Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сшествуем Ему

Вводный комментарий к Святой и Великой (Страстной) Неделе

Лаброс Сконзу богослов преподаватель

«ΣΥΜΠΟΡΕΥΘΩΜΕΝ ΑΥΤΩ»

(Εισαγωγικό σχόλιο στην Αγία και Μεγάλη Εβδομάδα)

ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου Καθηγητού

В очередной раз, по благодати Божией, мы входим и Святую и Великую (Страстную) Неделю, в самый священнейший период года. И в очередной раз мы последуем по стопам Жениха Церкви, нашего Христа и станем сопутствовать Его Божественным Страстям. Согласно священному песнопению мы призываемся: «Сшествуим Ему и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейскими сластьми, да и оживем с Ним». На этом-то основании мы станем действительно причастниками, общниками Его Воскресения. Только так мы в действительности сможет ощутить благодать и радость Божественного Восстания.

Начало празднования этого столь важного праздничного периода в Церкви восходит к самым древним временам и относится к эпохе Апостолов. Пост и духовная подготовка верующих в Древней Церкви вполне вероятно были установлены самими Апостолами, согласно словам Господа обращенным к ним: «Но придут дни когда отнимется у них жених и тога будут поститься» (Мф. 9, 15). Свт. Дионисий Александрийский (+264) нам дает драгоценные сведения относительно празднования Великой Недели в 3 столетии, особенно ценными являются воспоминания паломницы Этерии (5 столетие), которая в своих известных Путешествиях на Святую Землю нам сообщает о том, что Иерусалимская Церковь празднует Великую неделю и Пасху с первохристианских времен.

Согласно словам свт. Иоанна Златоуста: «Великою же называем эту седмицу не потому, чтобы дни ее были длиннее, - есть другие (недели), которых дни гораздо продолжительнее, - и не потому чтобы в ней было больше дней, - их число у ней тоже, как и у всех других. Почему же называем ее великою? Потому , что в ней в продолжении ея совершились для нас великия и неизреченные болагодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань уничтожен смерть истреблена клятва разрушена власть дьявола расхищены снаряды его Бог примирился с человеками». (свт Иоанн Златоуст Беседа 30 на книгу Бытия Ομιλ.30, Εις Γένεσιν, P.G.53,273 )

Святая и Велика Неделя Страстей Господа нашего и Бога нашего Иисуса Христа для нас, бесспорно, является важным моментом для духовного укрепления наших душ. Воспоминание священных событий вместе с превосходными и изумительными богослужебными последованиями этих священных дней создают атмосферу умиления и предельной собранности. Святые и Достославные Страсти Христовы даже трогают наши бесчувственные человеческие души. Только люди, ставшие по причине грехов совершенно бесчувственными, остаются совершенно безразличными. Огромное количество людей, которых в большей степени можно охарактеризовать как безразличными, эти святые дни заполняют храмы, держа в своих руках «Сборники богослужебных последований», поют вместе с певцами храма песнопения священных последований Страстной Недели.

Для тех же, которые не знают церковного порядка и чина необходимо отметить, что наша Церковь в дни Страстной Недели установила совершать Утреню дня накануне вечером: например вечерня Великого Понедельника совершается в Воскресение вечером, а вечерню Великого Вторника совершать вечером в Великий Вторник. И это делается ради того, чтобы верующие люди, которые работают, могли бы присутствовать и принимать участие в Богослужении.

Структура Страстной Великой Недели такова, что последование служб воспроизводит в точности последнюю неделю пребывания на земле Христа. Каждый день «мы творим воспоминание», как сообщается в священном Cинаксаре какого-то из тех спасительных событий. Великий Понедельник посвящается памяти святого Иосифа Праведного, который своими несправедливыми страданиями явил прообраз Христа, а также вспоминается событие «с высохшей смоковницей» по повелению Господа, как живое побуждение верующих к приношению духовных плодов. В Великий Вторник мы вспоминаем поучительные притчи о десяти девах и о талантах, которые имеют высочайшее значение для нашего спасения, напоминая нам о страшном и беспристрастном Втором Пришествии Господа. В Великую Среду вы воздаем похвалу покаянию грешной жены, которая омыла благовонным миром ноги Господа, совсем незадолго до Его Страстей. И в тот же день мы воспоминаем предательство презренного и отвратительного Иуды. В Великий четверг мы совершаем празднование спасительного события, которое произошло во время Тайной Вечери, священное Умовение Спасителем ног Его учеников, преподание Божественной Евхаристии Первосвященническую молитву Господа и арест Христа. В Великую Пятницу мы совершаем поклонение святым и спасительным и страшным Страстям нашего Господа Иисуса Христа. В Великую Субботу мы воздаем почтение богоприемному Гробу Господа нашего и воспоминаем Его сошествие во ад.

«Память и события дней Великой Недели, пишет современный образованный клирик, было определено совершать согласно исторической последовательности событий, дабы тем самым христиане смогли бы прежде всего наблюдать за шествием Господа на страдания, словно они совершаются теперь, а после страданий и во гроб, а в завершении за Его Воскресением» (Η Αγία και Μεγάλη Εβδομάς, έκδοσις Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, Αθήναι 1990, σελ.10)

Святые Отцы Церкви украсили Великую неделю Страстей Христовых песнопениями, обладающими высокими поэтическими и музыкальными достоинствами. Величайшие гимнотворцы и песнописцы нашей Церкви, вдохновленные Богом, с верой и благоговением составили для Страстной Великой Недели гимны с высочайшим богословским и переживающим достоинством. Гимнография Великой Страстной Недели составляет вершину, апогей мировой поэзии. Какое человеческое сердце сможет остаться непричастным и безразличным при слышании умилительного тропаря «Се Жених грядет в полунощи», или недосягаемой по своей глубине стихире на «Славу»: «Господи во многие грехи впадшая жена...», или потрясающего седальна «Днесь висит на древе», или хорошо известной «Славы» «Разделиша ризы Моя», или же мелодичного последования погребения Плащаницы «Жизнь во гробе».

Η ΗΓΟΥΜΕΝΗ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ

Наша Святая Церковь нас призывает пережить с глубоким сокрушением и умилением эти дни святых и честных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мы призываемся к тому, чтобы стать сознательными участниками страданий нашего Искупителя, потому что таким образом мы сможем ощутить величие божественной любви и человеколюбия. Только так мы сможем понять, что «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа» (1 Петр. 1, 19-10). Наше спасение является следствием Страстей и несправедливой Жертвы нашего Господа а также и то что «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древе дабы мы избавившись от грехов жили для правды» (1 Петр. 2, 24). Христос «умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 15)

Это предполагает с нашей стороны переживание спасительных Страданий нашего Христа Искупителя, но да не будет оно типичным или же чувственным, но необходимо ля нас кафолическое онтологическое причастие и участие спасительным действиям-энергиям которые истекают от «начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 1, 2).

 

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.



Подписка на новости

Последние обновления

События