Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ангелы по Священному Писанию.

На праздник Архангелов Гавриила и Михаила.

Преподаватель Константин Иконому

Οι Άγγελοι κατά την Αγία Γραφή

επί τη εορτή των Αρχαγγέλων Γαβριήλ και Μιχαήλ

του Κων. Α. Οικονόμου, δασκάλου

 

В Священном Писании слово ангел свое первое значение имеет это  αγγελιαφόρος – носитель вести (Μф. 11΄10, Λук. 7,΄24). Очень часто оно означает несущего весть (Иов. 1, 14, 1 Царств. 11, 3, другое Пророк (Ис. 42, 19, ), а также священника (Еккл. 5, 6б Малах. 2, 7), в другом месте - священный проповедник ( ο ιεροκήρυκος ) (Откр. 2, 1, 8, 12), а в конце концов самого Иисуса Христа как великого ангела Завета (Малах. 3., 1)

Однако в Священном Писании слово ангел главным образом понимается  духовная и умная сущность, которая по своим качествам, по расположениям и силам  выше человека. Эти ангелы Божии всегда предстоят пред Богом, служат Ему, приносят людям повеления Божии: «Но когда он помыслил это, - се. Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1, 20) и действуют ради счастья т спасения людей, а преимущественно для всего человечества: «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» (Деян. 7, 30)

Как духовные сущности они не имеют отличия в поле: «По воскресении же не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небе» (Мф. 22, 30). Ангелы были созданы задолго до сотворения видимого мира: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» (Иов. 38, 7). В Библии ангелы представлены различным образом: «И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть его воинства и звезд, и попрал их» (Дан. 7, 10) а в других местах: (Мф. 6, 53, Лук. 2, 13б Евр. 12, 22, 23) как в cущности великая сила: «Благословите Господа вси ангели Его, сильнии в крепости творящие слово Его, услшите глас словес Его» (Пс. 102, 20), и  в другом месте (2 Петр. 2, 11, Откр. 5, 2; 18, 21) как совершающие действие, действующие (ενεργητικοί): «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали ниц лицем на землю». (Суд. 13, 20). В другом месте (Ис. 6, 2-8, Дан. 9. 21-23, Мф. 13, 49, Деян. 26, 23б Откр. 8, 13) как действующие совместно в определенном чине, как воины, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Ангелы, Архангелы: (Ис. 6, 1-6)  и (Иез. 10, 1; Кол. 1, 16; Открю 12, 7)(, как проявляющие интерес к счастью и спасению людей: (Лук. 2, 9-12, во время воплощения Господа), но и в послании апостола Петра (1 Петр. 1, 12) как разделяющие небесное блаженство вместе со святыми (Соотв. Евр. 12, 22-23).

Одна часть ангелов согрешила по причине самонадеянности, они не сохранили своего чина и отпали от Бога, впав в бездну: и они (демоны во время совершения чуда Господом исцеления в Гадаре) Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. (Лук. 8, 29-31) они названы диаволы, демоны, или искусители по причине их деятельности против Бога и против людей. Их начальник назван на еврейском языке Веельзевул (начальник слепней, мух), Сатаной или Аввадоном: «Царем над собой она имела  ангела бездны; имя ему по-еврейски Аввадон, а по гречески Аполлион» (Апок. 9, 11), или  Олофреон-Погибель , хотя в переводе в Септуагинте этот ангел называется Ависсон-Бездны. Что же касается благих, добрых  ангелов, то говорят, что семь из них Архангелы, из которых наиболее известными являются Михаил и Гавриил. И сегодня празднуем их  праздник, тех, которые находятся подле престола Божия: «И я видел семь Ангелов, которые стояли перед Богом: и дано им семь труб» (Откр. 8, 2), а над всеми остальными ангелами находятся силы, и они предстательствуют и защищают некоторые народы: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего: и настанет время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записаны в книге» (Дан. 12, 1).

Четверо имен Архангелов нам известны, ибо два из них нас сообщает Новый Завет: это Михаил (Иуд. 9) и Гавриил (Лук. 1, 16),  одно имя нам сообщает Ветхий Завет – Рафаил (Товит. 12, 15), хотя в еврейских писаниях есть и другое – Уриил. В одном из древнейших христианских письменных источников, в «Пастыре» Ерма, мы читаем,  что хранитель верующего, то есть ангел хранитель «нежный и стыдливый и кроткий и тихий. Когда же твое сердце смущается, то он сразу же говорит о праведности, о целомудрии, о скромности и об умеренности и о всяком праведном деле и о всякой достославной добродетели», в то же время далее он говорит, что когда в твоем сердце рождаются такие мысли, то следует понять, что благой ангел вместе  с тобой. (Ερμάς, Ποιμήν, Εντολή ε΄11, 3-4., ΒΕΠΕΣ.)

Прп. Иоанн Дамаскин добавляет: «Ангелы есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей, изменяема по желанию, то есть добровольно изменчивая. Ибо все, что сотворено, и изменчиво; одно только то, что не сотворено, неизменяемо, и все разумное одарено свободною волею. Итак, ангельская природа, как разумная и одаренная умом, имеет свободу; а как сотворенная, изменяема, имея власть и пребывать и преуспевать в добре, и уклоняться ко злу. Он не способен к покаянию потому, что безтелесен. Человек же получил покаяния ради немощи тела.

Он безсмертен не по природе, но по благодати; ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец. Один только Бог присносущен, или вернее: Он выше вечности; ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но – выше времени.

Ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и в слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу свои мысли и решения». (. Ιωάννης Δαμασκηνός, Περί Αγγέλων, Migne P.G.94, 865.) Следует сказать, что кроме праздника Святых Архангелов Михаила и Гавриила наша Церковь посвящает каждый понедельник на неделе чествованию ангелов.

 

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год

Источник: http://aktines.blogspot.ru/2013/11/blog-post_3293.html.



Подписка на новости

Последние обновления

События