Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Новая экклесиология

Вселенского Патриарха Варфоломея

νέα κκλησιολογία το Οκουμενικο Πατριάρχου

κ. Βαρθολομαίου

Η ΝΕΑ ΕΚΚΛΗΣΙΟΛΟΓΙΑ ΤΟΥ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΟΥ ΠΑΤΡΙΑΡΧΟΥ Κ. ΒΑΡΘΟΛΟΜΑΙΟΥ

Со скорбью все мы свидетельствуем о разыгравшейся несколько месяцев назад драме на Святой Земле. Вселенский Патриарх г-н Варфоломей в рамках встречи с Папой Франциском в Иерусалиме 25 мая текущего года среди прочего сформулировал новоявленную и совершенно чуждую Православию экклесиологию, которая собой представляет худшее проявление и кульминацию некого искаженного отклонения в области экклесиологии, которое уже многими продвигается. Эта новая экклесиология отвергает неразрушимость и неповрежденность Церкви, поскольку она, согласно Святым Отцам, является «Богочеловеком Христом, распространившимся на все века и на всю вечность. Поэтому Церковь не имеет «ни пятна, ни порока или чего-то сему подобного»[1]. Напротив, согласно словам Патриарха, Церковь, вопреки воле Всесильного Христа, разделена.

 

1. Изложения экклесиологии «разделенной церкви»

«Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь, основанная «в начале бывшим Словом», Которое «было у Бога», и «было Бог» Словом, согласно словам евангелиста любви, к несчастью, по причине преобладания на земле человеческого бессилия и ограниченности человеческого рассудка, со временем оказалась разделенной. Также были сформированы учреждения и разнообразные группы,  каждая из которых сама по себе претендовала на «авторитетность» и «истину. Истина, Одна, однако: и Церковь основанная Христом Одна».

«К несчастью человеческие факторы возымели преобладание, результатом чего накопились «богословские», «практические» и «социальные» дополнения, что привело Поместные Церкви к разделению единства в вере, изоляции, что время от времени приводило к возникновению враждебной полемики»[2].

Эта позиция вовсе не нова, уже ранее Вселенский Патриарх изложил свой взгляд относительно равенства Православной Церкви и ереси Папизма:

«Общее сакраментальная концепция Церкви появилась, сохранялась и передавалась во времени (диахронически) посредством апостольского преемства…Смешанная Комиссия смогла заявить, что наши Церкви признают одна другую как Церкви Сестры, которые совместно несут ответственность за сохранение единой Церкви Божией, с верой в Божественный план, и в некий особый совершенный образ Его попечения о единстве […]. В этой перспективе мы побуждаем наших верующих, католиков и православных, укреплять дух братства, который проистекает от единого Крещения и участия в сакраментальной жизни»[3].

«Посредством осознания вредности элементов старой закваски, что является предпосылкой для подлинного и спасительного покаяния, выявляется и польза диалога […]. Поскольку одна Церковь признает, что и другая Церковь является хранительницей божественной благодати, и наставником на пути спасения, то исключено, является противоречием выше сказанному, стремление оторвать верующего от одной Церкви ради того, чтобы присоединить его к другой Церкви. Потому что каждая поместная Церковь я не является ведущей борьбу с другой поместной Церковью, но является одним телом с ними и желает жить в единстве ее во Христе, то есть восстановления ее, того, что было нарушено в прошлом, а не поглощать другую»[4].

Это весьма странное расширение Церкви не оставило вне церковного сада и еретиков протестантов, На IX Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Порто Аллегре в Бразилии (февраль 2006 г.) г-н Варфоломей в 2008 году заявил:

«Итак, освободившись от напряженности прошлого и решив оставаться соединенными и действовать сообща, мы постановили во время  IX Ассамблее в Порт-Аллегри в Бразилии заложить основу для некоего нового периода в жизни Совета»[5].

К общему удивлению, окончательный документ этой Ассамблеи провозглашает о «церквах» ВСЦ:

«Каждая церковь является кафолической Церковью, но не вся она. Каждая церковь исполняет свою кафоличность, когда она имеет общение с другими церквами […]. Одна церковь без других  делает нас обедненными» [6].

Советник патриарха по богословским вопросам митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) также считает, что любая еретическая или раскольническая группа, которая использует «крещение» любого вида, находится в церкви. Крещение создает некую границу Церкви. Теперь с помощью этой крещальной границы становится понятным, где существует разделение, но как бы то ни было в этих границах разделение которое имеется внутри Церкви не то же самое, что разделение между теми, которое находятся вне этой крещальной границы (…). Но даже если в пределах крещения и существует расщепление, разделение, раскол, то можно даже говорить о Церкви». (7)

Произвольно расширяя границы Церкви г-н Иоанн ограничил и пространство ереси. По его словам каждая ересь, которая непосредственно не противоречит Символу Веры, как например монофизитсво-монофелитство (т.н. «дохалкидониты»), иконоборчество, анти-исихазм, этнофилетизм и т.д. «входит в церковь-оцерковляется» (κκλησιαστικοποιεται):

«Ересь, то есть уклонение от того, во что верует и исповедует посредством Символа Церковь, автоматически выводит из Церкви. Однако проблема возникает с того момента, когда это воззрение абсолютизируется(…)»[8].

Все выше сказанное оказывается ни чем иным как демонстрацией и отражением линии старых высказываний патриарха Афинагора,  наставника лидеров Всеереси Экуменизма:

«В движении, направленном к соединению, не идет речи о том, чтобы вести церковь к чему-то другому, но давайте  все вновь заново учредим Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь,  при сосуществовании Восточной Церкви и Западной, как мы жили до 1054 года не взирая на существование  и тогда богословский отличий»[9].

2 Исторические случаи, когда была применена эта новая экклесиология.

Эти убеждения Вселенского Патриарха были подтверждены на практике в различных его экуменических мероприятиях: например, при присутствии или совершении совместной молитвы Вселенского Патриарха во время вечерни престольного праздника в Риме (июнь 1995год), на похоронах Папы Иоанна Павла II  (апрель 2005 года), во время папской литургии в Ватикане  (июнь 2008),  в участии в заседании Собора католических епископов (октябрь 2008), и на первой официальной литургии Папы Франциска (март 2013). Во время общего благословения православных верующих г-ном Варфоломеем и кардиналом Кассиди (Фанар, престольный праздник 1992г.), а также и совершении совместной молитвы с Папой Бенедиктом XVI во время Патриаршей литургии в Фанаре (ноябрь 2006г.), где Папа, нося на себе омофор, читал «Отче наш» и пел Многолетие! Во время недавней (май 2014г.) совместной молитве в Иерусалиме перед Всесвятым Горобом Господним. Даже, при подношении святой Чаши в качестве дара новоизбранному униатскому епископу «Каркавии» Димитрию Салахе (Афины, май 2008). Участие папского епископа Louis Pelâtre вечери любви на Пасху в Фанаре в 2009году, обычай, который был продолжен и в последующие годы, при дозволении входить инославным в священный Алтарь через Царские врата. Участие г-на Варфоломея на Соборе Англикан в Ламбетском дворце (ноябрь 2013г.). Все эти и другие события были украшены совместными молитвами, приветственными речами или же совместными церковными мероприятиями, заявлениями. В рамках своих поставленных экуменических целей г-н Варфоломей не забыл побудить нового Болгарского Патриарха, Блаженнейшего г-на Неофита, оказать содействие возвращению Болгарской Патриархии в Экуменическое движение, из которого она вышла в 1998 году[10].  

 

3. Отказ от веры Символа Веры «в Единую Церковь»

Как выше названные заявления, так и факты предопределяют твердую экклесиологическую линию Вселенского Патриарха г-на Варфоломея. Его недавнее заявление, сделанное в Иерусалиме, вполне ясно указывает на очевидную противоречивость или раздвоенность этой экклесиологии, характерные для Экуменизма, поскольку она говорит о Единой Церкви, но как о «во времени разделенной». Так, например патриарший текст создает путаницу, так что вполне очевидно, что он не и вполне ясно, что он не был написан по вдохновению святого Духа, Который является Духом «истины-правды» (εθές)[11]. Становится даже совершенно понятно то, что эта точка зрения является сознательным отрицание, по крайней мере, единства «Единой» Церкви как ее особенности и ее онтологического свойства. Включение этой особенности Церкви к в экклезиологическую часть текста Символа веры является выражением самосознания Церкви [αὐτοσυνειδησία] и опыта жизни Церкви во Святом Духе. Следовательно, тот, кто сознательно сомневается или отвергает веру Церкви в то, как она была определена со всей точностью в оросах-определениях Вселенских Соборов, а, в особенности, в статьях Символа Веры имеющих вполне однозначное понимание, кто бы это ни был клирик или мирянин, само собой разумеется, что он отпадает от тела Церкви, и в соответствии с решениями Вселенских Соборов, подлежит отлучению или извержению из священного сана[12].

 

4. Церковь является вечной неразрушимой, нерушимым единством Христа и верующих.
Вполне ясным является обещание Господа, что «врата ада не одолеют»[13] Церковь, и даже больше того, утверждение, что «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее»[14], ниспровергает всякое утверждение Патриарха, что «человеческие факторы стали преобладать» во втором тысячелетии истории Церкви! В этом случае вполне ясными являются утверждения Отцов: для Василия Великого, что Христос «был рожден» в Церкви, и «дал ей дар быть незыблемой» [15]; Григорий Богослов называет Церковь «великим наследием Христа, которое никогда не перестанет быть, но будет вечно водимой», в то время как Иоанн Златоуст провозглашает, что  в Священном Писании Церковь называется «горой, которую не сдвинут и камни, поскольку она вечна, нетленна»[16]. Святитель Нектарий Пентапольский, единогласный с исповеданием всех Святых Отцов, утверждает, что Церковь «является единственным столпом и утверждением истины [17], потому что Дух Утешитель пребывает на века» [18]. Постоянное присутствие Духа  Святого сохраняет Церковь, и именно поэтому завершенным, «доведенным до конца» является дело Христа, Который «совершил Свое дело и возвеселил своих друзей»[19].

 

Мы считаем, что в Церкви, как в вечном Богочеловеческом установлении, которое «распространяется не только повсюду во Вселенной, но и на все века»[20] и, следовательно, она не может быть побеждена или прекратить свое существование. Понятно, что это распространение на пространство и на время не относится к какой-то ноэтической  Церкви находящейся «вне времени» (ἄχρονη), но к воинствующей Церкви «во времени» (ἐν χρόνῳ), которая исторически является как единством-кинонией верующих [21], потому что это «град, который поставлен на вершине горы» и «дом Божий дома видимый повсюду всеми».[22]
 

Сверхъестественное единство Церкви как Тела Христова является неким свойством, сохраняемым совершенно и неизменно Главой Церкви [23], посредством постоянного присутствия Его Святого Духа в ней [24], со дня Пятидесятницы и до конца времен. Верующие как Тело Головы, которой является Христос, являются необходимым наполнением Церкви, «полнота Того, Кто наполняет все во всем»[25] Христа, поэтому Единая Церковь не может мыслиться «вне времени», то есть без верующих на земле. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ибо, где глава, там тело. Нет же никакого перерыва между главой и телом, и если бы (связь между ними) прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы. […].Видишь, как (апостол) представляет, что (для Христа, как главы) нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно […].Итак, тело Его составляется из всех (членов). И значит: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом»[26]. Вот почему Бог прославляется и во Христе и в Теле Христа, Церкви, единственным Спасителем которой является Богочеловек [27] Который «питает и греет ее»[28]. Тот, кто не верит в продолжение Воплощения, Церковь, тот не верит во Христа. Церковь является продолжением Воплощения во времени. Точно также как Господь был видим и осязаем, и Ему во плоти и во времени поклонились, то же самое продолжает происходить и с Его Телом Церковью, по-прежнему, единой и святой во времени. Если бы мы были принять разделение Церкви, то мы бы приняли бы аннулирование Воплощения и спасение мира.[29]
 

5. Поскольку Христос «не может быть разделен», то, само собой разумеется, что единство является «достоянием» Церкви
 

Церковь обладает единством как своим онтологическим свойством, и она него не ищет, она его просто хранит «стараясь сохранять единство духа в союзе мира»[30]. Это существенная характеристика Церкви, поскольку «имя Церкви не разделение, но ее имя единство и согласие»[31]. Разделенность Церкви и ее распад это невероятная и тончайшая фантазия. Святитель Нектарий Эгинский Чудотворец выступая против протестантской теории о «невидимой Церкви», кажется, спросил Патриарха: «Что  же это за имя Церкви,  когда члены изолированы и не знакомых друг с другом, и не составляют органичность, что же эта за система никогда неразрушимого единства в истинном смысле этого слова?» [32] "
 

Таким образом, единство в догматической вере также является данностью Церкви; потому что, как Христос, Глава Церкви не может быть разделен на части, «Христос не разделяется»[33], так же в Церкви существует «один Господь, одна вера, одно крещение»[34], а не догматическая полифония-разногласие. Церковь формирует единую веру во Христа в христоименитой полноте, «согласно единству веры и благодати и призванию других верующих присоединиться к единой форме». [35]

 

6. Отсечение еретиков не наносит вреда Церкви
Тот, кто отпадает от согласия в богословском исповедании веры, и становится засохшей виноградной лозой, которая была отрезана от Виноградника [36], сам нет ответственность за это, как вполне ясно предупреждает святитель Иоанн Златоуст:  «Пребывай в Церкви и не будешь предан Церковью. Если же ты убежишь из Церкви, то Церковь не виновна [...] Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем, и это – не от ограды, но от твоего малодушия.[…] Церковь - не стена и кровля, но – вера и жизнь». [37]

В соответствии с выше сказанным отсечение еретиков латинян от Единой и Кафолической Церкви и отвержение ею еретиков  ей не повредило («не будеm предан Церковью»), ни никто не сможет ей причинить вреда. Весьма ясно Православные Патриархи на Соборе 18 столетия заявляют  о богочеловеческом устроении Церкви и об отпадении латинян по причине гордости Папы: «После многих лет пребывания под воздействием лукавого Папа Римский, впал в заблуждения и нелепые догматы и нововведения, отпали от  числа членов тела благочестивой Церкви [...] Ныне же четыре части паруса сохраняются на месте, скрепленные и сотканные вместе, мы  теперь совершаем плавание с легкостью по волнам моря этой жизни не испытывая кораблекрушения [...]. Таким образом, для нас, благочестивая Церковь Христова стоит на четырех столпах, то есть на четырех патриархах, и она неприступна и непоколебима»[38].
Ересь, конечно, не только является  серьезным принесением вреда церковной вере, но и в небольших вопросах веры, которые всегда приводят к худшему. Вместе со многими другими святыми, Патриарх Константинопольский святитель Тарасий замечает: «Что же касается догматов то же самое, что погрешать  в малом или во многом, ибо в обоих случаях разрушается закон Божий»[39]. А великий патриарх Геннадий Схоларий II соглашается с этими словами, заявляя: «Тот является еретиком, кто погрешает против истины веры либо в малом, либо в большом»[40].
 

7. Отменено ли Священство Епископов?
 

Последовательное истолкование этой новой экклесиологии поставило Патриарха и всех епископов в положение «дефицит-неполноты» (λλιπες=deficient) в отношении к действительному священству Христову а, следовательно, сделало их местоблюстителями, а не преемниками их кафедр, и инспекторов, а не совершителями таинств Церкви. Епископы становятся не причастными полноте священства Церкви, если прав г-н Варфоломей. Если же в течение времени Единая Церковь, Тело Христово распалось, тогда церковная иерархия, которая в Духе Святом находится в общении с небесной иерархией, согласно прп. Максиму Исповеднику, то оно «вкушает» просвещение иерархии, поскольку «через боговидение иерарх озаряется первым, а после этого он передает его тем, кто находится под его руководством к совершенству, те он раздает просвещение».
Из приведенных выше догматических выводов, кратких, но всесторонних (насколько позволяет место), расстояние между Патриаршими заявлениями от Православия становится ясно, как в солнечный день, что. Вселенский Патриарх Варфоломей верит в «расширенную и разделенную» Церковь; расширенную, потому что он считает еретиков, как бы то ни было, принадлежащих к Церкви в силу «крещения», независимо от их еретических догматов и их пребывания в расколе, а не в общении с Церковью; разделенной, потому что не существует «интеркомьюнион» между православными и еретиками. По словам патриарха, хотя Единая Церковь является разделенной «в истории», она продолжает существовать «как-то-как-нибудь».
 

Однако нетрудно увидеть, что в вере Церкви это единство Церкви является онтологическим и неотъемлемой ее характеристикой, потому что она является Телом неделимого и Всесильного Христа Бога. Как Тело Христа и завершения дела Христа, Церковь не может быть разделена, потому что это будет означать Ее разрушение и «поражение» Божественности [Христа]. Церковь перестанет существовать, потому что сама Церковь является исполнением обещания о вечном спасении на земле.
 

Единство Тела Церкви выражается, между прочим, в уникальности ее догматической веры, оспаривание которой является ересью, потому что это оспаривание основ нашего спасения. Христос показал, что тот, кто отделился от Виноградника, т.е. от Него Самого, увядает как ветвь и гибнет. Патриарх Варфоломей считает, что образ живой и сочной Виноградной лозы Тела Господня без засохших ветвей, которые в силу их ответственности отрезали себя, является недостаточным,  «расщепленным». А поэтому, как бы то ни было, мы должны «привить» эти ветви к Лозе,  хотя бы они были бы мертвые, заново привить к церковному Телу истинной Жизни, Живого Христа.
 

8. Прошлое сопротивление, прекращение поминовения Патриарха Афинагора
 

Инновационная экклесиология Вселенского Патриарха Варфоломея выставила Экуменизм под знамением пренебрежения к догматам, что проводилось еще патриархом Афинагором, а в настоящее время, ужасных искажений православной веры; по-видимому, декларация о «распаде» Единой Церкви является необходимой для Экуменизма, дабы «новая церковь» могла бы быть «вновь создана» в гармонии с экуменическими предначертаниями.
 

В дни Патриарха Афинагора, вся Святая Гора Афон оказала сопротивление экуменическим увертюрам патриарха. Три митрополита Элладской Церкви, сославшись на 31-ю Апостольское правило и 15-е правило Двукратного Собора,  законным образом выразили церковное противостояние посредством прекращения поминовения Патриарха. То же самое было сделано и восемью святогорскими монастырями: «через решение Заседания Чрезвычайного Двойного Священного Синаксиса, которое состоялось 13 ноября 1971 года [...] каждая священная обитель, как самоуправляемая, свободно поступала в соответствии с ее совестью относительно этого вопроса»[44]. Прекращение этого поминовения имени Патриарха, без дальнейшего отделения [«ограждения» ἀποτείχιση  ] или полного разрыва в общении [с другими православными] всегда представляет собой похвальную позицию, потому что, как определяет 15 священное правило Двукратного собора (861 г.)[45] те, кто таким образом реагируют «не расколом пресекли единство Церкви, но, напротив, потщились охранити Церковь от расколов и разделений». Т.е, кто с такими благими намерениями прекращают поминовение епископа еретически мsслящего, «осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей» именно поэтому они «не только положенной правилами епитимии, но достойны чести, подобающей православным»[46].  ".
Мы опечалены тем, что реальное развитие событий не внушает оптимизма в отношении возможного изменения направления патриарха Варфоломея. В связи с предстоящим визитом Папы Франциска в Фанар для участия в престольном празднике святого апостола Андрея Первозванного, 30 ноября 2014 года, в очередной раз возникает на мрачном горизонте возрастание степени литургического участия Папы в православной Божественной литургии: носящего омофор [облачение епископа], обменивающегося литургическими лобзаниями мира с Патриархом (что не предполагается для тех, которые не служат литургию, но только кто в ней участвуют), чтение Папой «Отче наш», молитвы с явной евхаристической анафорой (хлеб наш насущный) и которую необходимо читать предстоятелю от имени православного народа, а также каждение Папы и восхождение с ним на амвон для произнесения проповеди.
 

Все это не только совместная молитва, поскольку, несомненным является то, что Божественная литургия начинается не со слов  «со страхом Божиим, верою и любовью приступите», но со слов «Благословенно царство»[47]. По словам о.  Александр Шмемана «с точки зрения традиции сакраментальный характер Евхаристии не может быть искусственно сужен до одного действия, до одного момента всего устава. У нас есть «чин», в котором все части и все элементы имеют важное значение, они органично связаны друг с другом в одно сакраментальное строение. Другими словами, Евхаристия есть таинство от начала до конца, и его исполнение или завершение «становится возможным» за всей литургией»[48].
 

Мы молимся, чтобы Вселенский Патриарх Варфоломей осознал свою огромную ответственность в отношении тех, которых он вводит в заблуждение и обнажает Церковь от «хитона истины, сотканного из горнего богословия» [49]. Ничто из православных догматов и никогда не должно быть утрачено. Ничто и никогда не может быть изменено. Нет каким-то новым решениям, которые будут изменять старые суждения. Не может быть никакого догматического развития, ни в каком виде или форме[50].
 

«А смущающий вас, кто бы он ни был,  понесет на себе осуждение».[51]


Источник: http://www.theodromia.gr/A9455A79.el.aspx

©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» декабрь 2014 года

 

 

Во время повторной публикации  (8/12/2014) данный Меморандум уже был подписан около 3000 православными христианами, в том числе шестью митрополитами Элладской Церкви, многими настоятелями монастырей, духовенством, монашествующими и мирянами. Те, кто желает принять участие в этой скромном исповедании православной веры, могут сделать это подписав документ,  "Я согласен с этим документом против новой экклесиологии Вселенского Патриарха Варфоломея и одобряю его», поставив свою подпись, ваше имя, место работы, или несения послушания, имя города вашего проживания в специально отведенном месте на интернет-сайте «Θεοδρομία».

Для отправки своей подписи следует перейти на страничку: http://www.theodromia.gr/A9455A79.el.aspx

Далее в верхней части вы найдете на греческом языке текст, выделенный красным шрифтом кликнуть на месте «πατῆστε ἐδῶ»после чего перейдите на страничку для заполнения ваших элементарных сведений о себе. Это не сбор персональных данных.

Подписали следующие иерархи Элладской Православной Церкви:

Митрополит Дриунопольский Андрей

Митрополит Пирейский Серафим

Митрополит Глифадский Павел

Митрополит Кифирский Серафим

Митрополит Этолийский и Акарнийский Косма

Митрополит Гортинский Иеремия

а также:

Архимандрит Агафон кафигумен священной обители Кастомонит, Святая Гора Афон

Протопресвитер Георгий Металлинос, почетный профессор Афинского университета

Протопресвитер Феодор Зисис, почетный профессор Фессалоникского университета,

Архимандрит Афанасий, кафигумен священной киновиальной обители Ставровуни, Никосия, Кипр и др.

Подписи духовенства см: /images/st/1965/img_1965_b0345115a8c477880172942cd47abf70.pdf

 

СНОСКИ

[1]. Прп. Иустин Попович. Человек и Богочеловек, исследования по православному богословию.   ΑΓ. ΙΟΥΣΤΙΝΟΣ ΠΟΠΟΒΙΤΣἌνθρωπος καί Θεάνθρωπος· μελετήματα  Ὀρθοδόξου Θεολογίαςἐκδ. Ἀστήρ, Ἀθῆναι 1987, σελ.182 (Κεφάλαια Ἐκκλησιολογικά, §33). Βλ. καί Ἐφ.5, 27. 

[2]. Вселенский Патриарх в обращении к Патриарху Иерусалимскому: Мы оба духовно и властно сохраняем Фермопилы «Οικουμενικός Πατριάρχης προς Πατριάρχη Ιεροσολύμων: Αμφότεροι φυλάσσσομεν πνευματικάς καί κυριαρχικάς Θερμοπύλας», Amen.gr (24 Μαϊ 2014)http://www.amen.gr/article18151 (παράγραφος §4).

[3]. Совместная Декларация, подписанная в Ватикане Папой Иоанном Павлом и Патриархом Варфоломеем  29 июня 1995г. «Common Declaration Signed in the Vatican by Pope John Paul II and Patriarch Bartholomew I, June 29, 1995», EWTN Global Catholic Network,http://www.ewtn.com/library/PAPALDOC/BARTHDEC.HTM. Βλ. καί Ἐπίσκεψις 520 (31-7-1995) 20.

[4]. Приветственное слово папской делегации во главе с  кардиналом Вильямом Кеелером на престольном празднике Константинопольской Патриархии ( Προσφώνησις πρός τήν παπικήν ἀντιπροσωπείαν ὑπό τόν Καρδινάλιο William Keeler, κατά τήν Θρονική Ἑορτή τοῦ Πατριαρχείου ΚΠόλεως (1998) ἐν Ἐπίσκεψις, ἔτος 29ον, ἀρ. 563 (31-11-1998).

[5]. Слово произнесенное в связи с 60-летним юбилеем учреждения ВСЦ« Ὁμιλία ἐπ’ εὐκαιρίᾳ τῆς ἑξηκοστῆς ἐπετείου ἀπό τῆς ἱδρύσεως τοῦ Παγκοσμίου Συμβουλίου Ἐκκλησιῶν» (Καθεδρικός Ναός Ἁγίου Πέτρου Γενεύης, τήν 17ην Φεβρουαρίου 2008) ἐν http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=876&tla=gr

[6]. Μτφρ. ἀπό τό Called to be the One Church, §6 καί 7 ἐν God, in your Grace ... Official Report of the Ninth Assembly of the World Council of Churches, ὑπό Luis N. Rivera-Pagán, WCC Publications, Geneva 2007, σ. 257.

[7]. «Orthodox Ecclesiology and the Ecumenical Movement», Sourozh Diocesan Magazine (Ἀγγλία), τόμ. 21 (Αὔγουστος 1985), σ. 16.

[8]. «Ἐκκλησία καί ἔσχατα», Ἐκκλησία καί Ἐσχατολογία, Ἱ.Μ. Δημητριάδος, Ἀκαδημία Θεολογικῶν Σπουδῶν, ἐκδ. Καστανιώτη, Ἀθήνα 2001, σ. 30.

[9]. Патриаршее послание на праздник Рождества Христова Πατριαρχικόν Μήνυμα ἐπί τῇ ἑορτῇ τῶν Χριστουγέννων 1967, ἐν Α. ΒΑΣΙΛΟΠΟΥΛΟΣ, Ἀπό τήν πορείαν τῆς ἀγάπης: ἡ ἐπίσκεψις τῆς Α.Θ. Παναγιότητος τοῦ Οἰκουμεν. Πατριάρχου Ἀθηναγόρου εἰς ἈγγλίανΝοέμβριος 1967, Ἀθῆναι 1968, σελ. 87.

[10]приветственное слово Всесвятейшего Вселенского Патриарха г-на Варфоломея Блаженнейшему Патриарху Болгарскому г-ну Неофиту во время его приема в тронном зале. «Χαιρετισμός τῆς Α. Θ. Παναγιότητος τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου κ. κ. Βαρθολομαίου κατά τήν Ὑποδοχήν ἐν τῇ Αἰθούσῃ τοῦ Θρόνου τοῦ Μακ. Πατριάρχου Βουλγαρίας κ. κ. Νεοφύτου» (Φανάριον, 20 Σεπτεμβρίου 2013) ἐν http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1757&tla=gr· «Ἔχομεν δι᾿ ἐλπίδος ὅτι ἡ Ἁγιωτάτη Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία τῆς Βουλγαρίας ὑπό τήν Ὑμετέραν πεπνυμένην καθοδήγησιν, Μακαριώτατε, θά συμμετέχῃ, κατά παράδοσιν καί πανορθόδοξον ἐν Διασκέψεσιν ἀπόφασιν, εἰς τούς διορθοδόξους καί διαχριστιανικούς διαλόγους».

[11]Ψαλμ50, 12· πρβλ. καί Ἰακ5, 12· «ἤτω δέ ὑμῶν τό ναί ναί καί τό οὔ οὔ, ἵνα μή εἰς ὑπόκρισιν πέσητε».

[12].См. 7 правило III Вселенского собора Βλ. ἱερόν ζ΄Κανόνα τῆς Γ΄ Οἰκουμενικῆς Συνόδου (ACO 1,1,7,105ἑ.).

[13]. Мф16, 18.

[14]. 1 Кор1, 25.

[15]. Свт. Василий Великий. Беседа на Псалом 5, Μ. ΒΑΣΙΛΕΙΟΣὉμιλία εἰς τόν με΄ Ψαλμόν 5, PG 29B, 424B.C.

[16]. Свт. Григорий Богослов. Слово 4. Против царя Юлиана Отступника. ΑΓ. ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ ΘΕΟΛΟΓΟΣΛόγος Δ΄ (Κατά Ἰουλιανοῦ Βασιλέως Α΄67, PG 35, 588C-589A. Τό χωρίον τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμου παρά τῷ ΑΓ. ΙΩΑΝΝΗΣ ΔΑΜΑΣΚΗΝΟΣἹερά Παράλληλα, Στοιχεῖον Ε, τίτλος ΣΤ΄, PG 95, 1436A.  

[17]1 Тим. 3, 15

[18].Свт. Нектарий Пентапольский. Два исследования: 1) О Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, 2) О Священном ПреданииΑΓΙΟΣ ΝΕΚΤΑΡΙΟΣΜελέται δύο· Α΄: Περί τῆς Μιᾶς Ἁγίας Καθολικῆς καί Ἀποστολικῆς Ἐκκλησίας. Β΄: Περί τῆς ἱερᾶς Παραδόσεως, ἐκδ. Ν. Παναγόπουλος, Ἀθῆναι 1987, σ. 32.

[19]. Тридь Цветная. Вечерня Недели Пятидесятницы,  Ямбический канон, песнь 1, Πεντηκοστάριον, Ὄρθρος Κυριακῆς τῆς Πεντηκοστῆς, ἰαμβικός κανών, ᾠδή α΄. 

[20]ΑΓ. ΙΩΑΝΝΗΣ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ,  Εἰς τόν Ψάλμ. 44, PG 55, 203.

[21]. Т что она является видимой становится очевидно из следующих текстов Священного Писания. Деян. 2, 41 и 2, 47 «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» «ὁ δέ Κύριος προσετίθει καθ΄ ἡμέραν τούς σῳζομένους τῇ Ἐκκλησίᾳ».

[22]Мф. 5, 14 и свт. Кирилл Александрийский. Токлвание на книгу пророка Исайи.  ΑΓ. ΚΥΡΙΛΛΟΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣἘξήγησις ὑπομνηματική εἰς τόν Προφήτην Ἠσαΐαν 1, 2 PG 70, 69A.B. Βλ. καί ΕΥΣΕΒΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡΕΙΑΣΕὐαγγελική προπαρασκευή 6, 18 PG 22, 457D

[23]Еф. 1, 22.23

[24]Ин. 14, 16 и Лук. 24, 49

[25]. Еф. 1, 22.23· «καί αὐτόν ἔδωκε κεφαλήν ὑπέρ πάντα τῇ Ἐκκλησίᾳ, ἥτις έστί τό σῶμα αὐτοῦ, τό πλήρωμα τοῦ τά πάντα ἐν πᾶσι πληρουμένου»

[26]Εἰς τήν πρός Ἐφεσίους 1, 3, 2· PG 62, 26.

[27]Еф. 3, 21 «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века и до века. Аминь» «αὐτῷ δόξα ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ ἐν Χριστῷ Ἰησοῦ εἰς πάσας τάς γενεάς τοῦ αἰῶνος τῶν αἰώνων· ἀμήν»· Еф. 5, 23· «…как и Христос  глава Церкви, и Он же спаситель тела» «... ὡς καί ὁ Χριστός κεφαλή τῆς Ἐκκλησίας, καί αὐτός ἐστι σωτήρ τοῦ σώματος».

[28]. Еф. 5, 29 

[29]. ΑΝΩΝΥΜΟΣ (Ὀρθόδοξος Ἱερεύς), Τά προσφάτως διαδραματισθέντα στήν Ἁγία Πόλη καί τό ἐκκλησιολογικό τους ὑπόβαθρο, http://www.impantokratoros.gr/B15881B3.el.aspx  

[30].  Еф. 4, 3.

[31]. Свт. Иоанн Затоуст. Толкование на первое послание к Коринфянам. Письмо 1. ΑΓ. ΙΩΑΝΝΗΣ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣΕἰς τήν Πρός Κορινθίους Α΄ Ἐπιστολήν 1, PG 61, 13

[32]ΑΓ. ΝΕΚΤΑΡΙΟΣαὐτόθι, σ. 27.

[33]. 1 Кор. 1, 13 

[34]. Еф. 4,5 

[35]. Прп. Максим Исповедник. Мистагогия. ΑΓ. ΜΑΞΙΜΟΣ Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ, Μυσταγωγία 24, PG 91, 705Β.

[36]Ин. 15, 4-6

[37]ΑΓ. ΙΩΑΝΝΗΣ Ο ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ, Ὅτε τῆς Ἐκκλησίας ἔξω εὑρεθείς Εὐτρόπιος 1, PG 52, 397.

[38].Суждения Православных Восточных Патриархов  об высших представителях англиканства.  И. Кармирис. Догматические и символическое памятники Православной Кафолической Церкви. Ἀποκρίσεις (1716/1725) τῶν Ὀρθοδόξων Πατριαρχῶν τῆς Ἀνατολῆς πρός τούς Ἀγγλικανούς Ἀνωμότους(Ἀπόκρισις 5), εἰς ΙΩ. ΚΑΡΜΙΡΗΣ, Τά Δογματικά καί Συμβολικά Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, ἐν Ἀθήναις 1953, τόμ. Β', σ. 794ἑξῆς.

[39]. Деяния VII  Вселенского собора. Ζ΄ Οἰκουμενική Σύνοδος,Πράξις Α’, Mansi 12, 1031-1034. 

[40]. Πρός τόν Βασιλέα· ἐπέμφθη αὐτῷ τῇ ιβῃ τοῦ Μαρτίου 6,  ἐν Γενναδίου Σχολαρίου Ἅπαντα τά Εὑρισκόμενα, τόμ. 3, ἐκδ. Louis Petit – X.A. Siderides, Paris 1930, σ. 161.

[41]. Схолия на книгу «Священная Иерархия». Σχόλια εἰς τό Περί τῆς Ἐκκλησιαστικῆς Ἱεραρχίας  5, 2.4 PG 4,161A.  

[42]. Прп. Максим Исповедник. Схолии на книгу Дионисия Ареопагита «О священной иерархии». ΑΓ. ΜΑΞΙΜΟΣ Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ, Σχόλια εἰς τό Περί τῆς Ἐκκλησιαστικῆς Ἱεραχίας 5, 2.4 PG 4,164Α. Πρβλ. ΑΓ. ΔΙΟΝΥΣΙΟΣ ΑΡΕΟΠΑΓΙΤΗΣ, Περί τῆς Ἐκκλησιαστικῆς Ἱεραρχίας 3,2 PG 3, 428A.

[43].  Ин.15, 4-6 

[44].См. соответствующее письмо священной обители прп. Григория (Святая Гора). В журнале «Θεοδρομία» Βλ. τό σχετικόν Γράμμα τῆς . Μ. Ὁσίου Γρηγορίου ἐν  ΙΑ΄1 (Ἰαν-Μάρ 2009) 77. Τά συναφῆ ὅλα στίς σσ. 75-81.

[45]. Прп. Никодим Святогорец. Пидалион. ΑΓ. ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣΠηδάλιονἐκδ. Ἀστήρ, Ἀθῆναι 1982, σ. 358. 

[46].См. мнение прп. Никодима Святогорца относительно правила Двукратного собора: Βλ. τή γνώμη τοῦ ἁγίου Νικοδήμου (αὐτόθι, σ. 344) περί τῶν Κανόνων τῆς Πρωτοδευτέρας «... ἀναγκαῖοι μέν ὄντες εἰς τήν τῆς Ἐκκλησίας εὐκοσμίαν καί κατάστασιν, βεβαιούμενοι δέ καί ἐπικυρούμενοι ἀπό τε τοῦ Νομοκάνονος τοῦ Φωτίου, ἀπό τούς ἑρμηνευτάς τῶν κανόνων καί ἀπό ὅλην τήν Ἐκκλησίαν».

[47]. См. Пресвитер Ан. Нкоцопуло. Совместная молитва с еретиками: подход  точки зрения канонической практики Церкви.Πρβλ. ΠΡΕΣΒ. ΑΝ. ΓΚΟΤΣΟΠΟΥΛΟΣ, Ἡ Συμπροσευχή μέ αἱρετικούς· προσεγγίζοντας τήν κανονική πράξη τῆς Ἐκκλησίας, ἐκδ. Θεοδρομία, Θεσσαλονίκη 2009, σ. 118 καί γενικῶς σσ. 113-118.  

[48]. «Theology and Eucharist» (§6), http://www.schmemann.org/byhim/theologyandeucharist.html  

[49]. Кондак Недели Святых Отцов IV  Вселенского собора. Κοντάκιον τῆς Κυριακῆς τῶν ἁγίων Πατέρων τῆς Δ΄ Οἰκουμενικῆς Συνόδου (13-19  Ἰουλίου)

[50]. См. Георгий Флоровский. «Дом Божий». Анатомия вопросов веры. Πρβλ. ΠΡΩΤΟΠΡ. Γ. ΦΛΩΡΟΦΣΚΥ«Ὁ Οἶκος τοῦ Πατρός», ἐν Ἀνατομία Προβλημάτων τῆς Πίστεωςμτφρ. Ἀρχιμ. Μελετίου Καλαμαρᾶ, ἐκδ. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1977, σ. 133. 

[51]. Гал. 5, 10

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События