Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Пророк Илия

Святой пророк Божий Илия

Среди всех ветхозаветных пророков особое место занимает пророк Илия, святую память которого чтит сегодня Церковь. В текстах Нового Завета имя пророка Илии часто упоминается Иисусом. Захария, отец Иоанна Предтечи, говорил, что Иоанн явится «в духе и силе Илии», то есть будет обладать чертами и рвением пророка Илии, будто он и был самим пророком Илией, возвращения которого ожидал народ. Иисус Христос, свидетельствуя о пророке Иоанне и восхваляя его, назвал его Илией, сказав, что, если народ желает, он должен принять его, ведь он и есть Илия, который должен прийти.

Примечательно, что ученики, находясь на горе в момент святого Преображения, видели двух пророков, Моисея и Илию, беседовавших с Иисусом Христом. «Явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:3). Все это показывает, какое исключительное положение среди пророков занимает Илия в народном сознании. Даже в Иисусе Христе, слушая Его учение и наблюдая Его чудеса, люди видели вернувшегося на землю пророка Илию. Иисус Христос спрашивает: «За кого люди почитают Меня?». И ученики отвечают: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию».

Пророк Илия происходил из города Фисвы, находящегося за Иорданом, вследствие чего его называют Фисвитом. Он пророчествовал в годы царствования царя Ахава, бывшего у власти в период с 873 по 854 гг. до Рождества Христова. Ахав и в особенности его жена Иезавель были нечестивыми людьми, и проповедь пророка Илии была направлена против них.

Иезавель, которая по своему происхождению не была Израильтянкой, стала причиной того, что вера начала искажаться языческими традициями. Она преследовала пророка Илию, из-за чего ему приходилось постоянно скрываться. Ее ненависть к пророку Илие походила на ненависть Иродиады к Иоанну Предтече.

Первое важное событие, связанное с пророком Илией, – наступившая по его молитвам засуха, продлившаяся три с половиной года. В это время пророк скрывался в пещерах за рекой Иордан. Там он нашел источник с водой, а каждое утро ворон приносил ему еду. Когда вода исчезла, пророк покинул ущелье и жил в доме одной вдовы. В доме нашлось немного муки и масла, однако, пока пророк находился в этом доме, они не имели недостатка в еде. У вдовы был ребенок, но однажды случилось так, что ребенок заболел и умер. По молитвам пророка ребенок воскрес.

Второе важное чудо, явленное пророком Илией, – сошедший с неба, по его молитвам, огонь. По приказу царя Ахава были собраны четыреста языческих жрецов, находившихся под защитой Иезавель. Пророк Илия предложил им состязание. Жрецы подняли на жертвенник дрова и жертвенное животное для совершения жертвы и принялись бегать вокруг и призывать в течение всего дня языческого бога Ваала, чтобы тот ниспослал огонь, «но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха». Тогда пророк Илия приказал: «Прекратите! Сейчас я принесу свою жертву». Илия сделал свой жертвенник, возложил на него дрова, трижды полил их водой и помолился. После чего с неба сошел огонь и полностью сжег жертвенник.

Затем народ схватил 400 жрецов, а пророк Илия строго наказал их. Разъяренная Иезавель преследовала пророка, но он скрылся, поднявшись высоко на гору Хорив, где пятьсот лет назад Моисей услышал голос Божий и наблюдал горящий, но неопаляемый куст. Здесь пророк Илия скрывался в пещерах. Здесь Бог преподал ему важный урок, сказав: «Поднимись высоко на вершину, и увидишь Бога. Подует сильный ветер, начнется землетрясение, ты увидишь огонь, после чего подует легкий свежий ветер. Бог будет не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в этом легком дуновении».

Пророк Илия был человеком, горящим святым дерзновением. Как жизнь его была подобной пламени, так и на небо он вознесся в огненной колеснице. Аминь.

 

 Митрополит Сервий и Козани Дионисий, Живые иконы. С. 246 – 248.

 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 

Источник: http://www.pemptousia.ru/



Подписка на новости

Последние обновления

События