Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

+ Митрополит Сервий и Козани Дионисий Псарианос

Самое важное и истинное новогоднее пожелание

31 декабря 2014

Из всех пожеланий, которыми люди обмениваются в преддверье Нового года, самым верным для нас, христиан, является церковная молитва «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати». Действительно, самое важное и искреннее пожелание – прожить оставшееся время нашей жизни в мире и покаянии.

Когда Церковь говорит «в мире», она имеет в виду не просто внешнеполитический мир, но, прежде всего, внутренний душевный мир, от которого зависит мировое спокойствие. Поистине, мир не найдет покоя, пока этого не сделают люди, открываясь и принимая в свое сердце Божью благодать.

ÃÉÏÑÔÇ ÁÃÃÅËÙÍ

Бог не находится вне этого мира и не наблюдает издалека ход человеческой жизни. Как в начале сотворения мира Дух носился над бездною, так и сейчас Дух Божий находится над миром, хранит его и направляет. Это не рок и не слепое принуждение, но Божественное Слово, руководящее творением, и Божественная благодать в сердцах людей. Мир не брошен на произвол судьбы, путь его осмыслен, а конец известен.

Церковь рассказывает нам о том, что было «в начале» и проповедует о «конце времен». Священное Писание, являющееся откровением Бога Церкви, используя язык не науки, но дух веры, повествует нам о начале и конце мира. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11:3), – пишет о начале мира апостол Павел. Это означает, что посредством веры мы осознаем, что мир был сотворен по слову Божьему. О конце же апостол пишет следующее: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Иными словами, небеса исчезнут, окружающая природа будет охвачена огнем, земля и все человеческие заботы обратятся в пепел.

Такой конец являет собой не разрушение мира, но его изменение и преображение, которое приведет нас «от нынешнего века в будущий», в новый негаснущий день, в нескончаемый восьмой день творения и воскресения.

Когда Церковь в своей молитве об оставшемся времени нашей жизни говорит о покаянии, она имеет в виду состояние готовности в ожидании этого конца, ибо, когда он наступит, нам неизвестно. И речь идет скорее не о конце мира, но о конце нашей жизни – нашем собственном конце для этого мира. После этого, по словам Иисуса Христа, «приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4).

Все, что необходимо нам для нашего спасения, мы должны сделать сейчас, в продолжение земного существования, называемого жизнью. Наша жизнь – это некоторый срок, предоставляемый нам для работы над «капиталом», который дал нам Бог. А Бог – это «образ», чтобы мы, насколько сможем, достигли «подобия». Это вопрос нашего личного труда и усердия.

Многие люди, как невоцерковленные, так и те, кто называет себя христианами, не задумываются над этим, считая, что жизнь не является ответственностью, долгом, работой, трудом и усердной попыткой создать самих себя и этот мир. Для этого мы и пришли в этот мир, чтобы созидать, сначала самих себя, а затем, по мере сил, распространяя свои усилия на окружающую действительность.

Мы пришли не только брать у этой жизни, но и отдавать. Наш долг – сначала отдавать и лишь потом брать: отец и мать – детям, брат – брату, иерей – пастве, учитель – ученику, гражданин – родине, правитель – своей стране.

Очевидно, что в наши дни взгляды людей изменились: все требуют прав, все желают брать, но никто не задумывается, что он дает другим, что он делает для своего личного совершенствования, для других людей, для своей страны. Иначе быть не может, ведь в этой жизни мы существуем не сами по себе, вне зависимости от места. Мы представляем собой человеческое общество, сосредоточенное в определенном географическом пространстве – деревне, городе, стране. Люди и обстоятельства оказываются настолько прочно связанными, что никто не может сказать о себе, как об одиноком, независимом и свободном, могущем делать то, что ему нравится.

То, как мы говорим сегодня, в первый день нового года, похоже на то, как Церковь обращается к своим чадам. Поскольку пастырь Церкви, обращаясь и говоря с чадами Церкви, верующими христианами, старается донести именно эту точку зрения. И слово его – это не что иное, как слово веры, слово созидания и утешения народа Божия.

Примите эти слова не как формальные, которые произносятся только для того, чтобы быть сказанными или чтобы произвести впечатление, но как слова, несущие жизнь, как слово Божье, сказанное со смирением и любовью. Примите молитву Церкви и помолитесь сами, чтобы все мы прожили оставшееся время нашей жизни в мире и покаянии. Аминь.

(Митрополит Сервийский и Козанский Дионисий «Ο Λόγος του Θεού». Т. 1. С. 29 – 32).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События