Вторая Неделя Великого Поста -
память свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Григорий Палама: две параллельные эпохи
Γρηγόριος Παλαμᾶς δύο παράλληλες ἐποχές
Преосвященный Митрополит
Навпактский и св. Власия. Иерофей
Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου Ἱεροφέος
Свт. Григорий Палама, фреска 14 в. святой обители Ватопед
Праздник на второй Неделе Великого Поста памяти свт. Григория Паламы, который жил в критический период истории (1296-1359), дает нам повод считать, что его учение является вполне важным и для нашего времени, поскольку XIV-е столетие имело много схожего с нашим временем. Его учение, в действительности, не является его собственным, поскольку в ту бурную историческую эпоху он изложил учение Православной Церкви.
Исторический ракурс
В ту эпоху, безусловно, появились три страшных врага, которые имели сильное желание завоевать Римскую империю, они стремились изменить и ее культурную жизнь.
Первая опасность исходила от западной схоластики, которая была неразрывно связана с морализмом, выразителем которой был философ Варлаам. Некоторые старались представить Варлаама в качестве некоего греческого Отца Церкви и даже защитником номинализма, как об этом говорил Вилльям Оккам. Как доказал отец Иоанн Романидис, Варлаам был философом платоником и противостоял всему Православному Преданию. Действительно, его богословие было идеалистическим и деистическим, поскольку он отделял душу от тела, чрезмерно превозносил его в рамках классической метафизики.
Вторая опасность исходила от Оттоманской Порты. В конце XIII-го столетия полчище турок-сельджуков, которое называлось Ghuzz, поставило своим вождём некоего Османа (Отман), который стал основателем династии Оттоманов, то есть его именем была названа династия. Он начал завоевывать области Малой Азии. Во времена свт. Григория Паламы, а конкретно в 1354г. турки впервые вошли во Фракию, завоевав Каллиполи.
Тогда свт. Григорий и сам был захвачен турками, и примерно около года находился в плену. Во время нахождения его в плену состоялся диалог как с Измаилом, внуком Орхана, в Пруссе, так и с хионитами, некой синкретически мыслящей группой, которая была представлена как турецкие богословы. Также произошёл диалог с неким Тасиманом, ответственным за погребение усопших. Эти диалоги представляют достаточно большой интерес.
Третья опасность исходила от славян, и, конкретно, от Стефана Душана, который завладел всей Македонией, за исключением Салоник, а также овладел Эпиром, Фессалией и частью материковой Греции. На Пасху 1346 в столице страны Скопье, был созван великий Собор, который в течение своих заседаний избрал патриарха сербов и провозгласил Стефана царем сербов и римлян. Однако, если быть точным, мы хотели бы сказать, что Стефан Душан тогда стремился захватить престол василевсов в Константинополе, чтобы стать преемником римских императоров. Мы говорили о положении в пределах Римской империи.
Существование этих трёх врагов было обусловлено тесной их связью и из-за параллельного характера культурных и религиозных течений. В то время господствующий характер приобрёл некий морализм, отчужденный от сущностных проблем человека, некое счастье и восточная мистика. Если добавить еще и возрождение ереси массалиан, с представителями которой пришлось встретиться свт. Григорию Паламе в вероопределении Папы, ибо она связана с богомилами, тогда в полной мере будет воспринята историческая картина той эпохи.
Творческое и сильное богословие
Всем этим опасностям Св. Григорий Палама противопоставляет сильное богословие. Он проповедовал о соединении тварного и нетварного, он отверг метафизику. В особенности он подчеркнуто указывал на важные антропологические вопросы, как, например, на связь между душой и телом и на различие между умом (νοῦς) и разумом (λόγος), на связь между таинствами и аскетикой, он избегал агностицизма и пантеизма, он противопоставил им переживание благодатной радости, которая исходит от православной аскетики-подвижничества. Его социальное учение было также известным. Помимо этого, свт. Григорий Палама, как традиционный римлянин-ромей, отказался сотрудничать с врагами ромейства, и раскрыл всю сущность Православного Предания. Таким образом, он стал некой броней нашей нации (ромеев-римлян), но и тогда, в XIV-м веке, когда наблюдался расцвет. Важно отметить, что знаменитый византолог Стивен Рансиман пишет, что «дни, когда Византия Палеологов медленно, но неизбежно умирала, несмотря на общий упадок, это был наиболее яркий период византийского просвещения».
Если добавить, что ученики святителя Григория Паламы и другие исихасты принесли багаж исихастской традиции славянам, тогда в большей мере можно оценить вклад Святителя, который мы не имеем права называть с пренебрежением и насмешкой омфалоскопией или омфалопсихией. По меньшей мере это невежество.
Учение Св. Григория Паламы является своевременным и нуждается в дальнейшем более широком изучении. И поскольку в этом году исполнилось 700 лет после его рождения, я предлагаю совершать празднование его памяти, совершать мероприятия, проводить научные конференции, для того, чтобы представить все величие и грандиозность его трудов. И нам в большей степени это требуется делать, поскольку на Западе предпринимают параллельные действия: создаются научные группы, организуют конференции, создают школы с целью принизить и уничижить его личность.
перевод выполнен «Православным Апологетом» 1/14 марта 2009г.
http://www.vic.com/%7Etscon/pelagia/htm/katalog.htm