Разделить судьбу своего народа. Памяти Царственных страстотерпцев
Последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа?
…Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием.
Преподобный Серафим Саровский
В день памяти святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – мы молимся всем Новомученикам и Исповедникам Российским, поминаем невинно убиенных и пострадавших героев русской трагедии ХХ века, все имена которых знает только Сам Господь. И еще в этот день мы обращаемся с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому.
Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. Вспомним о письме преподобного, которое передала Николаю II Паша Саровская. Вспомним, наконец, о рождении Наследника Алексея после посещения Сарова Царской четой. Непритязательный и смиренный батюшка Серафим оказывается непосредственно связанным с судьбами российской государственности.
Прославление преподобного Серафима совершалось в преддверии тяжелейших для России лет. В 1903 году, практически одновременно с саровскими торжествами, в Брюсселе открывается II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.
Перенесемся в наше время. В 1991 году, всего через несколько дней после перенесения мощей преподобного Серафима, происходит фарсовый «путч» и территориальный раздел России, а после этого, в 1993 году, политический переворот с пролитием крови.
Разъединенность людей, взаимное недоверие власти и народа, бесстыдное соседство богатства и нищеты, наглая ложь политиков и их информационной прислуги, демонстративное отвержение самых простых правил нравственности – вот что доныне угрожает самому существованию нашей страны, и угрожает много больше, чем любые внешние враги, о которых нынче так много говорят.
Храм на крови в Екатеринбурге освятили в середине июля 2003 года, примерно за две недели до всероссийских и всецерковных торжеств в Сарове и Дивееве, посвященных столетию прославления преподобного Серафима. Не думаю, что такое соседство случайно.
В обстановке 1903 года решительную поддержку Государем прославления преподобного Серафима можно понимать и как попытку удержать грядущую кровавую революцию и гибель России. Удержать, направив живую святоотеческую традицию на помощь тяжко больному «синодальному православию».
Последние десятилетия привычно повторяем устами, что, начиная с петровских времен, Русская Церковь позволяла государству подчинить себя, использовать как часть бюрократической машины. И что, умывшись кровью тысяч мучеников, отдавших жизнь за Христа, наша Церковь возродилась. Но если это правда, если мы говорим это без лицемерия и всерьез, тогда нам должно быть тем более страшно повторить сегодня прежние ошибки, отделившие нашу Церковь когда-то от значительной части собственного народа и разделившие нацию на ненавидящие друг друга классы.
Сто с лишним лет назад Государь не успел, не смог повернуть от пропасти государство и общество. Сегодня ситуация совсем иная, но не менее серьезная и трагическая, чем тогда. И хотелось бы успеть. Хотелось бы найти то, что вновь сделает наш народ единым. В богатом и цветущем многообразии, но – единым. И добиться этого не казарменным принуждением, не подкупом, не грубой лестью, не выносящей мозг телевизионной ложью, не призыванием темного духа взаимной ненависти и гражданской войны, но обращением к правде Божией, к свободе, совести и достоинству каждого человека.
Оставаясь жить в светском государстве и даже в малой мере не возвращаясь к отечественному опыту государственного клерикализма, мы как народ (если мы народ) нуждаемся в общих героях. А настоящие герои народа России – это ее святые, так уж сложилось.
Следует помнить, за что причислен к лику святых сам Государь Николай II. Не за свои подвиги во главе государства, как Дмитрий Донской или Александр Невский. А за то, что зная наперед о грозящей гибели, добровольно и сознательно разделил участь своего народа-мученика. Конечно, это не списало его земные слабости и ошибки, но сама его жизнь и память о нем перешли совсем в иное, духовное измерение.
В наши дни глубочайшее отчуждение власти от народа – главное препятствие на пути России в будущее. Ведь с точки зрения простого человека вся элита давно готова, чуть случись что-нибудь на самом деле серьезное, улететь за моря, к своим семьям, банковским счетам и заблаговременно приобретенной недвижимости. И никакая объявленная сверху «национализация элит» ничего здесь пока не изменила. И никакой рост рейтингов ничего здесь пока тоже не изменил.
Есть ли надежда на сколько-нибудь оптимистичное развитие событий на русской земле? Сможем ли мы найти решение нынешних проблем без войны, уже идущей совсем рядом с нами и внимательно глядящей в нашу сторону? Сумеем ли преодолеть все издержки и искушения начавшегося процесса национальной самоорганизации? Пока не знаю. Жизнь покажет. Но в любом случае на нынешнем историческом перекрестке, в преддверии больших и, по всему видно, уже неизбежных исторических потрясений, которые нас ожидают, последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа?
Вспоминать по всей русской земле – в Москве, Петрограде, Ливадии, Владивостоке, Тобольске, Екатеринбурге. И в Сарове, у преподобного Серафима.