Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

29 июня (12 июля)

Православная Церковь по древнему преданию Римской Церкви совершает празднование святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

День Петра и Павла

Из авторитетного исторического источника "Церковной истории" (кн.2, , 24)  Евсевия Кесарийского:

"Когда власть Нерона окрепла, он устремился к делам нечестивым и восстал на веру в Бога Вседержителя. Писать о всех мерзостях, на которые он был способен, не наша нынешняя задача, да и многие оставили очень подробные рассказы  нем... недоставало ему одного: стать первым императором-гонителем веры в Бога".

Римлянин Тертуллиан так воспоминает об этом:

"Возьмите записи ваши о прошлом: вы найдете, что Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение, когда, покорив весь Восток, стал особенно свирепствовать в Риме. мы хвалимся таким зачинателем гонения, ибо кто же, зная его, не подумает, что Нерон не осудил бы христианства, не будь оно величайшим благом". (Апология V, 3)

Итак, этот первый среди властителей богоборец горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят; рассказ этот подтверждается именами Петра и Павла, уцелевшими на кладбищах этого города. это же утверждает и клирик, именем Гай, живший при Римском епископе Зефирине (202-218гг.).письменно возражая Проклу, главе катафригийской секты, он так говорил о тех местах, где положены священные останки упомянутых апостолов:

"Я могу показать тебе победный трофей апостолов. если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь".  

Petersinai.jpg

икона апостола Петра 6 век. Синайский монастырь

Что оба апостола мученически скончались в одно и тоже время, это подтверждает Дионисий, епископ Коринфский, в письме своем к римлянам:

"Вы в вашем сообщении соединили питомники, насажденные Петром и Павлом в Риме и в Коринфе. Оба насаждали у нас в Коринфе, одинаково научая нас; одинаково они вместе поучали в Италии и мученически скончались в одно и то же время".

Ватикан, базилика святого Петра, вид на место со святыми мощами апостола Петра

базилика святаго ап. Павла за стенами ( Basilica di San Paolo fuori le Mura), вверху сень над главным престолом базилики под которой хранятся святые мощи апостола Павла. В 2006 г. специальная археологическая комиссия, проводившая исследования гробницы апостола Павла, заявила, что под престолом, в его основании был обнаружен античный саркофаг с надписью "Paulo Apostolo Mart" (Павел Апостол Мученик). (см.St Paul burial place сonfirmed'. http://www.catholicnewsagency.com/news/st_paul_burial_place_confirmed/)

О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла сообщает, например, Блаженный Августин (не указывая, впрочем, что эти события разделяет ровно год):

" В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал…"

 

ТЕКСТ ПЕРЕВОДА "МУЧЕНИЧЕСТВА СВ\ТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА"

Перевод Мученичества святого апостола Павла сделан по электронной версии греческого текста, помещённого в TLG, которая воспроизводит текст Мученичества по изданию Martyrium Pauli / Ed. R. A. Lipsius // Acta apostolorum apocrypha. Vol. 1. Leipzig: Mendelssohn, 1891 (repr. Hildesheim: Olms, 1972): 104, 106, 108, 110, 112, 114–117. (Cod: 1,252: Acta, Apocryph., Hagiogr.)[44]. Издание Липсиуса является одним из самых авторитетных в этойобласти. В отличие от более поздних изданий текст Мученичества, помещённый у Липсиуса, хотя является критическим и не воспроизводит конкретную рукопись, однако наиболее связен и полон из опубликованных.

 

МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

I. Когда Лука пришёл из Галатии, а Тит из Далматии[45], они ожидали в Риме Павла. Увидев их, Павел возрадовался, так что вне городской черты Рима снял на своё иждивение дом[46], в котором вместе с братьями учил слову истины. Он стал известен и многие души обратил ко Господу, так что по всему Риму распространилась молва, и к нему присоединилось великое множество уверовавших из кесарева дома, и была великая радость. И некто Патрокл, виночерпий кесаря[47], поздним вечером пришёл в тот дом и, не сумев войти к Павлу из-за [обилия] народа, сел на высокое окошко и слушал, как Павел поучал слову Божию. Но по зависти нечистого диавола к любви братьев Патрокл упал с окошка и умер, о чём немедленно возвестили Нерону. А Павел, узнав [об этом] духом, сказал: “Мужи братия! Нечистый нашёл способ, чтобы искусить вас. Выйдите наружу и отыщите упавшего с высоты юношу, который вот-вот должен умереть. Поднявши, принесите его сюда ко мне”. И посланные принесли [юно­шу]. Увидев его, народ смутился. А Павел сказал им: “Ны­не, братия, да явится вера ваша: восплачемся же ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он оживил этого отрока, и вы останетесь беспечальны”. Когда же все восстенали, дыхание вернулось к отроку и его, усадив на коня[48], отослали живого вместе с другими, бывшими из кесарева дома.

II. Нерон же, услышав о смерти Патрокла, сильно опечалился, и когда пришёл из бань, приказал другому быть виночерпием[49]. А слуги возвестили ему: “Кесарь, Патрокл жив и стоит перед трапезой”. Но кесарь, услышав, что Патрокл жив, испугался и не хотел, чтобы он вошёл. Когда же тот вошёл, Нерон увидел Патрокла и, изумившись, спросил: “Патрокл, ты жив?”. А тот ответил: “Жив, кесарь”. Тогда Нерон сказал: “Кто оживил тебя?”. И отрок, охваченный духом веры, ответил: “Иисус Христос, Царь веков!”. Но кесарь, взволновавшись, сказал: “Так Он собирается царствовать над веками и разрушить все царства?”. И Патрокл ему ответил: “Поистине, Он разрушает все царства под небесами, и Сам будет единственным [Царём] во веки, и не будет царства, которое бы избегло Его”. Нерон же, ударив его по лицу, спросил: “Патрокл, и ты воинствуешь[50] этому Царю?”. И Патрокл ответил: “Истинно так, повелитель кесарь, ибо Он воскресил меня, когда я умер!”. И Варсава Иуст плоскостопый, и Урий[51] Каппадокиец, и Фест Галат, первые у Нерона, сказали: “И мы воинствуем тому же Царю веков”. Тогда Нерон их, которых весьма любил, жестоко мучив, заключил в темницу и приказал отыскать всех воинов великого Царя, и издал такой указ: “Всех, которых найдут христианами или воинами Христа, убивать”[52].

III. Тогда в числе многих других приводится и Павел. К нему присоединялись все, схваченные вместе с ним[53], так что кесарь решил, что он и есть предводитель воинов. И сказал Павлу[54]: “Человек великого Царя, но мой пленник, с какой целью задумал ты тайно придти в Римское государство и набирать воинов на моей территории?”. Павел же, исполненный Святого Духа, прежде всего сказал: “Кесарь, мы набираем войско не только на твоей территории, но со всей вселенной. Ибо так приказано нам: не отвергать никого, желающего служить моему Царю, Который — если и тебе будет угодно служить Ему — спасёт тебя. Ибо не богатство, ни блеск твоей нынешней жизни не спасут тебя, но только если покоришься [Ему] и умолишь Его. Ибо Он намеревается в один день[55] в огне сотворить брань с миром”[56]. Услышав это, кесарь приказал сжечь в огне всех заключённых, а Павла обезглавить по закону Римлян. Павел же не умолкал в слове, но был в общении с префектом Лонгом и центурионом Кестом.

И вот Нерон в Риме по действию сатанину многих христиан казнил без суда, так что Римляне, явившись во дворец, возопили: “Довольно, кесарь! Ибо эти люди — наши! Ты губишь силу Римлян!”. Тогда послушавшись их, Нерон прекратил [гонения] и приказал не трогать никого из христиан до тех пор, пока не решит, что делать с ними.

IV. Тогда Павел был приведён к Нерону согласно указу, и по его слову был осуждён на отсечение головы[57]. А Павел сказал: “Кесарь, не на малое время я живу для моего Царя. Даже если отсечёшь мне главу, сделаю вот что: восстану, чтобы зримо явиться тебе, что я не умер, но живу Господом моим Христом Иисусом, Который грядёт судить вселенную”. А Лонг и Кест говорят Павлу: “Откуда у вас такое царство, что вы веруете в него, не желая отречься даже до смерти?”. Павел же, сообщая им учение, сказал: “О мужи, находящиеся в таковом неведении и заблуждении! Обратитесь и спаситесь от огня, грядущего на всю вселенную! Ибо мы воинствуем не земному царю, как вы полагаете, но небесному, Богу Живому, Который из-за содеянных в этом мире беззаконий придёт как Судия. И блажен тот человек[58], который уверует в Него: он будет жить во веки, когда Он придёт очистить мир огнём[59]”. Тогда, умоляя его, они сказали: “Просим тебя, помоги нам, и мы освободим тебя”. Он же, отвечая, сказал: “Я не беглец Христов, но законный воин Бога Живого[60]. Если и знал бы, что умираю, сделал бы это, о Лонг и Кест! Но поскольку я живу для Бога и люблю себя самого, пойду ко Господу, чтобы явиться с Ним во славе Отца Его”. Они говорят ему: “Как же мы будем жить, если ты будешь обезглавлен?”.

V. Когда они ещё беседовали, Нерон отправил неких Парфения и Феретана посмотреть, обезглавлен ли Павел. Они же нашли его ещё живым. А Павел, обличая их, сказал: “Уверуйте в Бога Живого, Который и меня, и всех верующих в Него восставит из мёртвых”. Они же отвечали: “Мы сейчас возвращаемся к Нерону. Когда же ты умрёшь и воскреснешь, тогда мы поверим в твоего Бога”. И когда Лонг и Кест ещё больше умоляли Павла о спасении, он сказал им: “Придя тотчас утром сюда к месту моей казни[61], вы найдёте двух молящихся мужей, Тита и Луку. Они дадут вам печать в Господе[62]”. Тогда Павел, обратившись к востоку и воздев руки к небу, долго молился, и во время молитвы он, как и его отцы, произносил слова на еврейском языке. И ничего более не сказав, он вытянул шею. Когда же спекулатор отсёк его главу, на одежды воина истекло молоко[63]. Воин же и все предстоявшие, видя это, изумились и прославили Бога, даровавшего Павлу такую славу. А посланные возвестили кесарю обо всём произошедшем.

VI. И тот, услышав всё это, очень удивлялся и недоумевал. Около девятого часа, когда вокруг кесаря собралось много философов и военачальников[64], вошёл Павел и встал перед всеми и сказал: “Кесарь, вот я, Павел, воин Божий! Я не умер, но жив Богом моим[65]. Тебя же, несчастный, через немногие дни ждёт горе и великое наказание за кровь праведников, несправедливо пролитую тобой”. И сказав это, Павел вышел от него. А Нерон, услышав это и весьма испугавшись, приказал отпустить связанных, и Патрокла и всех, кто был с Варсавой.

VII. И как повелел Павел, отправившиеся утром Лонг и центурион Кест с благоговением подошли к месту казни Павла. Приблизившись, они увидели двух молящихся мужей и Павла между ними[66]. Увидев это, они были поражены невероятным чудом. А Тит и Лука, видя Лонга и Кеста идущих к ним, убоялись страхом человеческим и обратились в бегство. Тогда Лонг и Кест, устремившись за ними, говорили: “Мы преследуем вас не для того, чтобы предать смерти, как вы думаете, о блаженные человеки Божии! но чтобы вы дали нам жизнь, как обещал нам Павел, которого мы только что видели с вами стоящего и молящегося!”. И услышав это от них, Тит и Лука с великой радостью преподали им печать Господню, прославляя Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа[67], Которому слава во веки веков. Аминь. (журнал "Альфа и Омега")

File:Ciborio S. Paolo fuori le mura.jpg

сень над мощами св апостола Павла, базилика апостола Павла за стенами, Рим

СЛОВО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО

 

Апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел

В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

Петр апостол
Петр апостол

 

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", - удостоился от Спасителя услышать в ответ: "Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою" (Мф. 16, 16 - 18). На "сем камени" на том, что ты сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" Петр, а не от Петра "камень", точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого "камня" апостол Петр так назван? - Послушайте апостола Павла: "Не хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол Христов, - яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос" (1 Кор. 10, 1 - 4). Вот от какого "Камени" Петр!

Апостол Петр
Апостол Петр

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли., будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех" (16, 19). Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", - и вслед за тем: "Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (Ин. 20, 22 - 23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех" (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные., чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, - говорит Премудрый, - кийждо затязается" (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

Апостол Павел
Апостол Павел

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. "Симоне Ионин, - говорил Господь Петру, - любиши ли Мя?" И Апостол отвечал; "Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя"; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя". "И глагола ему Иисус" во все три раза: "Паси овцы Моя" (Ин. 20, 15 - 17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрове пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были "ключи Царствия" и право "вязать и решить", сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26, 69 - 75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. "Внимайте себе и всему стаду, - взывает апостол Павел к пресвитерам церковным, - в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян. 20, 28); и апостол Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец" (1 Пет. 5, 2 - 4).

Апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел

Замечательно, что Христос, говоря Петру: "паси овцы Моя", - не сказал: "паси овцы своя", - но паси, благий рабе, овцы Господни. "Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся" (1 Кор. 1, 13)? "Паси овцы Моя". Ибо "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящий стада" (Мф. 7, 15Деян. 20, 292 Пет. 2, 1Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Ин. 10, 11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой.

Апостол Павел
Апостол Павел

 

И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, "дышал прещением и убийством на учеников Господних" (Деян. 9, 1), жаждал крови, но - "Живый на Небесах посмелся ему" (Пс. 2, 4). Когда он, "гоня и озлобляя" таким образом "Церковь Божию" (1 Кор. 15, 9Деян. 8, 5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: "Савле, Савле, что Мя гониши?" - Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами - члены Тела Христова. "Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати" (Деян. 9, 4, 5). Савл же, "трепеща и ужасаяся", возопил: "Кто еси, Господи? Аз есмь Иисус, - ответствовал ему Господь, - Егоже ты гониши". И Савл внезапно переменяется: "Что мя хощеши сотворити?" - восклицает. И бысть к нему Глас: "Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити" (5, 6). Тут Господь посылает Ананию: "Востав поди на стогну" к человеку, "именем Савлу", и крести его, "яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами израилевыми" (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. "Отвеща же Анания: "Господи, слышал от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся нарицающия Имя Твое" ( 13, 14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: "Ади и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати" (11, 15, 16).

Апостол Петр
Апостол Петр

И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, - прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его, то есть "малый, немногий, меньший", показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: "Аз есмь, - говорит он. - мний Апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1 Кор. 15, 9, 10). Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, "во еже уподобитися им" (2 Сол. 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но "толиким облежащим нас облаком свидетелей" (Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам "Начальник веры и Совершитель" Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? - Тот, Кто сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).



Подписка на новости

Последние обновления

События