+ Митрополит Сервий и Козани Дионисий Псарианос
Нет в нашей жизни ничего определеннее того, что рано или поздно все мы отправимся в мир иной. Сам факт того, что мы родились и живем в этом мире, приводит нас к осознанию того, что в один прекрасный день нам придется его покинуть. Каждый день мы наблюдаем и в то же время осознаем, что люди рождаются и умирают, приходят и уходят. Но не вызывает у нас сомнения и то, что нас будут судить, мы будем отчитываться, как мы жили и вели себя в этой жизни. Это общее убеждение, укоренившееся во всех людях всех наций и возрастов. А еще мы располагаем “свидетельствованием пророческого слова” – Божественным Откровением, которое говорит о великом и славном дне Суда и о Втором пришествии Иисуса Христа, как мы об этом услышим завтра из Евангелия Божественной литургии.
Второе пришествие Иисуса Христа и Суд являются деянием Бога, в котором свершается учение Евангелия, вера Церкви и житие верующих. Евангелие (святой Иоанн Златоуст называет его “сладостным”) – это и есть сладостное повествование, которое верующие слышат из уст Господа и хранят в своей памяти с благоговением. Церковь утверждает Символ веры в ожидании Воскресения и суда: “Чаю воскресения мертвых…” Осведомленность нашего сознания и слово Иисуса Христа в евангельском отрывке вполне достаточны для того, чтобы уверить нас в неизбежности Страшного Суда, но общепонятно и слово апостола, когда он пишет Евреям: “Человекам положено однажды умереть, а потом Суд”.
К сожалению, многие люди не осознают, что в какой-то момент они покинут сей мир, или что они будут судимы Богом за свои поступки. И это худшее, что может произойти с человеком. Вырви из своей головы память о смерти и страх перед Судом и ты опустишься до уровня твари, тогда тебя ничего не остановит. А тем более, когда ты молод. Молодые люди ведут себя, как будто вокруг не существует пожилых, они не видят, что каждый день люди умирают. Они одурманены своей молодостью, избытком здоровья и сил, они уверены, что старость их не касается, что они никогда не умрут и им не придется отвечать за свою жизнь. И все же предпочтительнее, чтобы и молодые, и старые помнили о смерти. Вся жизнь мудрецов и Божьих святых является смертной памятью. Насколько горько, настолько спасительно помнить, что каждый из нас умрет. Тот, кто не забывает, что смерть его рядом, пусть не сомневается, что его ждут Суд и воздаяние Бога.
Иисус Христос определенно сообщил нам о Своем Втором славном Пришествии. В первый раз Он пришел смиренным и бедным, во второй – придет во всей Своей Божественной славе. В первый раз Он пришел, чтобы спасти мир, во второй – судить его. В первый раз Он дал нам заповедь о любви, во второй – будет судить по справедливости. Не только как Бог, не только как человек, а как Богочеловек: как Бог, который является всецело праведным, и как Человек, знающий человеческую болезнь. Он сказал, что “Отец передал весь суд Сыну”. “Сын пришел спасти мир, Он будет ему и судьей”. Он будет судить его с малым, чтобы спаслись как можно больше людей, потому что Бог желает спасения мира. Не спасутся только те, кто захочет, те, кто ни чрез учение, ни чрез знаки не захотят поверить в Христа. Они и сейчас говорят то же самое, и тогда то же самое скажут: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?”
Вот здесь евангельский отрывок о Втором Пришествии Иисуса Христа и кризисе в мире обретает непостижимую глубину и максимальную социальную значимость. Никаких громких слов и теорий, а маленькие и каждодневные поступки. Не воображаемые жертвы и показные поступки, а хлеб для голодных, одежда – нагим, стакан воды – жаждущим. Самое малое, посильное каждому из нас, а не только максимальное, которое могут предоставить немногие. Когда мы осуждаем социальную несправедливость и неравенство и правда на нашей стороне, мы нередко забываем, что доля ответственности падает на всех.
И случается, что кричат об этом не всегда самые бедные и потерпевшие. Но, естественно, когда проповедь, да и людое обращение к людям, не берет свое начало от веры в Бога, не является притворением заветов Божьих, тогда теряется ее смысл, и такая проповедь становится очередным теоретическим обучением. И опять же естественным является то, что когда мы не верим в Бога, мы не верим и в человека. Тогда мы имеем дело не с человеком-братом нашим и Иисусом Христом, что, конечно, причиняет нам боль, а с учением и преподаванием теории социальной системы, в которую мы верим.
Истина одна – нас ждет смерть и суда Божий. В любом случае мы будем отвечать за нашу жизнь. Мы утверждаем, что естественные законы нерушимы, но более нерушимыми являются нравственные законы. И неверна материалистическая аксиома: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем!” Когда-то наша жизнь предстанет перед нами, а над нашими поступками будет вершить Суд сам Господь Бог “чрез Иисуса Христа”. И если Христос будет судить нас как Бог, никто из нас не спасется. Он будет судить нас, как Бог и человек, по чисто человеческим меркам. И Он спросит нас, любим ли мы друг друга, ведь любовь, как пишет апостол: “покрывала множество грехов”. Любовь не есть слово или теоретическое учение, а проявление конкретного деяния по отношению к своему ближнему, который является братом “во имя Иисуса Христа”.
Не безликий человек или человечество, а твой сосед и брат. Поэтому давайте любить, давайте верить в Бога, где чрез любовь человек стал человеком, дабы спасти всех. Чтобы нам довелось услышать во время суда: “Придите, благословенные…” Аминь.
Митрополит Сервий и Козани (+) Дионисий “На крыльях ветров”, т. 1 , изд. Нектарий Панагопулос.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.