «Я видел своими глазами Святой Свет!»
Ранее, при показе той части церемонии схождения Благодатного Огня, когда в священную Кувуклию над Гробом Господним входил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский, всегда говорилось об исключительном праве патриарха православного или иерарха Православной Церкви получать Благодатный Огонь. Рассказывалось о случае в XVII веке, когда по интригам Армянской церкви православные были не допущены даже в храм Воскресения Христова, и они молились при входе. И тогда Огонь не сошёл армянам. А сошёл он православным из колонны при входе в храм. И об этом чуде, его реальности свидетельствует образовавшаяся в колонне большая трещина. Православные, приезжающие в Иерусалим, в особенности греки, хорошо знают об этом событии и целуют эту колонну, и от неё часто исходит благоухание. Однако в нынешний раз при трансляции из Иерусалима комментатором не только ничего не было сказано об этом случае, а наоборот, комментатор подчеркнул, что при входе в Кувуклию патриарха встречает армянский архиепископ и архимандрит. Последний остается лишь в пределе Ангела, но в Гроб не входит.
Живоносный Гроб Господень
Такой «скромный комментарий», на наш взгляд, является следствием недавнего «успешного визита» Святейшего патриарха Кирилла в Армению. Известно, что, несмотря на тщательную сортировку и чистку официальной информации об этом визите со стороны пресс-службы Московского Патриархата, дабы «не оказалось зацепок» и поводов для критики Его Святейшества, вернее сказать Его выступлений в Армении, просочилась информация о том, что:
- Его Святейшество всё-таки назвал Армянскую церковь Православной, несмотря на то, что она анафематствует IV Вселенский собор и Томос свт. Льва Великого,
- совершал совместную молитву с католикосом перед мемориалом жертв армянского геноцида,
- при закладке православного храма давал право Армянскому католикосу кропить святой водой место закладки храма.
Святейший патриарх Кирилл I и католикос всех армян Гарегин II, во время визита патриарха Кирилла в Армению
Мы вполне допускаем данные действия святейшего как оплошность личного характера, за которые он, возможно, принёс личное покаяние. Как говорится — «с кем не бывает». Но, тем не менее, всё то, что было сказано и преподнесено в передаче о Благодатном Огне, лишь ещё больше настораживает. К глубокому сожалению, приходится наблюдать крайне печальное явление нашего времени: вера часто приобретает характер какой-то политической игры и исполнения определенно разработанной тактики для этой игры. Мы допускаем и вероятность благих намерений в политической области — сближение с армянским народом. Однако... Однако политическое цели не должны превалировать над спасением, которое непосредственно связано с хранением чистоты веры. Одно дело — это уважение и терпимость к чужим обычаям и верованиям, а другое — идти на вероучительные компромиссы. Последними совершается двойное преступление: неверие в спасительность только Православия, а второе — это лишение возможности покаяния для инославных христиан для возвращения их в Церковь Христову и спасения.
К глубокому сожалению, передача о Благодатном Огне благодаря комментариям Н. Державина омрачила пасхальную радость. Все они строились на идее стирания конфессиональных границ. Это является, как мы полагаем, не столько целенаправленной установкой из Патриархии, сколько естественным следствием искажения православного экклезиологического сознания у комментатора передачи. И избранная политическая игра становится весьма удобной и благоприятной, поскольку она налагается на религиозный релятивизм и конформизм, взращённые в сознании ведущих передачи и служащих Патриархии. Мы осознаём, что данные слова, возможно, будут восприняты с болью и, вероятно, заденут чьё-то самолюбие, но при честном и критическом взгляде на вещи реализуется одна из наиглавнейших сторон правильного устроения церковной жизни — соборности. И критика — это не оскорбление, как часто принято считать, а увещание как «любовь от чистого сердца», по словам ап. Павла, попытка остановить начатый бег в неправильном и опасном направлении. Всё нами указанное не может не вызывать тревоги и беспокойства в душах многих верующих. И указанные фразы, а они повторялись не раз и не два, являются сигналами SOS на церковном корабле. Но мы всё же надеемся, что Его святейшество обратит внимание на наши недоумения и возникшее смущение и предпримет меры к недопущению повторения подобных серьезных ошибок в данной передаче. Она, безусловно, нужна. Сегодня такие передачи укрепляют веру, но они должны быть выстроены правдиво и православно.
[1] Под словом экклезиология и экклезиологической необходимо понимать учение о Церкви и понимание Церкви как единого тела Христова. Инославные христианские исповедания по учению Церкви не принадлежат к Телу Христову, а значит и не являются Церковью, или церквами единой Церкви.