Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия
ВЕЛИКАЯ НЕДЕЛЯ – СТАСТИ ХРИСТОВЫ
H MEΓΑΛΗ ΕΒΔΟΜΑΔΑ – ΤΟ ΠΑΘΟΣ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ
1. «Великая (Страстная) неделя», братья христиане, так называется не потому что эти дни имеют наибольшую длительность, но потому, что события о которых нам напоминает эта Неделя являются крайне важными и великими, и если бы они не произошли, то мы не были бы спасены. Эта Неделя связывается с Великой Четыредесятницей Поста, но она ей не принадлежит, она является особой и самой священной частью. Великий Пост святой Четыредесятницы существует ради наших грехов. Однако же пост Великой, Страстной Недели, как причастный Страстям Христовым, является более строгим.
2. Самой священной частью Великой Недели является Великий Четверг, то есть тогда, когда мы в центре нашей Церкви видим Распятого Господа нашего Иисуса Христа. Это страшное зрелище, братья, о котором пророк Илия в древности сказал, что никто не мог с благодарностью обращать свой взор на него (и мы отвращали от него свое лице. Ис. 53, 3).
С головы, на которой венец из острых шипов, с открытых частей тела – пробитых гвоздями ног и рук, отовсюду истекает кровь. Даже из-за того, что секли Христа плетьми и из-за нанесения ему ударов сходила с тела кожа и появлялись кости, так что даже и маленький ребенок может их посчитать. Так исполнилось пророчество Псалмопевца, «исчетоша кости моя» (Пс. 21,18). Иисус, «красен добротою» (Пс. 44,3), не был на Кресте во время Своих страданий красив и прекрасен. Как пророчески говорит Исайя, на Кресте Христос «не имел ни вида (формы), ни величия; и мы видели Его, и не было бы в нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми». Он был уязвлен ранами. «Муж скорбей» (Ис. 53, 2, 3). Таким образом, с самого начала Великая Неделя , в своей первой части нам представляет Христа как Жениха, как самого прекрасного, и нас призывает Его возлюбить. Но любовь Христа желает подвига и бодрствования, а поэтому то и Великая Неделя в богослужебном последовании, говоря о Женихе, предлагает нам притчу о десяти девах. Кроме того, представление нам Христа как Жениха говорит нам о той цели ради которой Христос будет на распятие. Он будет распят ради того, чтобы восстановить тесную связь между нами и Им Самим. Крещеный христианин, мои возлюбленные братья, является не просто творением Иисуса Христа, но он имеет с Ним самую тесную связь. Наша душа является женихом, женихом является и Христос. Однако нашим грехопадением мы утратили тесную связь с Богом, и Христос приходит для того, чтобы ее восстановить, чтобы они стала тесной и сильной, как это было изначально.
3. Прежде всего, мы говорим, что Великая Неделя это распинаемый Иисус Христос. Распять Иисуса Христа, Распинаемый Мессия, это, как говорит апостол Павел (1 Кор. 1, 23), является «соблазном» для иудеев, а для языческих мудрецов «безумием». Однако же для нас, которые крещены во имя Христа, это «премудрость Божия», это глубокое богословие. Это «главизна всех благ», как где-то говорит свт. Иоанн Златоуст. Пригвожденный ко Кресту Иисус Христос для нас стал проклятием. Посему же? Тому следовало случиться для того, чтобы нам спастись от проклятия. Послушайте христиане! Бог в Ветхом Завете дал заповеди и законы для того, чтобы люди жили хорошо, и конечно же Он сказал, что тот, кто будет исполнять Его заповеди, тот спасется («которые исполняя, человек будет жив» Лев. 18, 5). Но в Ветхом Завете было так много заповедей, что человек не мог их исполнить. В Ветхом Завете , если правильно сказать, «был лишь весьма узкий проход». Посему все становились нарушителями божественных заповедей. Как говорится в самом Ветхом Завете, «вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго» (Пс. 52, 4).Для тех, которые не преступили божественные заповеди, существовало наказание проклятием, потому что Закон говорил, что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор. 27,26, Гал. 3,10). Итак, мои христиане, весь мир Ветхого Завета находился под проклятием. То есть представьте себе, христиане, что до Христа существовала огромная яма, и в ней должны были находиться все люди. И яма, на которой была надпись – «проклятие»! Теперь, скажите мне: Кто бы нас мог вывести из этой ямы? Нас не могли спасти ни философы, ни правители, ни богатые, потому что и она находились в этой яме, как грешники. Этой ямы проклятия, рва погибели нас спас и избавил только Иисус Христос. Только Он нас спас и только Его мы называем «Спасителем». Он обратите ваше внимание вот на что: Как нас спас Христос из этой ямы проклятия? Почему Ему Самому, кто нас вывел из этого рва погибели, следовало войти в этот ров, чтобы нас из него вывести. Но в этот ров-яму упали все те, кто согрешил и подпал проклятию. Но Христос не мог согрешить. Это догмат нашей веры (Nonpotuitpeccare = не мог согрешить). Теперь же, что могло произойти? Как Христос мог бы стать проклятием, не имевший греха, чтобы нас вывести из под проклятия? Внемлите христиане: В Ветхом Завете было написано и о некоем ином виде проклятия. Некоему проклятию подлежали те, которые не соблюли заповедей Божиих, о чем мы слышали ранее, а об ином проклятии говорилось: «Проклят всякий, висящий на древе» (Втор. 21,23; Гал 3,13.). То есть от, кто умирал смертью на Кресте, находится под проклятием. И Христос избрал этот вид проклятия, второй вид. Он предпочел умереть смертью на Кресте, и так Он нас спас от проклятия, под которым мы находились по причине нашего преступления. Таким образом, мы с благодарением воспеваем песнь нашему Спасителю Иисусу Христу: «Искупил ны еси от клятвы Закона». Как Он нас искупил от клятвы Закона? Не через вхождением Им в ров погибели, преступая Закон и согрешая, это было невозможно, как мы сказали, но «на Кресте приговоздившись и копием прободаемый», и через Свою крестную смерть. Премудрость Божия, я повторяю вновь, нашли другой вид проклятия, смерть через Крест, «проклят всякий, висящий на древе», этот отрывок был специально написан о Христе Иисусе, дабы Он нас спас от проклятия, Он Сам становится проклятием, но не совершив греха.
4. (а) Итак, наш Спаситель, братья христиане, распялся ради того, чтобы спасти нас от наших грехов. Так, об этом, о страдающем Мессии, сказал в древности пророк Исайя: «Но Он взял, говорит о нем пророк. – взял на Себя наши немощи (грехи – в греч. тексте) и понес наши болезни» (53,4). Но из-за страданий Иисуса Христа, в дальнейшем говорит пророк, следовало повявиться некоему благословенному обществу, которое Исайя называет «семенем» Мессии, «которое, - говорит далее пророк, - будет жить многие дни. И то, что Бог уготовал через Мессию через Его семя, то исполниться» (Ис. 53,10 в соответствии с еврейским текстом Библии). Это пророчество о Церкви и ее деле. Действительно, Церковь «живет многие дни», то есть вечность, и она продолжает дело Мессии Иисуса Христа.
(B) Крестная смерь Иисуса Христа, братья мои, это таинство, которое невозможно постичь. Что касается смерти Христа, мы не принимаем ее юридическое истолкование, которое существует у папистов, но мы считаем достаточным высказывание о ней как о «ЖЕРТВЕ». Жертва распятого Сына Божия, Иисуса Христа, Его небесному Отцу ради оставления наших грехов. Это «Жертва», которая принесена за всех, за весь мир, а не только за иудеев, а посему и Христос «пострадал вне врат» (Евр. 13, 12), вне врат города Иерусалима. Дьявол, конечно же, не понял ничего из божественного плана смерти Иисуса Христа. Он обманулся Как и он сам путем обмана совратил человека в грех(см. Быт гл. 3). Так что теперь и он был побежден с помощью обмана, с помощью мудрого Божественного плана, и обманутый человек искупляется. Как прекрасно об этом говорится в прекрасном похвальном слове Великой Пятницы: «Заблуждение заблудишася, заблужденный искупляется, премудрость же Твоя Боже мой»!
5. Наконец, мои христиане, мне хочется вам сказать, что Страсти Христовы нам следует переживать ежедневно, а не только единожды в год, в день Страстной, Великой Пятницы. И нам следует их переживать, потому что они запечатлеются в нас во время нашего Крещения, во святой Купели. Да, этими тремя погружениями в купель на нас печатлеются Страдание и Воскресение нашего Христа (См. Рим. 6, 3). Это мы должны прекрасно осознавать, должно добрым образом входить в нас, чтобы это становилось нашим «жилищем». Такие, как Страстная пятница, когда родился день Пятница, и им было воспринято наименование «Пятницы», дабы мы помнили, чтобы мы жили то, что произошло в день Страстной, Великой Пятницы. 2 Это событие соделало этот день «жилищем» Страстей. «Да вселимся в жилище», говорится в тропаре Страстной пятницы. М даже переживаем, живем Страсть Христову и посредством нашего поста в Среду и Пятницу. Но мы об этих Страстям особенно вспоминаем во время двух часов, которые самым тесным образом связаны со Страстями Христа. Это 12 часов по полудни (6 час в соответствии с еврейским временем) и 3 час дня (9 час согласно еврейскому времени). В 12 часов был распят Христос на Голгофе, а его мучительные страдания завершились в 3 час дня, когда Он сказал «Свершилось». «И преклонив главу, предал дух!» (Иоан. 19, 30)!. Богослужебная наша книга, которая называется «Часослов» имеет последования этих двух часов.
Нам не следует, мои христиане, забывать о том, что нам следует каждый день говорить распятому нашему Господу: «Благодарю Тя, Христе мой, Который распялся за мя»!
Со многими молитвенными пожеланиями
+ Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия
† Ὁ Μητροπολίτης Γόρτυνος καί Μεγαλοπόλεως Ἰερεμίας
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.
http://aktines.blogspot.ru/2017/04/blog-post_4.html