Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


 

 

Воскресеніе Хрістово — самое потрясающее изъ всѣхъ событій человѣческой исторіи, по причине того, что смерть — самая большая трагедія человѣческаго бытія. Смерть же не только біологическая, но и бытійная, общественная, народная и, главнымъ образомъ, духовная смерть. Въ нашей личной исторіи бываютъ мгновенія, которые безъ помощи Господа Іисуса Хріста переживаются нами равносильно смерти нашего существа.

Своимъ Воскресеніемъ Хрістосъ побѣдилъ смерть (Римл. 6, 9) — Онъ побѣждаетъ и всѣ наши смерти, всякій разъ, когда Жизнь Его становится нашей собственной жизнью, благодаря Его Воскресенію (2 Коринѳ. 4, 10-11). На всѣ эти смерти Хрістосъ отвѣчаетъ исключительнымъ и неповторимымъ образомъ: Самъ воскресаетъ изъ ме́ртвыхъ и Своею смертію нашу смерть попираетъ.

Въ свѣтѣ Воскресенія Хрістова не существуетъ отчаяніе, безвыходное положеніе, разрушеніе. Всё оживотворяется, всё обновляется. И сама смерть изъ всегубителя переквалифицируется въ тренера жизни. Какъ говоритъ нашъ честны́й старецъ, схіархимандритъ Георгій (Каѱанисъ): «Чемъ бы былъ міръ безъ Воскресшаго Хріста и воскресенія, которое мы ждёмъ, чтобы Онъ намъ подарилъ? Безконечнымъ кладбищемъ. А мы кемъ бы были? Смертниками, которые ожидаютъ своей очереди, чтобы погаснуть и исчезнуть. Никакого смысла не имела бы жизнь, никакой цѣли. Очень правильно сказалъ преподобный отецъ Іустинъ Сербскій: «Я не сталъ бы вѣрить во Хріста, если бы Онъ не побѣдилъ смерть».

Повѣствованія святыхъ Апостоловъ Еѵангелистовъ и пѣснопѣнія Церкви намъ говорятъ о томъ, что Хрістосъ шёлъ на страданіе добровольно. Но даже Его собственные Ученики не понимали Его. Часы Страданія не были для нихъ поводомъ оптимистичныхъ мыслей и надеждъ. Скорбь завладела ими справедливо и страхъ охватывалъ ихъ естество. Только послѣ Воскресенія они смогли оправиться и ободриться. «Возра́довались убо Ученицы́ видевше Господа» (Іоан. 20, 20).

Такимъ же образомъ и часы нашихъ собственныхъ смертей, искушеній, безвыходныхъ положеній, неудачъ нелегки́. Тогда мы не находимъ въ себе силъ для оптимизма. Обыкновенно въ такихъ случаяхъ наши чувства и помышленія, наши пожеланія далеки отъ радости и не богоугодны, не помогаютъ намъ ощутить радость общенія съ Богомъ, радость общенія между собой, радость общенія съ самимъ собой.

Въ эти трудные мгновенія мы имеемъ примѣры жизни Святыхъ, которые будучи сынами Воскресенія вкусили его плоды и стали въ послѣдствіи неложными его свидѣтелями. Изъ опыта нашихъ Святыхъ мы узнаёмъ, что добровольное шествіе со Хрістомъ на страданіе служитъ необходимымъ залогомъ, чтобы воскреснуть вмѣстѣ съ Нимъ. Если изъ любви ко Хрісту будемъ претерпѣвать добровольно и терпѣливо свои ежедневные смерти, они сдѣлаются для насъ благопріятными случаями и путями къ нашему во Хрістѣ воскресенію. «Если терпимъ, то съ Нимъ и царствовать будемъ; если отречёмся, и Онъ отречётся отъ насъ; если мы невѣрны, Онъ пребываетъ вѣрен, ибо Себя отречься не можетъ» (2 Тим. 2, 12-13). Тогда радость Воскресенія и миръ будуть неотъемлемыми дарами Хрістовыми, которые насъ будутъ сопровождать во временной жизни и в Вечности. Святы́й Григорій Палама́ акцентируетъ это въ своёмъ знаменитомъ посланіи «Къ честнейшей монахинѣ Ксеніи».

Прошло уже четыре года съ того времени, какъ наша Родина восходитъ на свою новую Голго́ѳу. Большинство нашихъ братьевъ страдаютъ отъ послѣдствій всевозможныхъ кризисовъ. Многіе потеряли свою улыбку, радость, (спокойствіе, оптимизмъ, мечты и надежды. Атмосфера наполнилась подавленностью, печалью, разочарованіемъ и гнѣвомъ. Но человѣкъ не можетъ такъ жить, онъ ищетъ выхода изъ трудного положенія, особенно если онъ молодъ.

Давайте и въ этомъ году обратимъ свой взоръ на Воскресшаго Хріста. Мы убѣдимся, что только Онъ Самъ является рѣшеніемъ проблемы. Воскресшій Господь приноситъ истинный миръ въ сердца и истинную радость нашимъ лицамъ. Какъ говорилъ святой старецъ Порфѵ́рій Каѵсокаливскій: «Хрістосъ — Источникъ жизни, радости, истиннаго свѣта. Хрістосъ — это всё».

Да, именно такъ. Хрістосъ это всё для нашей Православной Церкви, для нашего Православнаго Преданія, Хрістосъ нашихъ Святыхъ Отцовъ, исповѣдниковъ и преподобныхъ, Хрістосъ, Который теперь гонимъ въ нашемъ отечествѣ черезъ межрелигіозный экуменизмъ въ новыхъ школьныхъ программахъ, черезь упраздненіе выходного дня въ воскресенье, черезъ принятіе антіевангельскихъ законовъ, черезъ основаніе исламскаго отдѣленія на Богословскомъ факультетѣ Ѳессалоникійскаго Университета, — через всё то, что увеличиваетъ и дѣлаетъ ещё более горькимъ рыданіе нашего Рода, и плачевной пѣсни «Былъ взятъ нашъ Городъ», которой не видно конца.

Однако нашъ благочестивый народъ не предалъ Хріста. Онъ сопротивляется кознямъ враговъ его православнаго самосознанія. Онъ пребываеть вѣренъ тому, что воспріялъ отъ Святыхъ Учителей Церкви и нашего Рода. Онъ вѣритъ, онъ надѣется, онъ всё претерпѣваетъ. Послѣднее слово не за смертью, но за Жизнью.

Христо́съ воскре́се! Вои́стину воскре́се!

Игуменъ Священной, на Святой Горѣ Аѳонъ, Обители

Преподобнаго Григорія

Схіархимандритъ Хрістофоръ, съ иже во Хрістѣ братіей

Святая Пасха, 2014 г.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События