7/20 января наша Церковь празднует собор святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Это древнейший праздник нашей Церкви, посвященный святому Иоанну. Он имеет Божественное происхождение. Бог просветил отцов Церкви, вразумив их назначить этот праздник после дня святого Богоявления, чтобы почтить святого Иоанна, крестившего Христа. Пророк Иоанн – «величайший святой» нашей Церкви (конечно же, вне сравнения только Пресвятая Богородица, которая выше всех святых.) Он – «больший из рожденных женщинами» (Мф. 11:11). Он являет собой воплощение человеколюбия и любви Христа, друга грешников, проповедника покаяния, пустынную горлицу. В каком бы уединении мы не находились в городах и других поселениях, нам следует помнить, что святой пророк Иоанн всегда сопровождает нас, становясь для нас замечательным спутником.
Поэтому писатель Александр Пападьямандис, находясь в шумных богатых Афинах, часто вспоминал монастырь святого Иоанна Предтечи на остове Скиатос (или Скиафос – Прим. ред.), называющийся «Безлунным» («Aselinos»), поскольку он располагается в месте, плохо освещаемом как солнцем, так и луной. Пападьямандис посвятил этой обители одноименное стихотворение: «В своей пустыне, святой мой Иоанн, где некогда звучал твой голос, вспомни и пожалей нас, гибнущих в пустыне, полной множества людей». Какие прекрасные слова! Это означает, что в Церкви мы не одиноки. Формально, быть может, и да. Но экзистенциально – нет. Рядом с нами пребывает вочеловечившийся Христос, Святая Троица, Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, святые, мученики, Ангелы и Архангелы, души праведников и все, любящие нас, в каком бы краю они не находились. А значит – мы совсем не одиноки. Как только мы помолимся и призовем их, мы окажемся «в светлости святых» – среди святых, вместе со святыми.
В тот же день, 7/20 января, вспоминается и перенесение честной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь. Это было совершено в X веке, в годы правления императоров Константина Багрянородного и его сына Романа II.
Святой Иоанн был похоронен в Севастии, городе, находящемся близ Антиохии Сирийской и Киликии в Малой Азии. Евангелист Лука отправился туда и забрал честную десницу Иоанна Предтечи. Святой Лука очень любил его и посвятил ему наибольший отрывок в своем Евангелии, ибо святой Иоанн есть начало евангельской истории.
Взяв мощи, Лука отправился к себе на родину в Антиохию Сирийскую. Здесь родился Иоанн Златоуст и многие другие святые. И здесь мощи святого Иоанна Предтечи совершали великие чудеса. Многие души они привели ко Христу, отвратили от греха, даровав им покаяние и благодать. Они творили различные чудеса: изгоняли демонов, исцеляли больных и расслабленных, давали людям душевное и телесное здравие.
Как сообщает синаксарь за 7/20 января, в горах Антиохии жил огромный змей. Местные простодушные язычники ему поклонялись, принимая его за божество. Каждый год змею приносили человеческую жертву, которую выбирали, бросая жребий. И однажды эта участь постигла дочь некоего христианина. Ее должны были бросить змею и обречь на гибель. Христианин был убит горем. Не зная, как поступить, он обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и святому Иоанну Предтече. И накануне страшного богоненавистного действа он пошел поклониться мощам святого. Припадая со слезами к честной деснице, он откусил от нее большой палец и забрал с собой. Никто не остановил его.
На следующий день, незаметно держа в руке большой палец десницы святого Иоанна Крестителя, этот человек повел свою дочь к тому месту, куда за ней должен был приползти змей. Множество людей собралось здесь в ожидании этого ужасающего и жестокого зрелища. И когда змей выполз из своего убежища и устремился к жертве, отец бросился и встал перед ней. Когда же змей открыл свою пасть, чтобы проглотить несчастную девушку, отец бросил туда палец великого Иоанна Предтечи. И что же случилось? В ту же секунду змей разорвался и исчез.
Все окружающие, в особенности отец с дочерью, были поражены и растроганы. Они возрадовались, прославили и возблагодарили Бога и Его великого Предтечу Иоанна. Многие язычники были обращены в христианство. Все они вместе с удостоившимся великой милости отцом собрали камни и воздвигли церковь святого Иоанна Предтечи.
Свидетелями чудес стали и византийские императоры, в частности, Константин и Роман Багрянородные. Они желали, чтобы десница святого Иоанна находилась в Константинополе. Всевидящий Иоанн Предтеча, узнал их намерения и возрадовался. И когда в храме, где хранилась десница, совершалось освящение воды, святой Иоанн вразумил диакона Антиохийской церкви Иова забрать десницу. И в момент, когда прихожане сосредоточенно молились, диакон взял честную десницу и доставил в Константинополь. Это была, своего рода, кража во благо. Это случилось по вразумлению святого Иоанна.
Чудесным образом десница была принесена в Константинополь 7 января (по старому стилю), в день празднования Собора Иоанна Предтечи, день его памяти. Диакон сохранил содеянное в тайне, чтобы избежать преследования. Ведь это была, поистине великая реликвия. «Руку твою прикоснувшуюся пречистому верху Владычню», – поется в стихире Девятого часа. С этим песнопением на устах скончался и Александр Пападьямандис.
Императоры узнали об этом и поспешили встретить великого Крестителя. Они со слезами пали ниц. Плакал и народ. Это показывало их огромную радость и благодарность при встрече со святым Иоанном, величайшим из пророков. Императоры взяли святыню и отнесли в дворцовую церковь. Они благодарили святого Иоанна, узнавшего их намерение, услышавшего их молитвы и пришедшего к ним. И каждый год 7 января все императоры бессмертного Константинополя праздновали перенесение мощей святого Иоанна. Этот праздник занесен в минеи, поэтому чтим его и мы. Многая лета всем, празднующим это великое событие.
Архимандрит Ананиас Кустенис, “Зимний Синаксарь”, т.1, стр. 134-140.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
7/20 января наша Церковь празднует собор святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Это древнейший праздник нашей Церкви, посвященный святому Иоанну. Он имеет Божественное происхождение. Бог просветил отцов Церкви, вразумив их назначить этот праздник после дня святого Богоявления, чтобы почтить святого Иоанна, крестившего Христа. Пророк Иоанн – «величайший святой» нашей Церкви (конечно же, вне сравнения только Пресвятая Богородица, которая выше всех святых.) Он – «больший из рожденных женщинами» (Мф. 11:11). Он являет собой воплощение человеколюбия и любви Христа, друга грешников, проповедника покаяния, пустынную горлицу. В каком бы уединении мы не находились в городах и других поселениях, нам следует помнить, что святой пророк Иоанн всегда сопровождает нас, становясь для нас замечательным спутником.
Поэтому писатель Александр Пападьямандис, находясь в шумных богатых Афинах, часто вспоминал монастырь святого Иоанна Предтечи на остове Скиатос (или Скиафос – Прим. ред.), называющийся «Безлунным» («Aselinos»), поскольку он располагается в месте, плохо освещаемом как солнцем, так и луной. Пападьямандис посвятил этой обители одноименное стихотворение: «В своей пустыне, святой мой Иоанн, где некогда звучал твой голос, вспомни и пожалей нас, гибнущих в пустыне, полной множества людей». Какие прекрасные слова! Это означает, что в Церкви мы не одиноки. Формально, быть может, и да. Но экзистенциально – нет. Рядом с нами пребывает вочеловечившийся Христос, Святая Троица, Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, святые, мученики, Ангелы и Архангелы, души праведников и все, любящие нас, в каком бы краю они не находились. А значит – мы совсем не одиноки. Как только мы помолимся и призовем их, мы окажемся «в светлости святых» – среди святых, вместе со святыми.
В тот же день, 7/20 января, вспоминается и перенесение честной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь. Это было совершено в X веке, в годы правления императоров Константина Багрянородного и его сына Романа II.
Святой Иоанн был похоронен в Севастии, городе, находящемся близ Антиохии Сирийской и Киликии в Малой Азии. Евангелист Лука отправился туда и забрал честную десницу Иоанна Предтечи. Святой Лука очень любил его и посвятил ему наибольший отрывок в своем Евангелии, ибо святой Иоанн есть начало евангельской истории.
Взяв мощи, Лука отправился к себе на родину в Антиохию Сирийскую. Здесь родился Иоанн Златоуст и многие другие святые. И здесь мощи святого Иоанна Предтечи совершали великие чудеса. Многие души они привели ко Христу, отвратили от греха, даровав им покаяние и благодать. Они творили различные чудеса: изгоняли демонов, исцеляли больных и расслабленных, давали людям душевное и телесное здравие.
Как сообщает синаксарь за 7/20 января, в горах Антиохии жил огромный змей. Местные простодушные язычники ему поклонялись, принимая его за божество. Каждый год змею приносили человеческую жертву, которую выбирали, бросая жребий. И однажды эта участь постигла дочь некоего христианина. Ее должны были бросить змею и обречь на гибель. Христианин был убит горем. Не зная, как поступить, он обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и святому Иоанну Предтече. И накануне страшного богоненавистного действа он пошел поклониться мощам святого. Припадая со слезами к честной деснице, он откусил от нее большой палец и забрал с собой. Никто не остановил его.
На следующий день, незаметно держа в руке большой палец десницы святого Иоанна Крестителя, этот человек повел свою дочь к тому месту, куда за ней должен был приползти змей. Множество людей собралось здесь в ожидании этого ужасающего и жестокого зрелища. И когда змей выполз из своего убежища и устремился к жертве, отец бросился и встал перед ней. Когда же змей открыл свою пасть, чтобы проглотить несчастную девушку, отец бросил туда палец великого Иоанна Предтечи. И что же случилось? В ту же секунду змей разорвался и исчез.
Все окружающие, в особенности отец с дочерью, были поражены и растроганы. Они возрадовались, прославили и возблагодарили Бога и Его великого Предтечу Иоанна. Многие язычники были обращены в христианство. Все они вместе с удостоившимся великой милости отцом собрали камни и воздвигли церковь святого Иоанна Предтечи.
Свидетелями чудес стали и византийские императоры, в частности, Константин и Роман Багрянородные. Они желали, чтобы десница святого Иоанна находилась в Константинополе. Всевидящий Иоанн Предтеча, узнал их намерения и возрадовался. И когда в храме, где хранилась десница, совершалось освящение воды, святой Иоанн вразумил диакона Антиохийской церкви Иова забрать десницу. И в момент, когда прихожане сосредоточенно молились, диакон взял честную десницу и доставил в Константинополь. Это была, своего рода, кража во благо. Это случилось по вразумлению святого Иоанна.
Чудесным образом десница была принесена в Константинополь 7 января (по старому стилю), в день празднования Собора Иоанна Предтечи, день его памяти. Диакон сохранил содеянное в тайне, чтобы избежать преследования. Ведь это была, поистине великая реликвия. «Руку твою прикоснувшуюся пречистому верху Владычню», – поется в стихире Девятого часа. С этим песнопением на устах скончался и Александр Пападьямандис.
Императоры узнали об этом и поспешили встретить великого Крестителя. Они со слезами пали ниц. Плакал и народ. Это показывало их огромную радость и благодарность при встрече со святым Иоанном, величайшим из пророков. Императоры взяли святыню и отнесли в дворцовую церковь. Они благодарили святого Иоанна, узнавшего их намерение, услышавшего их молитвы и пришедшего к ним. И каждый год 7 января все императоры бессмертного Константинополя праздновали перенесение мощей святого Иоанна. Этот праздник занесен в минеи, поэтому чтим его и мы. Многая лета всем, празднующим это великое событие.
Архимандрит Ананиас Кустенис, “Зимний Синаксарь”, т.1, стр. 134-140.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Собор святого Иоанна Предтечи
7/20 января наша Церковь празднует собор святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Это древнейший праздник нашей Церкви, посвященный святому Иоанну. Он имеет Божественное происхождение. Бог просветил отцов Церкви, вразумив их назначить этот праздник после дня святого Богоявления, чтобы почтить святого Иоанна, крестившего Христа. Пророк Иоанн – «величайший святой» нашей Церкви (конечно же, вне сравнения только Пресвятая Богородица, которая выше всех святых.) Он – «больший из рожденных женщинами» (Мф. 11:11). Он являет собой воплощение человеколюбия и любви Христа, друга грешников, проповедника покаяния, пустынную горлицу. В каком бы уединении мы не находились в городах и других поселениях, нам следует помнить, что святой пророк Иоанн всегда сопровождает нас, становясь для нас замечательным спутником.
Поэтому писатель Александр Пападьямандис, находясь в шумных богатых Афинах, часто вспоминал монастырь святого Иоанна Предтечи на остове Скиатос (или Скиафос – Прим. ред.), называющийся «Безлунным» («Aselinos»), поскольку он располагается в месте, плохо освещаемом как солнцем, так и луной. Пападьямандис посвятил этой обители одноименное стихотворение: «В своей пустыне, святой мой Иоанн, где некогда звучал твой голос, вспомни и пожалей нас, гибнущих в пустыне, полной множества людей». Какие прекрасные слова! Это означает, что в Церкви мы не одиноки. Формально, быть может, и да. Но экзистенциально – нет. Рядом с нами пребывает вочеловечившийся Христос, Святая Троица, Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, святые, мученики, Ангелы и Архангелы, души праведников и все, любящие нас, в каком бы краю они не находились. А значит – мы совсем не одиноки. Как только мы помолимся и призовем их, мы окажемся «в светлости святых» – среди святых, вместе со святыми.
В тот же день, 7/20 января, вспоминается и перенесение честной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь. Это было совершено в X веке, в годы правления императоров Константина Багрянородного и его сына Романа II.
Святой Иоанн был похоронен в Севастии, городе, находящемся близ Антиохии Сирийской и Киликии в Малой Азии. Евангелист Лука отправился туда и забрал честную десницу Иоанна Предтечи. Святой Лука очень любил его и посвятил ему наибольший отрывок в своем Евангелии, ибо святой Иоанн есть начало евангельской истории.
Взяв мощи, Лука отправился к себе на родину в Антиохию Сирийскую. Здесь родился Иоанн Златоуст и многие другие святые. И здесь мощи святого Иоанна Предтечи совершали великие чудеса. Многие души они привели ко Христу, отвратили от греха, даровав им покаяние и благодать. Они творили различные чудеса: изгоняли демонов, исцеляли больных и расслабленных, давали людям душевное и телесное здравие.
Как сообщает синаксарь за 7/20 января, в горах Антиохии жил огромный змей. Местные простодушные язычники ему поклонялись, принимая его за божество. Каждый год змею приносили человеческую жертву, которую выбирали, бросая жребий. И однажды эта участь постигла дочь некоего христианина. Ее должны были бросить змею и обречь на гибель. Христианин был убит горем. Не зная, как поступить, он обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и святому Иоанну Предтече. И накануне страшного богоненавистного действа он пошел поклониться мощам святого. Припадая со слезами к честной деснице, он откусил от нее большой палец и забрал с собой. Никто не остановил его.
На следующий день, незаметно держа в руке большой палец десницы святого Иоанна Крестителя, этот человек повел свою дочь к тому месту, куда за ней должен был приползти змей. Множество людей собралось здесь в ожидании этого ужасающего и жестокого зрелища. И когда змей выполз из своего убежища и устремился к жертве, отец бросился и встал перед ней. Когда же змей открыл свою пасть, чтобы проглотить несчастную девушку, отец бросил туда палец великого Иоанна Предтечи. И что же случилось? В ту же секунду змей разорвался и исчез.
Все окружающие, в особенности отец с дочерью, были поражены и растроганы. Они возрадовались, прославили и возблагодарили Бога и Его великого Предтечу Иоанна. Многие язычники были обращены в христианство. Все они вместе с удостоившимся великой милости отцом собрали камни и воздвигли церковь святого Иоанна Предтечи.
Свидетелями чудес стали и византийские императоры, в частности, Константин и Роман Багрянородные. Они желали, чтобы десница святого Иоанна находилась в Константинополе. Всевидящий Иоанн Предтеча, узнал их намерения и возрадовался. И когда в храме, где хранилась десница, совершалось освящение воды, святой Иоанн вразумил диакона Антиохийской церкви Иова забрать десницу. И в момент, когда прихожане сосредоточенно молились, диакон взял честную десницу и доставил в Константинополь. Это была, своего рода, кража во благо. Это случилось по вразумлению святого Иоанна.
Чудесным образом десница была принесена в Константинополь 7 января (по старому стилю), в день празднования Собора Иоанна Предтечи, день его памяти. Диакон сохранил содеянное в тайне, чтобы избежать преследования. Ведь это была, поистине великая реликвия. «Руку твою прикоснувшуюся пречистому верху Владычню», – поется в стихире Девятого часа. С этим песнопением на устах скончался и Александр Пападьямандис.
Императоры узнали об этом и поспешили встретить великого Крестителя. Они со слезами пали ниц. Плакал и народ. Это показывало их огромную радость и благодарность при встрече со святым Иоанном, величайшим из пророков. Императоры взяли святыню и отнесли в дворцовую церковь. Они благодарили святого Иоанна, узнавшего их намерение, услышавшего их молитвы и пришедшего к ним. И каждый год 7 января все императоры бессмертного Константинополя праздновали перенесение мощей святого Иоанна. Этот праздник занесен в минеи, поэтому чтим его и мы. Многая лета всем, празднующим это великое событие.
Архимандрит Ананиас Кустенис, “Зимний Синаксарь”, т.1, стр. 134-140.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
- See more at: http://www.pemptousia.ru/2014/01