Catechetical Homlily for Holy and Great Lent (2014). |
Слово на вступление в дни Святой и Великой четыредесятницы
Вселенского патриарха г-на Варфоломея
Λόγος Κατηχητήριος ἐπί τῇ ἐνάρξει
τῆς Ἁγίας καί Μεγάλης Τεσσαρακοστῆς (2014).
Прот. № 138
+ ВАРФОЛОМЕЙ
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ,
БЛАГОДАТЬ И МИР
ОТ СПАСА И ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
И ОТ НАС МОЛИТВА, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения»
(2 Кор. 6, 2-3)
Возлюбленные о Христе братья и чада в Господе,
Наша Православная Церковь постановила нам в это время обратить наше внимание на истинное покаяние, «горнило греха», согласно Святому Златоусту. Покаяние является главным предметом проповеди Господа нашего Иисуса Христа и сущностью христианского учения. Это есть каждодневный призыв Церкви, обращенный ко всем нам.
Между тем, многие из христиан в действительности не переживали подлинного покаяния. Иногда кажется, что оно не имеет к нам самим отношения, ибо мы не хотим придти в себя, осознать и почувствовать, в какой мы впали грех. Однако, как учит Исаак Сирин, искусный в духовной жизни, и как утверждают основываясь на духовном опыте догматически большинство Отцов нашей Церкви, «покаяние необходимо даже совершенным». Потому что покаяние есть не только сожаление о грехах наших и, как следствие, решимость не совершать их опять, но добрая перемена всего сознания нашего, чтобы постоянно совершенствовалось наше восприятие Бога и мира, неуклонно возрастали в нас любовь и смирение, очищение и мир.
В этом смысле покаяние есть бесконечный путь к Божественному совершенству, которого мы всегда должны вожделеть и к которому стремиться. Поскольку Божественное совершенство беспредельно, наш путь к подобию его бесконечен и беспределен. Какого бы уровня совершенства мы не достигли, всегда будет существвать ступень еще более высокая. И поэтому надлежит всегда стремиться к духовному прогрессу и преображению, как увещевает Апостол Павел, вознесенный даже до третьего неба и созерцавший неизглаголанные тайны, повествуя: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).
Чем больше очищается наш внутренний мир и наше духовное око, тем яснее видим и себя, и всё вокруг. В этом изменении и совершенствовании видения — как реалий мира сего, так и нашего духовного состояния — и заключается покаяние, как состояние нашего духа, новее и совершеннее того, в котором мы ныне находимся. В этом смысле покаяние составляет принципиальную основу духовного прогресса и обретения нашего бытия по образу Божию.
Покаяние, ля того чтобы быть реальным действительным, оно конечно, должно приносить сопутствующие ему плоды, каковые суть прощение и благодеяние по отношению к со-человеку. Любовь к со-человеку, ближнему, движет наше сердце к тому, чтобы его принять всецело, отвечая насколько возможно всеобъемлюще на все его нужды. И это является основной составляющей искреннего покаяния. Иначе говоря, стезя покаяния есть узрение и исповедание грехов своих, непамятозлобие, горячая и истинная молитва, милостыня, смирение, любовь ко всем, победа добра над злом, уклонение от тщеславия и суетной надменности, которая мгновенно искореняется покаянием.
Через внутренний подвиг покаяния человеческой душе открывается «мытаря и фарисея различие»: да «возненавидим гордынный глас одного: ревнуя благоумиленной молитве» другого, молясь пространно со слезами: «Боже, милостив буди нам, грешным, и помилуй нас».
В разгар охватившего весь мир экономического кризиса, наступившие дни Святой и Великой Четыредесятницы располагают к тому, чтобы заняться оказанием материальной и духовной помощи всякому со-человеку. Так, творя человеколюбие и являя на деле наше обращение от обыденного индивидуалистического фарисейского подхода к жизни к соборному и альтруистическому восприятию, мы претворим покаяние в жизнь с великой и огромной пользой, переродив образ нашего эгоистическо-атомитического мышления. Так наше покаяние станет реальным, изменяя нашу принципиальную ложную установку и возводя нас — «возревновавших мытаря смирению и нраву его, помилование ему принесшему» — от греха эгоцентризма и тщеславия к добродетели взаимной любви.
Вступаем мы в сей спасительный период очищения сердца и духа, чтобы с еще большей глубиной нам восприятие нами Страдания, Креста, Гроба и Воскресения Господа нашего, став реальным и жизненным, а не символичным или абстрактным; и от Патриаршего Перстола Иоанна Златоуста, проповедника и опытного учителя покаяния, вместе со Святителем и мы, малейший из его преемников, увещеваем, и молим, и просим: «через покаяние обновленными становятся, совлекаясь ветхости, обветшавшей от грехов, и работая обновлению, в чем и есть полнота благодати».
Итак, братия и чада, предстала нам благоприятная пора «печали» и пришло время вострезвиться и подвизаться, чтобы «прежде, чем рассеется зрелище мира сего, возрадеть нам о спасении нашем» в истинном и бытийном покаянии: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал» нам Господь, да «пощадит нас везде Сый и вся исполняяй» Христос Бог, по великой и непостижимой милости Своей, Его же спасительная Благодать да будет со всеми.
Святая и Великая Четыредесятница 2014
+ Константинопольский
пламенный о всех молитвенник к Богу
Ἁγία καί Μεγάλη Τεσσαρακοστή ,βιδ´
+ Ὁ Κωνσταντινουπόλεως
διάπυρος πρός Θεόν εὐχέτης πάντων ὑμῶν
Источник: http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1867&tla=gr