Введение во храм Пресвятой Богородицы
Τα Εισόδια της Θεοτόκου
Του Κων. Α. Οικονόμου, δασκάλου
Константин Иконому, преподаватель
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон
Одним из величайших Богородичных праздников является Введение во храм Богородицы. Введение Богородицы во храм является предвозвестием милости Божией к людям, предвозвестником спасения людей, возвещение о Христе и осуществление плана божественного домостроительства. Значение этого праздника великое и священное. Это событие является основой и принципом для всей последующей жизни Богородицы. Святая Анна, мать Богородицы, поскольку в течение почти что всей свой прошедшей жизни она не имела дитя, то она умоляла Бога вместе со своим мужем Иоакимом им даровать ребенка, а если просимое будет исполнено, то они посвятят его Богу.
Итак, Бог исполнил их прошение, и чудесным образом родилось дитя, когда они уже были в преклонном возрасте. Родилась Та, Которая стала причиной спасения человеческого рода, примирения человека с Богом, причиной воссоздания мира, воскрешения и обожения падшего Адама, то есть человечества, родилась пресвятая и Госпожа Богородица Мария. Когда Марии исполнилось три года, родители взяли и привели Ее к храму, поскольку они дали ранее обещание, и посвятили свою девочку Богу, Который им ее даровал. Они отдали ее Первосвященнику Захарии, который ее принял со следующими словами: «Возвеличил Господь имя твое во всех поколениях. С тобою благословятся все народы, и Господь избавит сынов Израиля». «Таким образом, (...) она была справедливо поставлена во святое святилище, как некое сокровище божественное, дщерь, которая избирается из всех избранных, которая принята во Святая Святых, которая обладает чистейшим телом и даже божественным, и посредством добродетелей очищенна душой, дабы не только быть способной к восприятию божественных словес, но и Самого воипостасного и единородного Слова безначального Отца; словно сокровище, которое могло быть использовано в свое время, как это и произошло, для обогащения и премирного и одновременно всемирного украшения».1 Это было своего рода вызывающим событием, ибо некий человек, да еще девочка, должена войти в священное место, где хранились самые священные предметы Израиля, такие как Ковчег Завета, Стамна с Манной, расцветший жезл Аарона и, куда, конечно же, не имели право входить священники, но только одиножды в год Первосвященник. Во Святая Святых Дева в течение двенадцати лет питалась хлебом, который приносил ей Архангел Гавриил. Об этом сообщает нам предание нашей Церкви, а оно является одним из самых чудесных фактов из жизни Девы Марии.
В одном из песнопений праздничной вечерни написано: «И святым ангелом питается»[1]. А в другом говорится «Пренебесным питаема, Дево, хлебом верно во храме Господнем».
Каким был этот хлеб, от которого питалась Пресвятая Дева? Святитель Григорий Палама, упоминая об этом благословенном хлебе, котором питалась Богородица, говорит, что Бог посылал «Пресвятой Деве эту горнюю неизреченную пищу через ангела». Но эта пища была не обыкновенным хлебом, в действительности же это была нетварная божественная энергия, с помощью которой, согласно воззрению самого Отца Церкви, «естество в большей мере и неизреченным образом укреплялось и становилась по телу чище и превысше бесплотных сил, и благоразумной, и совершенной». Очевидно, что это была не тварная пища, не вещественный хлеб, а некое чудесная пища. Это была божественная энергия, которая укрепляла тело Богороодицы, дабы она смогла молиться умной молитвой и заниматься созерцанием Бога. Это означает, что Пресвятая Дева почти что на протяжении десяти лет пребывала в Божественном Свете и находилось в общении с Богом, достигла обожения. На самом деле, Она жила как первозданные люди в Раю еще до своего грехопадения. Прп. Максим Исповедник, комментируя прошение из молитвы Господней «Отче наш» «хлеб наш насущный даждь нам днесь», этот хлеб относит к Божественному Причащению Тела и Крови Христовых, и он говорит о «пище от хлеба жизни, дабы одержать победу над смертию греха», уже в нынешней жизни. Этим Хлебом, Божественной благодатью и энергией, питалась во святая Святых Всесвятая Дева. Этим хлебом питаемся и мы всякий раз, когда совершается Божественная литургия.
Безусловно, для того чтобы этот Хлеб был задействован, то есть сам Христос, «в жизнь вечную», нам необходимо подражать, по возможности, Пресвятой Деве. Это чудесное событие, которое произошло с Богородицей, имеет большое значение и для нас. Человек состоит из души и тела, а, следовательно, вещественная пища сохраняет и поддерживает тело в хорошем состоянии, а Божественная благодать и Божественная энергия сохраняют как душу, так и тело, то есть все человеческое существо. На этих основаниях человек становится целостным существом, обретает смысл жизни и бытия.
Там, в храме, Дева прожила десять лет, где Ее Архангел Гавриил питал небесной пищей, до времени прихода времени для Божественного благовестия и проповеди о небесном и сверхъестественном, которые возглашали о том, что Бог изъявил благоволение на то, чтобы воплотиться от Богородицы как человеколюбец, дабы воссоздать мир истлевавший от греха. Дева вышла из Святая Святых в пятнадцатилетнем возрасте и была обручена Иакову, дабы он стал защитником и свидетелем ее девственности и дабы послужить безсеменно родившемуся Дитя Ее во время бегства в Египет и по возращении оттуда в Израиль.
Однако каково же отношение верующих к таинству Божественного домостроительства, которое раскрывается в празднике Введения во храм. Свт. Григорий Палама дает ответ на один вопрос: « мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы, после всего этого, не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм— во Святое святых»1.
О том, каковым является значение Богородицы для Божественного плана по исправлению человека, об этом говорит, добавляя, другой Отец нашей Церкви: «(по причине греха) мы стали неспособными возвратиться к нашему изначальному состоянию, и мы воздыхаем, потому что именно этого мы желаем; эта возможность для нашего блаженства была присуща и дарована только блаженной Деве. Она исполнила наше желание, соединяя людей с единственным Желанным, с тем, о Котором, когда кто-то Его познает лично, не может искать чего-то большего. А через Нее Бог настолько тесно соединился с людьми, что Он стал причастным не только образу нашей жизни, но и самой нашей природе»2.
Пречи́стый хра́мъ Спа́совъ, многоцѣ́нный черто́гъ и Дѣ́ва, свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жія, днесь вво́дится въ до́мъ Госпо́день, благода́ть совводя́щи, Яже въ Ду́сѣ Боже́ственномъ, Юже воспѣва́ютъ а́нгели Бо́жіи: Сія́ е́сть селе́ніе небе́сное.(кондак праздника Введения во храм Богоматери)
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.
Примечания
1 . Свт. Григорий Палама. Слово на Введение Богородицы. ( Γρηγόριος Παλαμάς, Λόγος εἰς τὰ Εἰσόδια τῆς Θεοτόκου.
2 . Св. Николай Кавасила . Гомилия о Пресвятой Госпоже нашей и Пречистой Богородице. Αγίου Νικολάου του Καβάσιλα: Ομιλία περί της Υπεραγίας Δεσποίνης ημων και Παναχράντου Θεοτόκου.
http://aktines.blogspot.ru/2012/11/21.html
[1] Великая вечеря праздника, стихира на «Господи воззвах».