Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Акафист Пресвятой Богородице
(история и литургическая практика)
 
профессор Фессалоникского университета Иоанн Фундулис

На официальном литургическом языке этот акафист называется «неседальной песнью», поскольку верующие во время его исполнения должны были стоять. Так, и словами, и положением тела, выражается почтение, особенное благоговение и благодарность по отношению к Той, Кому мы обращаем наши радостные приветствия.

В нашей современной литургической практике этот акафист входит в состав службы малого повечерия. Оно совершается каждую пятницу первых четырех недель Великого Поста, а также в пятницу пятой недели, когда после частичного прочтения в первые четыре недели акафист читается полностью.

В монастырях, а также в современной приходской практике, в соответствии с более ранними уставами, существуют и другие литургические рамки исполнения акафиста: утреня, вечерня, панихида или особая константинопольская богородичная служба. Во всех этих случаях на определенном этапе службы делается вставка: поется канон Богородице, частично или полностью кондак и икосы акафиста.

soson teixos

Вспомним и весьма обсуждаемый вопрос о времени создания и авторства акафиста. Предположительных авторов достаточно много: Роман Сладкопевец, Георгий Писида, константинопольские патриархи Сергий и Герман I, Фотий, Георгий Никомедийский (Сикелиот), различные авторы периода VI – IX вв. Традиционные взгляды на этот вопрос разноречивы, и новейшие исследователи, основываясь на немногочисленных внутренних признаках, наличествующих в тексте, придерживаются различных точек зрения относительно авторства акафиста.

Историческое событие, с которым традиционно связывается пение акафиста, могло бы стать опорной точкой нашего разговора. Речь идет об осаде и чудесном спасении Константинополя в годы правления императора Ираклия, 8 августа 626 года. Согласно синаксарию, после победы над врагами, акафист был исполнен в церкви Богородицы во Влахернах, в знак славословия и благодарения за спасение, источником которого стала чудотворная сила Богоматери, Заступницы Константинополя. Тогдашний Патриарх Сергий был одним из идейных лидеров освободительной борьбы. Он вполне мог быть автором акафиста, хотя и не входит в число православных гимнографов. Кроме того, гимн, по всей видимости, является более ранним, поскольку, если бы он был написан на спасение Константинополя, в тексте должны были бы наличествовать соответствующие отсылки, в то время как здесь упоминаются и другие темы, которые мы рассмотрим ниже.

Пение акафиста связано и с другими подобными событиями: осадами и освобождениями Константинополя при императорах Константине IV Погонате (673 г.), Льве Исавре (717 – 718 гг.), Михаиле III (860 г.).

Но кем бы ни был создатель акафиста и с каким бы из вышеперечисленных исторических событий он ни был связан изначально, не подлежит сомнению тот факт (и на это указывают соответствующие источники), что гимн исполнялся как благодарственный Непобедимой (Взбранной) Воеводе Византийского государства во время панихид, совершаемых в воспоминание об этих событиях. Согласно наблюдениям синаксария, эта песнь именуется неседальной, поскольку со дня спасения Константинополя и по настоящее время в течение исполнения Акафиста верующие стояли в знак благодарности Богородице, в то время как при чтении других подобных гимнов – сидели.

Почему же он исполняется во время Великого Поста? Снятие всех вышеперечисленных осад не связано с ним. 8 августа была снята осада при Ираклие, в сентябре – при Константине Погонате, 16 августа вспоминается спасение Константинополя при Льве Исавре, 18 июня – при Михаиле III.

Акафист оказался связан с Великим Постом, вероятно, по одной исключительно литургической причине: на период Великого Поста всегда выпадает великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Это единственный великий праздник, который оказался связан с траурным характером Четыредесятницы и предпразднований. И как раз этот недостаток восполняется чтением акафиста, фрагментарным во время пятничных повечерий и полным в субботу пятой недели. Вечер пятницы литургически относится к субботе, которая вместе с воскресеньем является единственным днем недели в течение Великого Поста, когда разрешено празднование радостных событий, и на которую переносятся праздники недели. Согласно некоторым уставам, акафист поется в течение пяти дней перед празднованием Благовещения, а согласно другим – только в день Благовещения.

Акафист Пресвятой Богородице – это гимн Благовещения, песнь о воплощении Бога Слова.

Когда акафист оказался связанным с историческими событиями, о которых мы упомянули, к нему было добавлено специальное вступление, исполненное славословия и мольбы, – известное “Взбранной Воеводе”. В этом песнопении город Богоматери, по Ее заступничеству избавленный от бед, посвящает ей победную песнь и просит Ее, обладающую непобедимой силой, освободить его от множества опасностей, чтобы город смог прославить Ее, восклицая: “Радуйся, Невесто Неневесная”. Песнь поется на восьмой глас.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная».

image002(2268)

 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События