Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святитель Григорий Палама: основоположник православной духовности

 

Лаброс Скондзу богослов-профессор

 

ΑΓΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΠΑΛΑΜΑΣ: Ο ΘΕΜΕΛΙΩΤΗΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΟΤΗΤΟΣ

 


Вторая Неделя Великого Поста посвящена одной из величайших личностей нашей Церкви - святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому (1347-1359). Этот великий муж жил в весьма смутную историческую эпоху нашей Церкви, время , когда нависла огромная опасность извратить истину и когда православная духовность испытывала опасность со стороны западной схоластики, которая стремилась ее поглотить. И на эту великую духовную личность выпала доля защищать православную веру и духовность.

Он родился в Константинополе в 1296 году от благочестивых родителей, которые занимались умной молитвой.1 Он получил прекрасное образование у именитого учителя и богослова Феодора Метохита. Император. Андроник II ценил его способности и его определил для высшего государственного служения. Однако Григорий проявил безразличие к планам императора, поскольку с юности он полюбил монашескую подвижническую жизнь. Сначала он пришел на гору Папикио во Фракии, а в последствии на Святую Гору, где провел достаточное время своей жизни. И даже после его избрания архиепископом Фессалоникийским в 1347 году он жил как аскет.

В 1335 году монах, богослов и философ Варлаам Калабрийский прибыл на православный Восток из Италии для того, чтобы разоблачить движение исихазма. Испытав огромное влияние аристотелизма, латинского богословия и схоластики он учил, что человек неспособен, бессилен познавать, приближаться и соединяться с Богом. Он также учил, что Бог «замкнут Сам в себе» («κλεισμένος στον εαυτό του») и не может соединяться с человеком. Делая в Боге различие между сущностью и энергиями, православные Отцы напротив учили, что познание Божественной сущности невозможно, но не нетварных божественных энергий, которые подаются людям как высшие дары. И это становится вполне очевидным для тех, которые стремятся очиститься от своих страстей. Главным средством для просвещения и обретения личного опыта переживания божественных энергий является непрерывная умная молитва, в которой подвизались монахи исихасты посредством непрерывного моления молитвой «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя», достигая при этом зрения своими телесными очами Нетварного Света, то есть Божественной Славы.

Для западных христиан, а в данном случае для личности монаха Варлаама, умная молитва и трезвенное боговидение были непонятны и считались богохульством. Они осудили исихастов как еретиков и упрекали их как «пуподушников» (ομφαλοσκόπους), поскольку эти монахи сосредотачивали во время молитвы свои взоры на груди и на верхней части сердца. Возник сильный конфликт между сторонниками Варлаама и свт. Григорием и этот конфликт превратился в настоящий духовный смерчь, который может уступать по своим масштабам только иконоборчеству.

Свт. Григорий Палама стал защитником исихазма, духовным выразителем православных монашеских идеалов, поскольку он был полностью уверен в том, что боговидение, достигаемое с помощью аскетического подвига и умной молитвы, согласно с учением Церкви. Посему он был учителем и вдохновителем исихазма. Сам продолжая многовековую традицию древних Отцов и аскетов Церкви, он учил, что человек с помощью аскетического подвига и трезвения может видеть и во время своей жизни своими естественными очами Нетварный Божественный Свет, тот Свет, который видели ученики Христа во время Его Преображения на горе Фавор.

Свт. Григорий восприял на себя обязанность защищать исихазм и спасти его2 от непрерывных нападок со стороны схоластов Запада. Его борьба началась в Фессалониках, где он написал свой весьма важный труд «В защиту священно-безмолствующих», с помощью которого он доказывает что боговидение исихазма согласно со Священным Писанием и Преданием Церкви. Раскрывая богословие предшествующих великих Отцов, он учил, что Бог существует как божественная Сущность, Которая абсолютно неприступна для человека. Но от Нее исходят нетварные энергии, которые могут человека делать им причастным.

Три великих Собора, созванные в Константинополе в 1341, 1347 и 1351 годах признали верным и авторитетным богословие свт. Григория, оправдали исихастов и осудили Варлаама и его учеников. Но не смотря на все это, приверженец Запада патриарх Иоанн Калека осудил свт. Григория в 1343 году и попытался сослать его в изгнание на четыре года. В 1347 году свт. Григорий был оправдан и был избран архиепископом Фессалоникийским. В 1350 году он попал в плен к туркам, а в 1355 году он был освобождён. Он скончался 14 ноября (по старому стилю)1359 года в Фессалонике, а в 1368 году он был прославлен в лике святых.

Этот великий муж стал образцом и учителем аскетического подвига и воплотителем христианских добродетелей. И как архиепископ Фессалонитский, и как монах Святой Горы он учил непрестанной борьбе против зла и греха. Он побуждал ко всецелому очищению от душепагубных страстей, деланию. которое называется в аскетической терминологии трезвением ( νίψη), и шествию по пути аскетического подвига, как единственного пути для спасения и обожения.

Эта великая среди Святых Отцов Церкви личность, несомненно, служит для нас верующих в этот глубокий период светлым знамением. Его глубокие и цельные православные творения не только источают аромат благочестия, но и являются реальным путем для душевно-телесного нашего аскетического подвига. Он является великим учителем шествия по духовному пути и для нашей борьбы за трезвение и очищение от душепагубных наших страстей, дабы через этот подвиг просветились одеяния наших душ, дабы мы тем самым имели бы возможность встретиться с Женихом Христом.

 

© перевод выполнен

интернет-содружеством Православный Апологет 2014 год

источник: aktines.blogspot.com

1Его родители причислены к лику святых Православной Церкви Элладской Церковью

2Если же быть более точным то свт Григорий был вызволен из пустыни и своего уединения на Святой Горе монахами святогорцами для того чтобы опровергнуть Варлаама. Важным плодом этой полемики явился знаменитый Святогорский Томос подписанный всеми игуменами святой Горы Афон и Протом Святой Горы См митрополит Иерофей (Влахос) Святой Григорий Палама как святогорец СТСЛ 2012.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События