Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святитель Фотий светлый защитник Православия

Лампрос Сконтзу богослов-преподаватель

 


ΜΕΓΑΣ ΦΩΤΙΟΣ: Ο ΦΩΤΕΙΝΟΣ ΠΡΟΜΑΧΟΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ ΜΑΣ
    

6 февраля (по старому стилю то есть 19 февраля по гражанскому календарю) наша Церковь празднует память свт. Фотия Великого. Речь идет о очень важной церковной личности, которой было дано редкостное наименование Великий. Он великим считался не только в Церкви, но и в истории, поскольку он явился собирателем в единое целое разных отдельных светил человечества .

Он родился в Константинополе в 810 году у богатых и благочестивых родителей Сергия и Ирины, которые принадлежали к защитникам святых икон. Он получил прекрасное классическое и богословское образование в известном Университете в Константинополе. Уже после торжества Православия, победы иконопочитания при святой августе Феодоре и ее сыне императоре Михаиле III (842-867) в 843 году свт. Фотий был удостоен высокого положения при дворе.

В 859 году, после удаления патриарха Игнатия с патриаршего Константинопольского престола, император сделал предложение возвести на него Фотия, который считался добродетельным и благочестивым мужем. Невзирая на первоначальные возражения относительно его возведения, он был введен в священный клир. В течение одной недели он прошел три степени священнослужения. Его епископская хиротония и патриаршая интронизация состоялись в день Рождества Христова 858 года. Уже в первые дни он начал реорганизацию Церкви и разубцовывал раны, которые ей нанесли столетние иконоборческие споры (726-843). Приглашая к себе достойных соратников, он вел борьбу за духовное возрождение верующих и за возобновление миссионерского служения Церкви, которое угасло из-за бури иконоборчества. Он начал с христианизации болгар, которых он в тоже время сделал и друзьями Византии. Он им послал двух образованных братьев из Фессалоник Кирилла и Мефодия для того, чтобы они преобразили Европу и сделали христианами народы Восточной и Центральной Европы, которые еще оставались идолопоклонниками. А это значит, что свт. Фотий Великий был, в действительности, просветителем Европы

В его время отдавалось предпочтение просвещению и образованию Он верил всей своей душой, что образование и просвещение являются необходимейшими сторонами жизни человека для того, чтобы совершить преобразование и самого чедлвека. Он конечно же считал, что христианская вера и благочестие должны прибегать к помощи образованности и знанию с тем, чтобы христианство не выглядело отсталым по отношению к не христианству. Христианская вера непосредственно связанная с «внешней» образованностью творит и создает цельные личности и высочайшие культурные идеи. Поэтому то он повсюду основывает школы, в которых преподавали все виды знаний и наук. Самой именитой школой, основанной свт. Фотием, стал Магнаврский университет в Константинополе, в который были приглашены для преподавания наиболее известные в мире преподаватели. Фотий был одним из этих лиц, и он преподавал в нем философию на протяжении многих лет, при этом одновременно он нес и свое пастырское служение.

Свт. Фотий питал огромную любовь к классической литературе и весьма уважал древнегрееских философов и писателей. Поэтому он поставил одной из своих целей сохранить древнегреческое духовное наследие, которое он считал и своим собственным наследием. Он возлагал на монахов переписчиков-каллиграфов обязанность переписывать и распространять древние творения и пополнять ими библиотеки. Сам он предпринял титанический труд по сохранению в кратком изложении наиболее важных творений древнегреческих писателей в известном и уникальном с точки зрения истории труде своем под названием «Мириобиблион». В этом произведении святителя Фотия были сохранены наиболее редкие древние произведения. Утверждают также, что если бы свт. Фотий не оставил бы для нас свое произведение «Мириобиблион» ,то наши знания о древних писателях были бы весьма скудными. Без него мы бы не узнали ни о существовании классических произведений, ни даже и о писателях древности!

Однако великие мужи сталкиваются и с величайшими вызовами и большими врагами. Свт. Фотий пережил большую трагедию в своей жизни. «Игнатиане» (сторонники низложенного патриарха Игнатия) прибегли к помощи Римского папы Николая для того, чтобы обвинить свт. Фотия в антиканониеских деяниях. Папа (который еще был православным) нашел тем самым повод для того, тобы вмешаться в дела Востока и потребовал возвратить принадлежавшее ему же имущество, которое было у него отобрано. Он потребовал в обязательном порядке использовать латинский язык во время богослужения в тех церквах, которые были основаны византийской миссией в Европе, а также потребовал восстановления патриарха Игнатия. Фотий понял, что все это были предлоги и посему он пошел далее - на осуждение ереси filioque (учение об исхождении Святого Духа и от Сына) и заявил об антицерковном характере действий Римского папы. В результате папа в 863 году отлучил свт. Фотия, а Фотий был вынужден сделать тоже самое с Римским папой. Он созвал собор в 867 году на котором он анафематствовал папу Николая и его низложил. Это была так называемая «схизма при Фотие».

В 867 году новый император Василий I низложил патриарха Фотия с патриаршего престола и отправил его в ссылку. Он возвратился вновь на Константинопольскую кафедру в 879 году, а потом он вновь был отлучен в 886 году. Он скончался 6 февраля 893 года, при этом он примирился с Игнатием и упразднил схизму с Римской Церковью. Церковь его прославила как святого и великого за его великие труды. Священный Синод Греции считает его своим покровителем и светло празднует его памяти в день его кончины.

Следует отметить тот факт, что свт. Фотий Великий и его труды являются весьма актуальными для нашего времени. Современный экуменический энтузиазм стремится к нивелированию нашей православной традиции и к искажению нашего церковного сознания. Экуменизм предпринял усилия к тому, чтобы восприять еретическое экклесологиеское учение о том, что наша Православная Кафолическая Церковь не является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью Христа, но ее лишь частью. Поскольку, согласно его мнению, «церковь» является своего рода панспермией-конгломератом еретических групп, начиная с папизма и заканчивая последними течениями протестантизма! Изучая же труды свт. Фотия, благодаря этому богоносному мужу, мы понимаем и осознаем, что уже не остается места для подобных измышлений! Церковь согласно его воззрениям является одной и нераздельной, будучи Телом Христа. Раскольники и еретики находятся вне Единой Церкви. Современные термины «Церкви» и «соединение Церквей» были для свт. Фотия совершенно неизвестной терминологией, но у него доминирует термин «возвращение в Церковь». Вдохновленный Святым Духом, свт. Фотий в особенности осознавал отступление западного христианства и заранее смог различить зародыши упадка и деградации папства. И поэтому свт. Фотий с особым напряжением боролся за сохранение Православия Церкви. Его борьба запечатлена в работе и принятых решениях VIII Вселенского собора в Константинополе (879-880). Его борьба оказалась оправданной всей историей. К сожалению, опасения свт. Фотия подтвердились, поскольку западное христианство окончательно пошло по пути, ведущему за пределы Церкви, и вне которой оно остается и по сей день. Большим доказательством ненависти западного христианства к свт. Фотию является не только то, что там его не почитают за святого. но и до сих пор распространяют на него клеветнические наговоры вот уже на протяжении дести веков! Для нас же православных свт. Фотий Великий является (и должен являться) вместе с другими великими Отцами его времени и с Отцами последующих эпох (Григорием Паламой, Марком Евгеником, Георгием Схоларием, Косьмой Этолийским, Иустином Поповичем и др.) светлыми столпами нашей Православной веры (некими межевыми знаками пограничными знаками Православия) и нашего церковного самосознания!

 

Источник: http://aktines.blogspot.ru/2014/02/blog-post_2687.html

 

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События