Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) 
 

Послѣдняя суббота передъ Великимъ постомъ. 
Прославленіе Святыхъ Отцовъ въ постничествѣ просіявшихъ.

Теперь, когда совсѣмъ уже приблизился Великій постъ, отъ котораго насъ отдѣляетъ только завтрашній день, Церковь святая въ послѣдній субботній день передъ Великимъ постомъ посвящаетъ воспоминанію и прославленію всѣхъ святыхъ отцовъ, въ постничествѣ просіявшихъ, т. е., всѣхъ великихъ аскетовъ, преподобныхъ и богоносныхъ отцевъ нашихъ, которыхъ такъ много было на протяженіи всей церковной исторіи — всѣхъ ихъ Церковь нынѣ вмѣстѣ, купно, прославляетъ, а намъ указываетъ на нихъ, какъ на образецъ того, какъ нужно подвизаться въ постѣ и молитвахъ.

Они были подвижники, которые исполнили то, что читалось въ сегодняшнемъ Евангеліи, когда Господь говоритъ: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ». Они къ Нему пришли и научились отъ Него и стали кроткіе и смиренные сердцемъ и нашли покой душамъ своимъ, потому что иго Его благо и бремя Его легко.

Предъ нами постъ. Примѣры этого пощенія разнообразные намъ даютъ какъ разъ великіе подвижники и постники. И они по-разному постились.

У Церкви есть уставъ опредѣленный, но Церковь же говоритъ въ одной своей книгѣ: «праведнику правило не есть уставляти, сей не престаетъ дѣло Бога прославляти», т. е., если человѣку нужно молитвенное правило, опредѣленный порядокъ, въ совершеніи молитвословія, то праведнику это не нужно, потому что кто безпрестанно славитъ Бога, безпрестанно предстоитъ предъ Нимъ, тотъ совершаетъ гораздо больше того, что предписываетъ уставъ и порядокъ церковный. Такъ и у насъ есть уставъ церковный о молитвѣ, о постѣ. Но великіе аскеты-подвижники постились гораздо строже, чѣмъ указываетъ уставъ.

Мы съ вами знаемъ, напримѣръ, про преп. Паисія Великаго, который подрядъ дважды постился по 40 дней, ничего не вкушая, а только подкрѣпляя себя принятіемъ Святыхъ Христовыхъ Тайнствъ. Это былъ рѣдкій примѣръ, а примѣры пощенія по цѣлой недѣлѣ — ихъ очень много среди угодниковъ Божіихъ. Многіе въ теченіе Седмицы не вкушали ничего и только въ концѣ ея подкрѣпляли свои силы вкушеніемъ пищи. Но этого въ своемъ уставѣ Церковь не указываеть, этихъ чрезвычайныхъ подвиговъ она не требуетъ отъ насъ, но призываетъ насъ соблюдать постъ въ мѣру силъ нашихъ, примѣняясь къ церковному уставу.

Конечно, когда человѣкъ слабъ, когда человѣкъ немощенъ, отъ него не требуется строгаго поста. Постъ имѣетъ цѣлью своею, въ отношеніи физическихъ силъ человѣка, ихъ обуздать и смирить, а если человѣкъ боленъ, и онъ уже отъ этого физически ослабѣлъ, то для чего ему дѣлать то, что уже болѣзнь сдѣлала? Одинъ великій подвижникъ былъ строгимъ аскетомъ, но когда заболѣлъ, то смягчилъ образъ жизни своей. Сосѣдъ его, такой же великій подвижникъ и постникъ, какъ онъ, увидѣвши это, спросилъ у него: «Что же ты это поблажки себѣ дѣлаешь?» А онъ ему на это отвѣтилъ: «Мы не научились у отцовъ нашихъ тѣлоубійцы быти, но страстоубійцы», т. е., наши подвиги и, въ частности, строгое пощеніе, не имѣютъ цѣлью привести тѣло въ состояніе слабости, а только страсти ослабить. Святитель Василій Великій, который самъ былъ образцомъ строгаго подвижника и постника, говорилъ, что постъ не долженъ человѣка дѣлать слабымъ, безсильнымъ, ибо если бы нужно и лучше для насъ было бы быть слабосильными, то Господь насъ такими бы и создалъ. А поскольку Онъ создалъ человѣка съ извѣстною крѣпостью силъ тѣлесныхъ, то это — норма, только нужно человѣку въ послушаніи Церкви пріучать себя къ послушанію и, вмѣстѣ съ тѣмъ, подвигомъ постнымъ смирять свою физическую природу, чтобы она не искушала его страстями и похотями. Поэтому, всѣ подвижники говорятъ, что когда человѣка болѣзнь или что-либо ослабило, онъ всегда можетъ убавить отъ своихъ подвиговъ, смягчить образъ жизни, если онъ привыкъ вообще поститься.

Но въ то же самое время, конечно, нужно помнить, что постъ есть учрежденіе Церкви, установленіе Церкви, а Церковь не занимается пустяками, и если она установила постъ, то христіанинъ долженъ ея постановленіе принять съ послушаніемъ и благоговѣйно исполнять то, къ чему Церковь призываетъ. Ужъ какъ-то мы здѣсь приводили примѣръ изъ жизни преп. Серафима, который, однажды, прямо сказалъ, что кто постовъ не соблюдаетъ, тотъ не христіанинъ, кѣмъ бы онъ себя не считалъ и кѣмъ бы его другіе не считали. Если онъ не слушается Церкви и не исполняетъ ея законоположеній, то онъ не христіанинъ. Преп. Серафимъ въ этомъ своемъ утвержденіи цѣликомъ исходилъ изъ словъ Своего Спасителя, ибо Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: «Если кто Церковь не слушаетъ, то все равно, что язычникъ и мытарь», т. е., уже не христіанинъ, не членъ Церкви.

Если мы съ вами оглянемся на окружающую жизнь и посмотримъ какъ православные христіане, православные русскіе люди, въ частности, относятся къ посту, то выводъ будетъ очень неутѣшительный! Много людей, которые не только не соблюдаютъ поста, но и чуть не съ насмѣшкой о немъ отзываются и во всякомъ случаѣ говорятъ, что это что-то такое устарѣлое, какой-то архаизмъ древности и что въ наше время это совершенно ни къ чему. И такимъ образомъ, сами себя подвергаютъ церковному суду и къ тому выводу, который сдѣлалъ преп. Серафимъ, сказавшіи, повторяю, что не постящійся, не соблюдающій постовъ, уже христіаниномъ не является.

Объ этомъ нужно помнить всегда намъ съ вами, потому что жизнь сейчасъ такова, что она соблазны-нарушенія уставовъ церковныхъ — подбрасываетъ на каждомъ шагу, а примѣры въ исполненіи этихъ уставовъ даетъ очень и очень мало. Конечно, примѣры эти можно найти. У насъ, напримѣръ, на Руси-Матушкѣ передъ революціей, послѣдніе десятки лѣтъ тоже въ отношеніи поста русскіе православные люди были совсѣмъ неисправны. Тотъ же преподобный Серафимъ такъ и говорилъ: «Гнѣвъ Божій движется на Русь, изъ-за того, что люди перестали слушаться Церкви и перестали, въ частности, соблюдать посты». Преп. Серафимъ это предсказывалъ, и мы съ вами видимъ, что дѣйствительно, грозный гнѣвъ Божій обрушился на несчастный русскій народъ и на русскую страну. Но повторяю, были примѣры и теперь они есть и тогда были, что нѣкоторые люди строго соблюдали посты. Можно нѣкоторыхъ изъ нихъ назвать. Извѣстно имя большого русскаго культурнаго человѣка, котораго звали Алексѣй Степановичъ Хомяковъ. Онъ былъ и писатель-публицистъ, и богословъ глубокій, съ творческой богословской мыслію, самостоятельной, блестящей и яркой и, вмѣстѣ съ тѣмъ, отнюдь не отъ себя исходящей, а цѣликомъ основанной на ученіи святыхъ отцовъ. Хомяковъ зналъ это ученіе въ совершенствѣ и умѣлъ имъ пользоваться, при построеніи всѣхъ богословскихъ разсужденій своихъ. И былъ онъ мужъ и отецъ, глава семьи, жилъ полной жизнью, какъ живетъ человѣкъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ былъ вѣрнѣйшій и преданнѣйшій сынъ Церкви. По своему образованію, по культурности, онъ принадлежалъ къ высшимъ слоямъ, аристократическимъ слоямъ, въ Россіи. Всѣхъ поражало то, что когда онъ гдѣ-либо появлялся, среди общества высшаго, почти отступившаго отъ Церкви и забывшаго про всякіе посты, онъ всѣхъ поражалъ точнымъ и строгимъ соблюденіемъ постовъ: никто нигдѣ и никогда его не могъ заставить нарушить постъ. И когда всѣ поражались этому, то онъ отвѣчалъ на это: «Я православный христіанинъ, который долженъ слушаться Церкви и исполнять ея уставы».

Въ наше время бываетъ такъ, когда мы, духовныя лица, куда-нибудь приходимъ въ постный день, то видимъ на столѣ постоянно скоромную ѣду, но намъ говорятъ: «Вамъ постная ѣда, вы же поститесь». (?!) А вотъ, одинъ изъ архипастырей на это отвѣчаетъ, когда ему говорятъ: «Вамъ, Владыко, постное», онъ отвѣчаетъ: «Да, я вѣдь православный». И этимъ указываетъ своимъ хозяевамъ, что если они сами не исполняютъ поста, то они перестали быть православными.

Запомнимъ это, возлюбленные, и будемъ воодушевляться примѣромъ великихъ подвижниковъ, которыхъ Церковь нынѣ прославляетъ. Какъ постился великій Авва Антоній, Ѳеодосій Великій, Евѳимій Великій, наши преподобные святые отцы Сергій Радонежскій, Серафимъ Саровскій и имъ подобные. Это были колоссы духа! Мы съ вами маленькіе люди передъ ними, но примѣръ ихъ долженъ и насъ воодушевлять къ тому, чтобы и мы, въ мѣру своихъ слабыхъ силъ. Все-таки старались подражать имъ, ибо святыхъ почитать, это значитъ не только ихъ почитать, прославлять и имъ молиться, но по мѣрѣ силъ своихъ, подражать ихъ святому житію, ихъ подвигамъ. Аминь. 
 

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной ЦерквиТомъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 29-32. 



Подписка на новости

Последние обновления

События